СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка тематической недели"Птицы- наши друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нацелено на расширение представлений детей о мире птиц, на воспитание стремления заботиться о пернатых друзьях.

Просмотр содержимого документа
«Разработка тематической недели"Птицы- наши друзья"»



План проведения тематической недели «Птицы - наши друзья» во 2 классе.

Сроки проведения: с 20 марта по 24 марта

1день

Знакомство с планом работы.

Экологическая игра «Дерево загадок»

2 день

Конкурс рисунков «Птицы – наши друзья»

3 день

Экологическая игра « Проект «Домики для птиц»

4 день

Конкурс чтецов «Стихи о птицах»

5 день

Внеклассное занятие «Птицы – наши друзья»



















Внеклассное занятие «Птицы- наши друзья»


Цель: приобщение к празднику «День Птиц».
Задачи:
1. Расширять представление детей о мире птиц. Познакомить учащихся с экологическим праздником День птиц.
2. Развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
3. Воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам.

Оборудование: звуковое сопровождение с записью голосов птиц, презентация с изображением разных видов птиц.
Ход занятия
1. Вводная часть.

Учитель
-Добрый день, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на хорошую работу.
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)


- Мы собрались не случайно. Послушайте, красивые звуки 
(звучит пение птиц в лесу). 
- Что это? (ответы детей)
- Как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие их голосов. 
И не случайно мы слушаем их пение, ведь 1 апреля особенный день - Международный День птиц. Этому празднику уже более ста лет. 
Отмечается он с 1906 года. Впервые отметили его в Америке.
Оказалось, что многие люди готовы оказывать помощь птицам и стремиться сохранить исчезающие виды. В разных городах создаются организации, которые оказывают помощь птицам. Их подкармливают и защищают гнезда от разорения. Традиция эта сохраняется уже на протяжении многих лет. А чтобы о ней не забывали, 1 апреля добровольцы и все желающие привлекают внимание к проблеме сохранения и бережного отношения к пернатым друзьям.
2. Основная часть.
Учитель: Кто же такие птицы? (читают по очереди дети)
1 ученик: Птицы – это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.
2 ученик: Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами.
3 ученик: Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят к нам на крыльях весну.
4 ученик: Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.
5 ученик: Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.


Учитель.
- Птиц на нашей планете великое множество. Они живут в самых разных местах обитания, от пустыни до льдов. У всех птиц беззубый клюв и тело покрыто перьями.
- Они откладывают яйца, покрытые твёрдой оболочкой. И всё же, у каждой птицы свои особенности. Отличаются они друг от друга и размером, и окраской, и питанием. Каждая птица по-своему приспособилась к изменениям в природе. А еще они по-разному издают звуки.

На Земле примерно 9000 видов птиц, в нашей стране более 700. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Птицы – единственные животные с перьями. За это их называют пернатыми. Птицы вьют гнёзда, выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Назовите нелетающих птиц. Не летают киви, пингвины и страусы.
Птицы очень различаются по внешнему виду, размеру, раскраске. Самая крупная из современных птиц – африканский страус, его рост 2,7 м., а вес 70 - 90 кг. А самая маленькая птица – колибри, её размер не больше шмеля.
Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.
Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания – куры, утки, гуси, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

1 ученик

Первыми прилетают грачи. А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

2 ученик

Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, — вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей.

3 ученик

В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений — ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнезд гнедо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.

4 ученик

Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы — настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.

5 ученик

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.


6 ученик

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.


7 ученик

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы — овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы — склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Учитель

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Игра "Птичьи разговоры". 
- Каждая птица издает звук по своему.
Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Птицы разговаривают по разному. Определите как:
Сорока… стрекочет
Курица … кудахчет
Воробей… чирикает
Утка… крякает
Филин, сова… ухает
Гусь… гогочет
Ворона …. каркает
Кукушка…. кукует
Петух … кукарекает
Журавль …. курлычет
Голубь… воркует


Игра "Угадай птицу по голосу".
- Проверим, как вы узнаете птиц по голосу. 
(звучат голоса птиц, дети отгадывают кто это, правильность ответов подтверждается слайдом)


Физкультминутка.
- Я буду озвучивать название птиц. Если назову что-то другое, вы должны хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… 
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки,
 макароны 
Прилетели птицы: голуби,
 куницы 
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи,
 комары, кукушки… 
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сплюшки.
 
Лебеди и утки – и спасибо шутке!
 

Учитель.
- Изучением птиц занимаются орнитологи. Существует целая наука оринтология, которая изучает птиц, их разнообразие, их повадки, их поведение в природе, их перелетные маршруты.


Инсценировка «Случай».
Этот случай был в апреле, с юга птицы прилетели. 
Тает снег, а воробья выгоняют из жилья. 
– Убирайся вон, задира, – просвистел ему скворец. 
– Ни за что, моя квартира, я не временный жилец! 
Я тут вьюги и мороз терпеливо перенес. 
А сейчас, под этой кровлей для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей! – прочирикал воробей. 
– Не упрямься! Мне в наследство этот дом достался с детства.
Вылетай. Мой клюв остер. А не то…- Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел, быстро с нею влез на крышу, 
Тут же крепко привязал и приветливо сказал: 
– Я, друзья, сердечно рад, охраняйте вместе сад. 
Только Миша слез долой, воробейка удалой
В новый дом переселился и с соседом помирился. 


