СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Синтаксис. Синтаксический разбор

Ц е л и: повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения); вспом- нить порядок синтаксического разбора.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и ве- сти беседу.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:

  • На какие группы делятся славянские языки?

  • К какой группе относится русский язык?

  • Какие ещё языки являются восточнославянскими?

  • Какие уровни языка вам известны?

  • Что изучает фонетика?

  • Как называется раздел, изучающий состав слова?

  • Что изучает морфология? Упр. 4, 6 (устные ответы).

  1. Орфографическая разминка. По цепочке ученики выходят к доске, каждый записывает по 2—3 словосоче- тания.

Благородный человек, нужная профессия, лиловая сал- фетка, багряные листья, румяный малыш, пышная сирень, та- лантливый писатель, искусство общения, искусный мастер, био- графия автора, великолепный рассказ, преодолеть препятствие, прийти на спектакль, подзаголовок текста, серьёзное исследо- вание, присутствовать на собрании, уважительная причина.

  1. Повторение сведений о синтаксисе.

  1. Наблюдение над лингвистическим материалом. Ученики записывают предложение под диктовку; на-

ходят и выписывают из него словосочетания; выполняют синтаксический разбор. Учитель напоминает детям, что словосочетание состоит из главного и зависимого слов, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, а смысловая связь устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому.

Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. (И. Соколов-Микитов)

  1. Беседа по вопросам и заданиям:

  • Как называется раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.)

  • Что такое словосочетание? (Словосочетание — соче- тание двух или нескольких самостоятельных слов, связан- ных друг с другом по смыслу и грамматически.)

  • Какую синтаксическую единицу мы называем пред- ложением? (Предложение — основная синтаксическая


единица, которая характеризуется наличием грамматиче- ской основы, смысловой и интонационной законченностью.)

    • Что такое грамматическая основа предложения?

    • Дайте определение главным членам предложения.

    • Какой член предложения мы называем определе- нием? Как оно подчёркивается?

    • Что такое обстоятельство? Как оно подчёркивается?

    • Какие члены предложения называются однородными?

  1. Активизация и закрепление изученного.

  1. Работа с учебником. Упр. 7. Ученики составляют словосочетания по схемам; вспоминают, какие предложе- ния являются простыми и сложными; конструируют пред- ложения на одну из тем. Упр. 8. Самостоятельное списы- вание; взаимопроверка. Один ученик записывает на доске первое предложение, выполняет синтаксический разбор, затем класс проверяет разбор.

  2. Тестовые задани я.

  1. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамма- тическая основа.

а) Рядом с нашим домом разбили новый парк. б) Взрослые и дети сидели у костра.

в) Дом строят по типовому проекту. г) Кто сегодня дежурит?

  1. Найдите распространённое предложение.

а) Зима была многоснежной и радостной. б) Все смеются, и очарование пропало.

в) Великий Устюг — чудо.

г) Принесли пирог с яблоками.

  1. Укажите предложение, в котором верно найдены все опреде- ления.

а) Ночь была ясная, звёздно-лунная.

б) Солнечный осенний вечер прохладен. в) Он рассказал ему всю свою жизнь.

г) Вечер золотистый, тихий.

  1. Укажите предложение, в котором верно найдены все обстоя- тельства.

а) Ходил он туда по утрам и после обеда, и часто вечерняя темнота заставала его в беседе с Иваном Дми- тричем.

б) Шацкий покорно ушёл в свою комнату.

в) В усадьбе переизбыток довольства, счастья. г) Ничего не понимаю, еду и смотрю вдаль.

  1. Отметьте предложение, в котором допущена ошибка при на- хождении дополнений.

а) Я брошу рассказывать.

б) Восторг переполняет маленькое сердце Тёмы.

в) Ювелир навещал Шамета, но не приносил ему ле- карств.

г) Росы холодные и свежий ветер днём умеряют лет- ний жар.

  1. Подведение итогов урока.

  • Что значит произвести синтаксический разбор пред- ложения?

  • Найдите ошибки в определении: Обстоятель- ство — это главная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куд а? откуд а? и обозначает признак предмета.

  1. Домашнее задание. Упр. 9.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!