У р о к № 1. Умножение дробей
Основная дидактическая цель урока: ввести правило умножения дроби на натуральное число, учить применять правило умножения дроби на натуральное число при решении примеров и задач, отрабатывать навык применения основного свойства дроби при сокращении дробей, развивать культуру выражения мыслей в устной и письменной речи.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устная работа
1. Сократите дробь.
– Каким свойством дроби вы пользовались?
2. Выделите целую часть из дроби.
3. Выполните действие.
– Какими правилами вы пользовались? В чём сходство и различие этих правил?
4. Решите задачу.
1) Матроскин съел утром, в обед и вечером по
сосиски. Сколько сосисок съел кот Матроскин за день? (2.)
2) Как найти площадь прямоугольника? Запишите формулу. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 и 8 м.
3) В Простоквашино дяде Фёдору выделили земельный участок прямоугольной формы. Кот Матроскин решил отдать этот участок, длина которого
км и ширина
км, под пастбище для коровы Мурки с телёнком. Какова площадь пастбища?
III. Работа по теме урока
– Вы смогли выполнить задание?
– А почему не смогли? (Ответы учащихся.)
Мы знаем, как умножать натуральные числа, а здесь надо умножить дроби. Мы с вами этого ещё не проходили.
– Какова же будет тема урока? («Умножение дробей».)
– Вернёмся к задаче о Матроскине, который ел сосиски.
1. Можно ли ответить на вопрос задачи, используя не действие сложения, а какое-нибудь другое? Какое? (Действие умножения.)
2. Используя новое арифметическое действие, попробуйте составить числовое равенство для ответа на вопрос этой задачи.
– Какова площадь прямоугольника со сторонами 6 и 8 м? (48 м2.)
– По какой формуле вы вычисляли? (S = ab.)
– Попробуйте по этой формуле найти площадь пастбища, которое Матроскин отдал для коровы Мурки. (Ответ:
км2.)
– Сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей.
Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению их знаменателей.
–Запишите правило в буквенном виде.
– Сформулируем алгоритм умножения дробей.
• Произведение дробей записать в виде дроби, в числителе которой записано произведение числителей, в знаменателе – произведение знаменателей.
• Если возможно, сократить получившуюся дробь.
• Найти произведение чисел, стоящих в числителе, и чисел, стоящих в знаменателе.
• Если получилась неправильная дробь, выделить целую часть.
IV. Работа по учебнику
1. С. 74–75 (работа по статье учебника).
2. С. 75, № 5.459.
3. С. 75, № 5.460.
– Чем можно заменить сумму равных сторон? (Умножением.)
С помощью умножения дробей решают такие же задачи, как и с помощью умножения натуральных чисел.
– Что такое периметр квадрата?
– Как найти периметр квадрата? (P = 4a.)
4. С. 75, № 5.461 (работа в паре).
V. Повторение изученного материала
1. С. 77, № 5.482.
2. С. 78, № 5.484.
VI. Работа над задачей
С. 76, № 5.469.
– Известна ли скорость в задаче?
– Как вычислить значение выражения? (Найти произведение скорости на дробь.)
(180, 240, 540, 600, 560, 660.)
VII. Работа в рабочей тетради
С. 18, № 1.
VIII. Рефлексия
Игра ≪Лови ошибку!≫.
Домашнее задание
С. 78, № 5.486, 5.488.