СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка требований к электронным средствам учебного назначения

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка требований к электронным средствам учебного назначения

Просмотр содержимого документа
«Разработка требований к электронным средствам учебного назначения»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области



«Астраханский социально-педагогический колледж»





Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах



ПМ  05 Информационно-коммуникационное обеспечение образовательного процесса



МДК 05.01. Теоретические и методические основы использования

Разработка требований к электронным средствам учебного назначения.



Выполнила:

студентка 2 курса группы «АС»

________ Писарева К.А.

Проверил преподаватель:

________ А.П. Коржова



 







Астрахань, 2022



Разработка требований к электронным средствам учебного назначения.

Из имеющихся в литературе данных следует, что представленные сегодня на

рынке России учебные электронные издания созданы, как правило, без какого-

либо научного обоснования, без решения вопросов их сочетания с другими

(традиционными) средствами обучения; указывается на недопустимость

захламления школ низкокачественными, хотя внешне выглядящими эффектно,

учебными электронными изданиями.

С учетом этого, важнейшим вопросом при реализации программы создания и

оснащения общеобразовательных школ учебными электронными изданиями

является разработка требований к этим изданиям, а также критериев их отбора.

Исходным при разработке этих требований и критериев является учет

указанного в предыдущем разделе места, которое информационные технологии

занимают сегодня в учебном процессе общеобразовательных школ.

Педагогическая целесообразность существует тогда, когда применение

электронного средства обучения позволяет интенсифицировать процесс

обучения, а также реализовать методические цели, которые не могут быть

реализованы с помощью бумажного учебника.

Примером электронного средства обучения, который не отвечает критерию

педагогической целесообразности, служит электронный учебник, который

создан простым переносом тестового и графического материала на электронный

носитель, даже если этот перенос осуществлен не путем простого сканирования

материала бумажного учебника, а с применением алгоритмических языков

программирования. Такой электронный учебник с педагогической точки зрения

просто дублирует бумажный учебник, т.е. чтение учебного материала по

бумажному учебнику заменяется чтением с экрана монитора. Если учесть, что

длительное чтение с экрана компьютера приводит к значительному утомлению

и, как следствие, к снижению восприятия и усвоения знаний, то применение

такого электронного учебника в обучении не целесообразно.



Электронный учебник не должен заменять бумажный учебник, а должен

дополнять его, позволяя интенсифицировать процесс обучения, а также

реализовать методические цели, которые не могут быть реализованы с

помощью бумажного учебника.

Выступая как средства поддержки традиционных форм обучения, электронные

средства обучения в виде учебных электронных изданий должны отвечать

также требованию сочетаемости традиционной и информационной технологий

в изучении конкретных учебных дисциплин. Учебные электронные издания

отвечают этому требованию, если представленный в нем учебный

материал интегрирован с учебным материалом используемых традиционных

средств обучения.

Указанное интегрирование имеет место, если основной учебный материал

электронного учебника:

– полностью соответствует действующим государственным образовательным

стандартам и учебным программам;

– полностью увязан и находится в определенном соотношении с учебным

материалом традиционных средств обучения, используемых как в рамках

отдельных уроков и внеклассной работы по темам этих уроков, так и в рамках

всего установленного планов обучения по учебным дисциплинам.

Рассматриваемый здесь критерий является основным критерием, вторым по

важности после критерия педагогической целесообразности. Несоответствие

электронного средства обучения этому критерию делает это средство обучения

бесполезным с точки зрения реализации процесса обучения в рамках

действующих школьных учебных программ, по которым ведется обучение.

Такое электронное средство обучения (учебное электронное издание) следует

рассматривать как несоответствующее целям программы перехода

общеобразовательных школ на новый уровень обучения, соответствующий

информатизированному обществу.



Процесс создания образовательных электронных изданий (ОЭИ) должен

обеспечивать производство ОЭИ, отвечающих системе психолого-

педагогических, технико-технологических, эстетических и эргономических

требований. Как и сами ОЭИ, требования к ним можно классифицировать

согласно нескольких различных критериев.

Все требования к ОЭИ можно разделить на две основные группы: требования,

инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем,

без исключения, ОЭИ и специфические требования, предъявляемые к ОЭИ для

общего среднего, высшего профессионального, дополнительного образования, а

также обучения людей с ограниченными возможностями.

ОЭИ должны отвечать стандартным дидактическим требованиям,

предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники,

учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют

специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим

принципам обучения. Далее рассмотрены традиционные дидактические

требования к ОЭИ, относимые к числу требований первой группы.

1. Требование научности обучения с использованием ОЭИ означает

достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения

содержания учебного материала, предоставляемого ОЭИ с учетом последних

научных достижений. Процесс усвоения учебного материала с помощью ОЭИ

должен строиться в соответствии с современными методами научного

познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение,

конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод

моделирования, в том числе и математического, а также метод системного

анализа.

