Синтаксис. Синтаксический разбор
Ц е л и: повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения); вспом- нить порядок синтаксического разбора.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и ве- сти беседу.
Ход урока
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
На какие группы делятся славянские языки?
К какой группе относится русский язык?
Какие ещё языки являются восточнославянскими?
Какие уровни языка вам известны?
Что изучает фонетика?
Как называется раздел, изучающий состав слова?
Что изучает морфология? Упр. 4, 6 (устные ответы).
Орфографическая разминка. По цепочке ученики выходят к доске, каждый записывает по 2—3 словосоче- тания.
6 Благородный человек, нужная профессия, лиловая сал- фетка, багряные листья, румяный малыш, пышная сирень, та- лантливый писатель, искусство общения, искусный мастер, био- графия автора, великолепный рассказ, преодолеть препятствие, прийти на спектакль, подзаголовок текста, серьёзное исследо- вание, присутствовать на собрании, уважительная причина.
Повторение сведений о синтаксисе.
Наблюдение над лингвистическим материалом. Ученики записывают предложение под диктовку; на-
ходят и выписывают из него словосочетания; выполняют синтаксический разбор. Учитель напоминает детям, что словосочетание состоит из главного и зависимого слов, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, а смысловая связь устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому.
Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. (И. Соколов-Микитов)
Беседа по вопросам и заданиям:
Как называется раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.)
Что такое словосочетание? (Словосочетание — соче- тание двух или нескольких самостоятельных слов, связан- ных друг с другом по смыслу и грамматически.)
Какую синтаксическую единицу мы называем пред- ложением? (Предложение — основная синтаксическая
единица, которая характеризуется наличием грамматиче- ской основы, смысловой и интонационной законченностью.)
Что такое грамматическая основа предложения?
Дайте определение главным членам предложения.
Какой член предложения мы называем определе- нием? Как оно подчёркивается?
Что такое обстоятельство? Как оно подчёркивается?
Какие члены предложения называются однородными?
Активизация и закрепление изученного.
Работа с учебником. Упр. 7. Ученики составляют словосочетания по схемам; вспоминают, какие предложе- ния являются простыми и сложными; конструируют пред- ложения на одну из тем. Упр. 8. Самостоятельное списы- вание; взаимопроверка. Один ученик записывает на доске первое предложение, выполняет синтаксический разбор, затем класс проверяет разбор.
Тестовые задани я.
Укажите предложение, в котором неверно выделена грамма- тическая основа.
а) Рядом с нашим домом разбили новый парк. б) Взрослые и дети сидели у костра.
в) Дом строят по типовому проекту. г) Кто сегодня дежурит?
Найдите распространённое предложение.
а) Зима была многоснежной и радостной. б) Все смеются, и очарование пропало.
в) Великий Устюг — чудо.
г) Принесли пирог с яблоками.
Укажите предложение, в котором верно найдены все опреде- ления.
а) Ночь была ясная, звёздно-лунная.
б) Солнечный осенний вечер прохладен. в) Он рассказал ему всю свою жизнь.
г) Вечер золотистый, тихий.
Укажите предложение, в котором верно найдены все обстоя- тельства.
а) Ходил он туда по утрам и после обеда, и часто вечерняя темнота заставала его в беседе с Иваном Дми- тричем.
б) Шацкий покорно ушёл в свою комнату.
в) В усадьбе переизбыток довольства, счастья. г) Ничего не понимаю, еду и смотрю вдаль.
Отметьте предложение, в котором допущена ошибка при на- хождении дополнений.
а) Я брошу рассказывать.
б) Восторг переполняет маленькое сердце Тёмы.
в) Ювелир навещал Шамета, но не приносил ему ле- карств.
г) Росы холодные и свежий ветер днём умеряют лет- ний жар.
Подведение итогов урока.
Что значит произвести синтаксический разбор пред- ложения?
Найдите ошибки в определении: Обстоятель- ство — это главная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куд а? откуд а? и обозначает признак предмета.
Домашнее задание. Упр. 9.