Технологическая карта урока
Учитель: Иванова Ольга Кузьминична
Предмет: Технология. Технологии ведения дома (девочки)
Класс: 7
Автор УМК: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Раздел: Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища»
Тема урока: Разработка творческого проекта «Декор в интерьере в разных стилистических решениях»
Тип урока: «Открытия» нового знания
Оборудование: Учебник, иллюстративный материал, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация «Декор в интерьере жилых помещений»
Цели урока - как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид формируемых универсальных учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | ознакомить с теоретическими основами понятия «освещение интерьера» ознакомить с теоретическими основами понятия «декор в интерьере» обучить приёмам планировки освещения и размещения предметов искусства | понимание, узнавание, обоснованное применение |
Познавательные | развивать общекультурные и эстетические основы планировки освещения интерьера и размещения предметов искусства развивать смысловое чтение и навыки работы с информацией осваивать знаково-символические средства планировки интерьера | самостоятельное действие обучающихся на основе усвоенного алгоритма действий с помощью учителя или одноклассников |
Регулятивные | | совместные (групповые) действия обучающихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | совместные (групповые) действия обучающихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь) | самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм с помощью учителя или одноклассников |
Организационная структура урока
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимо-действия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Оганизацион-ный этап | 1.Настроить обучающихся на работу по предмету | | Фронталь-ная | 1.Приветствует обучающихся 2.Санкционирует подготов-ку обучающихся класса к уроку и осуществляет проверку | 1.Приветствуют учителя 2.Выполняют подготовку к уроку | Личностные УУД: - овладевать установ-ками, нормами и пра-вилами научной орга-низации умственного и физического труда |
Мотивацион-но-целевой этап | 1.Формиро-вать личност-ный мотив учения | Беседа | Фронталь-ная | 1.Актуализирует знания обучающихся: - Что означает понятие «интерьер»? - Какие стили интерьера вы знаете? - Что определяет стиль интерьера? 2.Объясняет обучающимся, что огромное значение в оформлении интерьера и поддержании здоровья человека играет освещение. Кроме этого на эстетическое восприятие интерьера влияет размещение предметов искусства | 1. Отвечают на поставленные вопросы 2.Определяют тему урока | Познавательные УУД: - устанавливать причинно-следствен-ные связи; Регулятивные УУД: - определять цель дальнейшей деятель-ности Коммуникативные УУД: - слушать других, быть готовым изме-нить свою точку зрения Личностные УУД: - формировать позна-вательный интерес к предметной деятель-ности; - осознавать необхо-димость в новых зна-ниях и их использова-нии в жизни |
Поисково-ис-следователь-ский этап | 1.Организо-вать поиск решения проблемы | Исследо-вание | Фронталь-ная | 1.Предлагает найти и про-вести анализ информации в учебнике 2. ПОКАЗ: мультимедийная презента-ция «Декор в интерьере жилых помещений» 3. Рассказывает и актуали-зирует знания обучающихся о типах и видах светильников 4. Актуализирует знания обучающихся о размещении в интерьере предметов искусства | 1.Читают текст учебника и анализируют его § 1, 2 стр. 5 – 16 2.Смотрят презентацию 3.Делают запись в тетрадь 4. Делают запись в тетрадь | Познавательные УУД: - искать, выделять и анализировать необхо-димую информацию Коммуникативные УУД: - формулировать вопросы |
Практический этап | 1.Организо-вать практи-ческую работу (мини – проекты) | Объясни-тельно-иллюстративный, практи-ческий | Фронталь-ная, индиви-дуальная | Предлагает обучающимся выполнить эскиз (план) размещения светильников в жилом помещении (см. ресурсный материал) | Выполняют эскиз размещения светильников в интерьере | Познавательные УУД: - практическое освое-ние учащимися основ планировки жилого помещения |
Рефлексивно-оценочный этап (защита мини – проектов) | 1.Оценивать свою способ-ность и готовность к труду, в конкретной предметной деятельности 2. | Метод «незакон-ченных высказы-ваний» | Групповая, фронталь-ная | 1.Создает атмосферу эмоционального комфорта и предлагает проанализировать варианты эскизов размеще-ния светильников в интерьере 2.Задаёт вопрос о возможных затруднениях при создании эскизов 3.Предлагает ответить на вопросы «Я сегодня узнала……» « Я сегодня научилась….» | 1.Анализируют созданный эскиз размещения светильников 2.Проговаривают возникшие сложности 3. Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: - анализировать результат творческой деятельности Коммуникативные УУД: - осуществлять учеб-ное сотрудничество Личностные УУД: - обеспечивать контроль и само-контроль |
Ресурсный материал к уроку
Освещение
Освещение играет важную роль в нашей жизни: оно оказывает сильное влияние на настроение, при его недостатке или избытке человек будет чувствовать себя дискомфортно. Но этим его значение не ограничивается. Свет в интерьере – один из главных дизайнерских инструментов. С его помощью можно зонировать комнаты, расставить акценты, создать особую обстановку, оживить пространство, изменить до неузнаваемости привычное помещение.