2. Требование доступности обучения, осуществляемого посредством ОЭИ,

означает необходимость определения степени теоретической сложности и

глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и



индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная

усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение

этим материалом становится непосильным для обучаемого.

3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой

сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся

сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его

мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного

дидактического требования с помощью ОЭИ может быть значительно выше,

чем при использовании традиционных учебников и пособий.

4. Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость

учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и

их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в

случае ОЭИ реализуется на принципиально новом, более высоком уровне.

Распространение систем виртуальной реальности, позволит в ближайшем

будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

5. Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и

активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами

ОЭИ самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации

при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом

осознанным для обучающегося является то содержание, на которое направлена

его учебная деятельность. В основе ОЭИ должен лежать деятельностный

подход. Поэтому в ОЭИ должна прослеживаться четкая модель деятельности

учащегося. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию

учебного материала. Для повышения активности обучения ОЭИ должно

генерировать разнообразные учебные ситуации, формулировать разнообразные

вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора той или иной

траектории обучения, возможность управления ходом событий.



6. Требование систематичности и последовательности обучения при

использовании ОЭИ означает обеспечение последовательного усвоения

учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области.

Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной

системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни.4

Для этого необходимо:

- предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном

виде;

- учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний,

умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

- учитывать межпредметные связи изучаемого материала;

- тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и

обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к

обучающемуся;

- строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой

логикой обучения;

- обеспечивать связь информации, предъявляемой ОЭИ, с практикой путем

увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося,

подбором примеров, создания содержательных игровых моментов,

предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей

реальных процессов и явлений.

7. Требование прочности усвоения знаний при использовании ОЭИ: для

прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое

осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.

8. Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных

функций обучения в ОЭИ.



Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к ОЭИ,

так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к ОЭИ

предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные

использованием преимуществ современных информационных и

телекоммуникационных технологий в создании и функционировании ОЭИ.

1. Требование адаптивности подразумевает приспособляемость ОЭИ к

индивидуальным возможностям обучаемого. Оно означает приспособление,

адаптацию процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим

особенностям обучаемого. Различают три уровня адаптации ОЭИ. Первым

уровнем адаптации считается возможность выбора учащимся наиболее

подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй

уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на

основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения.

Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не

предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в

том, что авторы программы стремятся разработать как можно больше вариантов

ее использования для как можно большего контингента возможных обучаемых.5

2. Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения

должно иметь место взаимодействие учащегося с ОЭИ. Средства ОЭИ должны

обеспечивать интерактивный диалог и суггестивную обратную связь. Важной

составной частью организации диалога является реакция ОЭИ на действие

пользователя. Суггестивная обратная связь осуществляет контроль и

корректирует действия учащегося, дает рекомендации по дальнейшей работе,

осуществляет постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации.

При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы

суггестивная обратная связь выдает анализ работы с рекомендациями по

повышению уровня знаний.

3. Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной

информации, предъявляемой ОЭИ. Требование предполагает анализ



возможностей современных средств отображения информации (технические

возможности средств отображения информации – компьютеров, мультимедиа

проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного

программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной

информации в ОЭИ.

4. Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с

ОЭИ предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического,

наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение

или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке

информации (на основе использования систем обработки данных,

информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).

5. Требование системности и структурно-функциональной связанности

представления учебного материала в ОЭИ.

6. Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности

дидактического цикла обучения в ОЭИ означает, что ОЭИ должен

предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в

пределах одного сеанса работы с информационной и коммуникационной

техникой.

С дидактическими требованиями к ОЭИ тесно связаны методические

требования. Методические требования к ОЭИ предполагают учет своеобразия и

особенности конкретного учебного предмета, на которое рассчитано ОЭИ,

специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности

методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации

современных методов обработки информации.

ОЭИ должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям.

1. В связи с многообразием реальных технических систем и устройств и

сложностью их функционирования предъявление учебного материала в ОЭИ



должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных,

образных и действенных компонентов мышления.

2. ОЭИ должно обеспечить отражение системы научных понятий учебной

дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка, каждый

уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному

уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и

межуровневых логических взаимосвязей этих понятий.

3. ОЭИ должно предоставлять обучаемому возможность разнообразных

контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения

внутридисциплинарного уровня абстракции знаний учащихся на уровне

усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической

деятельности.

Наряду с учетом дидактических требований к разработке и использованию ОЭИ

выделяют ряд психологических требований, влияющих на успешность и

качество создания ОЭИ.

Нижеследующие психологические требования относятся к числу требований,

предъявляемых ко всем без исключения ОЭИ.