Правила общения с птицами.
Учитель.
- Ребята, как же мы должны относиться к птицам? 
- Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать? 
- Я буду озвучивать предложения , если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши, а если нет, то будете сидеть тихо.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.


Учитель

Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 команды, и мы проведём викторину. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Викторина.

1-й тур. Найдите ошибки.
Для перины и подушки 
Мягкий пух дают лягушки. Не лягушки, а утки, гуси.
Слышишь крики пастуха? 
Гонит в стадо петуха. Не петуха, а корову.
Спят ночами утки 
В конуре иль будке. Не утки, а собаки.
В строй цыплятки все встают 
И идут скорей на пруд. Не цыплята, а утята.

2-й тур. Четвёртый лишний.
1. Три из перечисленных птиц – зимующие, а одна перелётная. Найдите её. Синица, снегирь, дятел, грач.
2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Соловей, удод, пеночка, сова.

3-й тур. Почтовый ящик.
Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал. 
1. « У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья, хвост тёмные, а грудка ярко-желтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» Синица.
2. «Меня называют смотрителем леса. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? Полозень. 

4-й тур. Посчитайте.
Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
Да пара снегирей. (8).

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых – 5,
Кто успел их сосчитать? (14).
Сколько пар лебедей? (7).

Именины у синицы, гости собрались.
Сосчитай-ка их скорее,
Да смотри, не ошибись.
3 весёлых воробья, 3 вороны,
3 сороки – белобоки,
3 стрижа и дятлов – 3,
Сколько всех их? Назови! (15).

Много деток у тебя, трясогузка-умница?
2 спать легли, 2 в поле пошли,
2 – в лес по дрова, 2 – там, 2 – тут
Да 2 сзади идут. (12).

Подведение итогов викторины.


5. Итог занятия.

-Что нового узнали на занятии?

Если понравилось занятие и у вас отличное настроение поднимите солнышко, если не очень и вы не узнали ничего нового- поднимите облачко.

- Спасибо всем за работу.




















Экологическая игра «Дерево загадок»

Цели: расширять представление детей о мире птиц,развивать любознательность , расширять кругозор.



(На доске дерево с листьями, на которых написаны загадки, дети делятся на 2 команды, срывают листок с загадками.Чья команда отгадает больше загадок, та выигрывает)

Он весной поет красиво:

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей:

Что за птичка? (Соловей)

 

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят... (грачи)

 

Очень трудная работа -

О семье весной забота -

Строить в доме этажи!

Кто строители? (Стрижи)

 

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Рано выпорхнув спросонок,

Кто поет нам? (Жаворонок)

 

Тук-тук-тук - с утра весь день

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)

 

Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (кукушка)

 

Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей)

 

И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... (синица)

 

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

 

Задавака и пижон,

Своим хвостом гордится он,

Распустит перья для смотрин,

А как зовут его? (Павлин)

 

Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели.

Кружат, трели разводят певцы.

Кто весну прославляет? (Скворцы)

 

Птица большая, но не летает,

Длинные ноги бежать помогают,

Жизнь от природы такая досталась.

Кто любит побегать по Африке? (Страус)

 

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут... (клестом)

 

Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (Снегирь)

 

Кто поет, как соловей?

Кто, не прячась средь ветвей,

Наверху, у самых звезд,

Зачарует песней? (Дрозд)

 

Сидит он на болоте

И плачет днем и ночью,

Другим же плакать не велит.

Как птицу ту зовут? (Кулик)

 

Хоть и две ноги у птицы,

Удобней на одной стоится.

Из речки лягушат, как капли,

Кто ловит клювом? (Цапля)

 

Клюв с мешком при себе - удивительно!

Эта птица - рыбак? Поразительно!

И ни сеть не нужна, ни капкан,

Ловит рыбу мешком... (пеликан)

 

Вместе плавают, ныряют,

В зиму к югу улетают,

Неразлучны в жизни пары,

Что за птицы то? (Гагары)

 

Плавать в речке ей не лень,

Нырять и крякать целый день:

- Ну, отдохни хотя б минутку!

Кто без воды не может? (Утка)

 

Словно лебедь он прекрасный,

Но дразнить его опасно.

Скажи себе: "Остерегусь!"

Кто может ущипнуть? - То... (гусь)

 

Кто любимчик кур - герой?

Кто просыпается с зарей? –

Отличный тембр, голос, слух:

-Ку-ка-ре-ку! - поет... (петух)

 

Кто в сказке Рябою зовется,

А в гнезде она несется?-

По двору, по улице,

Гуляет Ряба - ... (курица)

 

-Кар-кар-кар! - кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)



Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)



Пролетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)



Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло (Сова)














Экологическая игра «Проект домики для птиц»

Цель: Воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам.