Разновидности освещения
Освещение может быть естественным и искусственным. И если на интенсивность естественного света мы можем повлиять только косвенно, варьируя размер и оформление окон, то искусственное освещение полностью в нашей власти.
Искусственное освещение можно разделить на общее и местное. Гармоничное их сочетание поможет обеспечить комфортное пребывание в квартире, добиться художественного эффекта, визуально изменить пространство и т. д.
В первом случае свет проникает во все уголки комнаты. Такой тип освещения присутствует в каждой квартире – его дают большие люстры и лампы, висящие под потолком.
Во втором случае имеет место направленное освещение. Это небольшие бра возле кресел, лампы над письменным столом и возле картин или зеркал, диодные ленты, встроенные в кухонные шкафчики. Точечная подсветка способна акцентировать внимание на определенных предметах, ее часто используют для выделения функциональных зон.
Типы ламп
Многое зависит от выбранного типа ламп. В магазинах можно встретить:
Лампы накаливания – самый привычный и для многих самый комфортный тип ламп, постепенно теряющий свою популярность из-за недолговечности и низкого коэффициента эффективности. Такие лампы дают рассеянный желтый свет, которого хватает для освещения больших комнат.
Люминесцентные лампы – потребляют меньше энергии и не нагреваются, цвет освещения может быть разным: теплым желтым, нейтральным или же холодный белым с голубизной.
Светодиодные светильники – одни из самых долговечных и экономичных, дают не слишком яркий свет, который будет уместен для использования в декоративных светильниках, бра, небольших торшерах, которые используют в ванных возле зеркала, в прихожих и коридорах.
Ленты «дюралайт» – с их помощью создается дизайнерская подсветка, из них выкладывают рисунки, их используют для обрамления картин и зеркал.
Галогенные источники света – дают не рассеянный, а направленный луч. Такой точечный свет идеально подходит для выделения отдельных объектов: картин, скульптур, мозаик, зеркал.
Игра света
О чем необходимо помнить, планируя освещение:
При выборе потолочного светильника не существует особых ограничений, главное, чтобы он сочетался с оформлением комнаты, и его света было достаточно.
Если стены комнаты оформлены в темных тонах, необходимо использовать более яркие лампы.
Предметы с отражающими вставками и зеркала делают комнату зрительно более просторной.
Приглушенный свет создает расслабляющую и доверительную обстановку.
Если комната или прихожая узкая, то зрительно расширить ее можно, повесив потолочный светильник не в центре, а сместив его к одной из продольных стен.
Чтобы комната или прихожая не казалась слишком вытянутой, то можно осветить ее дальнюю стену, тогда она станет зрительно короче.
Для низких потолков подойдут люстры, направляющие свет вверх. Хорошо освещенный потолок кажется более высоким.
С высокими потолками нужно поступать наоборот: использовать лампы, направляющие свет на пол, тогда потолок будет затенен.
Приглушенный свет у пола сделает обстановку в комнате таинственной.
Предметы искусства и коллекции
С давних времён предметы искусства и коллекции были неотъемлемой частью жилых интерьеров. Они выполняли информационную и эстетическую функцию, свидетельствовали о достатке и положении в обществе владельца, его пристрастиях и предпочтениях. В современном интерьере также размещают разнообразные предметы искусства.
Художественные произведения, панно, гобелены, фотографии, скульптура, керамика и прочие предметы искусства и коллекционирования — это то, что формирует душу интерьера. Эти вещи выполняют эстетическую роль, делая вашу жизнь прекраснее и полнее, но имеют в интерьере и конкретные функции: становятся акцентами, уравновешивают композицию, влияют на восприятие пространства. Кстати, дизайнерская мебель — это тоже предмет искусства, именно поэтому она оказывает на интерьер такое сильное влияние. От того, как будет подобрано и представлено искусство, зависит действительно многое. Вот несколько советов, которые помогут добиться гармонии между искусством и интерьером.