1. Представление учебного материала в ОЭИ должно соответствовать не только

вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому

уровням когнитивного процесса. ОЭИ должно строиться с учетом особенностей

таких познавательных психических процессов, как восприятие

(преимущественно зрительное, а также слуховое, осязательное), внимание (его

устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем

внимания), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное,

практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное),

воображение, память (мгновенная, кратковременная, оперативная,

долговременная, явление замещения информации в кратковременной памяти).



2. Изложение учебного материала ОЭИ должно быть ориентировано на тезаурус

и лингвистическую композицию конкретного возрастного контингента и

специфики подготовки обучаемых. ОЭИ должно быть построено с учетом

системы знаний обучающегося и знания языка. Изложение учебного материала

должно быть понятно конкретному возрастному контингенту учащихся, но не

должно быть слишком простым, поскольку это может привести к снижению

внимания.

3. ОЭИ должно быть направлено на развитие как образного, так и логического

мышления.

К технико-технологическим относятся требования:

1. Функционирования ОЭИ в средах Интернет-навигации, MS Windows 98, Me,

2000 и выше,

2. Функционирования в локальном (на компакт-дисках и других внешних

носителях информации) и в сетевом режиме,

3. Максимального использования современных средств мультимедиа и

телекоммуникационных технологий,

4. Надежности и устойчивой работоспособности,

5. Гетерогенности (устойчивой работы на различных компьютерных и других

аналогичных им средствах, предусмотренных спецификацией ОЭИ),

6. Устойчивости к дефектам,

7. Наличия защиты от несанкционированных действий пользователей,

8. Эффективного и оправданного использования ресурсов,

9. Тестируемости,

10. Простоты, надежности и полноты инсталляции и деинсталляции.8



По отношению к различным видам ОЭИ по технологии распространения могут

применяться специальные технологические требования.

Технологические требования к локальным ОЭИ:

- возможность использование различных электронных носителей;

- возможность комбинирования электронных и бумажных носителей.

Технологические требования к сетевым ОЭИ:

- возможность работы в локальном и сетевом режиме;

- ориентация на сетевую архитектуру «клиент-сервер»;

- наличие физически локализованных и распределенных в сети компонент;

- наличие средств администрирования процесса обучения (управление

доступом, наличие средств регистрации, контроля, статистического анализа

результатов обучения) и общих информационных баз;

- наличие средств организации коллективной работы (обратной связи с

преподавателей или другими обучаемыми);

- платформенная и программная независимость.9

Эргономические требования к ОЭИ строятся с учетом возрастных особенностей

обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению,

устанавливают требования к изображению информации и режимам работы

ОЭИ.

Основным эргономическим требованием является требование обеспечения

гуманного отношения к обучаемому, организации в ОЭИ дружественного

интерфейса, обеспечения возможности использования обучаемыми

необходимых подсказок и методических указаний, свободной

последовательности и темпа работы, что позволит избежать отрицательного

воздействия на его психику, создаст благожелательную атмосферу на занятиях.



Требования здоровьесберегающего и эргономического характера,

предъявляемые к разработке и использованию ОЭИ соответствуют

гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы с вычислительной

техникой. Для анализа ОЭИ большое значение имеют требования к режиму

труда и отдыха при работе с видео-дисплейными терминалами (ВДТ) и

персональными ЭВМ: ОЭИ должны быть разработаны таким образом, чтобы

время функционирования ОЭИ не превышало санитарные нормы работы с

вычислительной техникой.

Специфические требования к ОЭИ в зависимости от уровней образования

определяются, исходя из рассмотренных ранее особенностей применения ОЭИ

в высшем профессиональном образовании, дополнительном образовании для

детей и взрослых, обучении людей с ограниченными возможностями.

ОЭИ, создаваемые для работы в системе высшего профессионального

образования, должны удовлетворять следующим требованиям.

1. Содержание и методы функционирования ОЭИ должны соответствовать

требованиям стандарта высшего профессионального образования.

2. ОЭИ должно использовать в своей работе проблемные и исследовательские

задания, интеллектуальные обучающие подсистемы.

3. ОЭИ должны предусматривать автоматизацию таких видов учебной

деятельности как поиск, сбор, хранение, анализ, обработка и передача

соответствующей информации; автоматизацию расчетов, проектирования и

конструирования, обработки результатов лабораторного эксперимента;

автоматизацию информационных обработок в процессе выполнения

контрольных заданий, курсового и дипломного проектирования.

4. ОЭИ должны содержать средства имитации и моделирования работы

сложных объектов, протекания различных явлений и процессов в реальном,

ускоренном или замедленном масштабах времени.



5. Средства тренинга ОЭИ должны осуществлять подготовку обучаемого к

будущей профессиональной деятельности в предметной виртуальной среде.

6. ОЭИ должно обладать открытой системой визуализации всех производимых

расчетов, в том числе и рутинных, демонстрировать связь значений

варьируемых переменных изучаемых объектов или процессов с их

характеристиками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!