Учитель рассказывает об устройстве гнезд разных птиц, показывает слайды.

Понятие «гнездо» для некоторых птиц в известной мере условно, так как не все они строят себе настоящие гнезда. Прямо на голый карниз кладет свое единственное яйцо обитатель птичьих базаров кайра.

Не делает какого-либо подобия гнезда козодой, помещая два яйца на естественную лесную подстилку. Не строят гнезда и совы — они несут яйца прямо на землю или в готовое дупло. На такие гнезда птицы совершенно не затрачивают ни времени, ни усилий. Но подобных птиц мало. Преобладающее большинство птиц имеют гнезда, на сооружение которых затрачиваются специальные усилия и время.

Настоящими следует считать также гнезда, постройка которых сводится к расчистке птицами лишь небольшого углубления в почве (глухарь, рябчик и др.). Однако было бы неправильно считать, что у кайры, козодоя и других птиц, откладывающих яйца на естественный грунт, нет гнезда. Гнездом обычно принято считать то место, на которое отложены яйца и на котором происходит их насиживание и выкармливание птенцов Есть, кроме того, птицы, которые сами гнезда не строят, а используют гнезда других птиц. Так, соколы и некоторые другие дневные хищники занимают гнезда вороны, грача, канюков, сороки и др.

Значение птичьих гнезд

- гнездо играет большую роль в защите яиц, птенцов и насиживающей птицы от врагов, что достигается маскировкой гнезда и расположением его в

В гнезде поддерживается оптимальный для развития яиц и птенцов температурный режим. Это свойственно большинству птиц и имеет большое значение для успешного воспроизведения потомства. Свои гнезда птицы почти всегда устраивают на сухой почве и из сухого строительного материала. Правда, деревенская и городская ласточки лепят гнезда из грязи и глины, смешивая их с травинками, фламинго — из ила. Но эти сооружения заселяются только после их просыхания. К тому же внутри они обычно имеют подстилку из сухого материала.

В зависимости от влажности среды толщина подстилки, дна и стенок самого гнезда бывает различной. В этом легко убедиться, просматривая серию гнезд лесных коньков, дроздов-белобровиков и других гнездящихся на земле птиц. Чем сырее почва, тем толще стенки и особенно дно гнезда, и наоборот. Особенно наглядны в этом отношении гнезда озерных чаек, размещаемые на плавнях заболачиваемых озер. В тех случаях, когда гнездо чайки сделано на сухой почве, толщина его дна составляет 2-4 см. Но чем сырее место, тем основание гнезда плотнее и дно толще: на ровной сырой почве плавней толщина его достигает 12-15 см. Сухой материал, толстое дно и стенки гнезда предохраняют яйца и птенцов от сырости, создают более устойчивую температуру в гнезде, что очень важно для нормального насиживания, а также для развития птенцов.

Велико значение гнезд в охране яиц и птенцов от врагов. Даже у взрослых птиц много врагов, а их хрупкие яйца и слабые беспомощные птенцы служат лакомой добычей для многих животных. Не случайно, что большое число погибает в первые дни, недели и месяцы их жизни.

Защита гнезд осуществляется птицами разнообразными способами. Одни птицы вьют гнезда в недоступных для многих врагов местах: на высоких деревьях (дневные хищники, цапли, зяблики, дрозды, голуби, грачи), на скалах (кайры, чистики, некоторые чайки), на высоких зданиях (стрижи, ласточки), в дуплах (дятлы, поползни, некоторые синицы), в земляных норах (береговая ласточка, зимородок) и пр.

Другие птицы хотя и устраивают гнезда на земле, на низких кустарниках и в иных доступных для своих врагов местах, но они настолько хорошо маскируются, что практически обнаружить врагам их трудно. Особенно большую роль в маскировке гнезда играет его наружная отделка. Для нее птицы инстинктивно выбирают такой материал, который наиболее хорошо гармонирует с окружающей обстановкой и делает гнездо незаметным. Важна для маскировки также покровительственная окраска яиц и самих насиживающих.

У дуплогнездников и других закрыто гнездящихся птиц, у которых кладка яиц спрятана от посторонних взоров в дупла, земляные норы и иные закрытые места, окраска яиц имеет более яркие тона, без пятен и крапинок. Исключение представляют синицы, которые хотя и гнездятся в дуплах, но яйца их имеют пеструю окраску. Сравнительно яркая окраска яиц наблюдается и у некоторых открыто гнездящихся видов, но только в тех случаях, когда насиживающая птица при уходе с гнезда на кормежку прикрывает яйца тем или иным маскирующим материалом. Так, например, утки маскируют яйца защитно окрашенным пухом, выщипанным из груди; некоторые куриные — листьями; поганки — водяными растениями, выдернутыми из воды по соседству с гнездом.


Затем дети работают в парах. Им предлагается придумать и нарисовать домик для какой нибудь птицы. Далее идет представление участниками своих работ и коллективное оценивание по плану:

  1. Удобство жилья.

  2. Защищенность жильцов от врагов.

  3. Защищенность жильцов от непогоды.

  4. Пригодность (качество) строительного материала.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!