Выберите главное
Подумайте, какой цели вы хотите добиться: чтобы произведения искусства поддерживали общую идею интерьера или чтобы интерьер строился вокруг произведений искусства? Оба подхода имеют право на существование. В первом случае картины или панно могут быть с простым изображением они станут именно тем объектом, который будет радовать вас и сделает ваш интерьер интереснее. Если же вы настоящий ценитель и можете назвать себя коллекционером или у вас уже есть предметы искусства, которые
вы обязательно хотите видеть в своих комнатах, вам, скорее, ближе второй подход.
Соотнесите размер
Прежде чем выбирать произведения искусства, оцените площадь помещений. Если разместить слишком много предметов на небольшой площади, есть риск превратить квартиру в музей, а не украсить ее. Это не значит, что в небольшой комнате нельзя использовать масштабное искусство; главное — знать меру: одна крупная картина может стать композиционным и идейным центром помещения, задать цветовую гамму всему интерьеру. Если в вашей коллекции много произведений искусства небольшого размера, постарайтесь собрать их в одном месте: картинами и гравюрами можно оформить специально выделенную стену от пола до потолка, а небольшие скульптурные формы демонстрировать с помощью шкафа-витрины.
Создайте подходящий фон
Все произведения искусства воспринимаются вместе с фоном — он может, как подчеркнуть искусство, так и отвлечь от него внимание или даже исказить его цвет и размер. Наилучшим фоном будут однотонные обои или покраска. Желательно, чтобы пол и в особенности потолок не контрастировали со стенами, иначе архитектура помещения будет отвлекать внимание от картины. Идеальный цвет фона — белый. Он универсален и подойдет для любого произведения. В самых популярных выставочных пространствах в белый цвет окрашивают все плоскости, создавая так называемый «белый куб». Понятно, что в жилом интерьере это не рациональная мера. В качестве цвета фона можно использовать и темный серый, и черный, а также глубокие и не слишком яркие цвета. Если вы отталкиваетесь от заранее имеющегося предмета искусства, у вас есть преимущество: вы можете подобрать наиболее выгодный оттенок фона и даже использовать для него цвет, присутствующий в гамме картины.
Делайте акценты
Настоящий предмет высокого искусства превратится просто в очередной элемент декора, если не сделать на нем акцент. Для начала убедитесь, что ваше сокровище видно с разных точек комнаты, его не загораживают крупные предметы мебели. Затем создайте вокруг него свободное пространство — оно подчеркнет важность объекта. Не обходите вниманием и оригинальные способы крепления, рамы картин, мебель для размещения коллекции, объекты, окружающие искусство — правильно подобранные, они могут способствовать привлечению внимания. Хорошим способом выделить художественную работу будет подсветка. Чтобы не нанести вред живописи, размещайте светильник на расстоянии не меньше метра от картины и не делайте свет слишком ярким.
Коллекции размещают в интерьере, используя следующие способы:
Застеклённая витрина (главное преимущество застекленных витрин — элементы коллекции в них пылятся и портятся намного меньше)
Открытые навесные полки или мини полки (минус этого приема - на экспонатах быстро собирается пыль, а плюс, конечно же, в подаче — ваша коллекция вряд ли рискует быть незамеченной)
Мебельный стеллаж (можно долго-долго любоваться предметами и выискивать все новые, ранее не замеченные детали)
Настенная коллекция (надо помнить о том, что крепить все это нужно очень аккуратно, чтобы при желании переместить коллекцию не столкнуться с проблемой испорченного внешнего вида стены)
Картинная галерея (стена не должна быть занята мебелью или предметами интерьера, так обеспечивается достойное внимание экземплярам коллекции)
Практическая работа
При помощи условных обозначений нарисовать расположение дополнительных приборов освещения в комнатах, учитывая общее освещение центральной потолочной люстрой.
Знаки условных обозначений:
Название | Внешний вид | Условное обозначение |
Торшер (напольный светильник) | | |
Настольная лампа | | |
Бра (настенный светильник) | | |
Декоративный светильник | | |