Тип урока. Урок открытия нового знания.
Цели урока:
Обучающие (создание условий для формирования познавательных и логических УУД):
- углубление и систематизация теоретических знаний;
-закрепление навыков решения квадратных уравнений различными способами;
Развивающие (создание условий для формирования регулятивных УДД):
- развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою работу;
- развитие логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- развитие самостоятельности, потребности к самообразованию, к активной творческой деятельности;
Воспитательные (создание условий для формирования коммуникативных и личностных УДД):
-учиться работать в парах, развивать взаимовыручку, умение выслушать мнение товарищей, отстаивать свою точку зрения, учиться умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- воспитание чувства ответственности, культуры общения, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе.
Задачи урока
направленные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
-формирование умения работать с информацией по теме;
-формирование умения различать уравнения и выбирать методы решения;
-формирование вычислительных навыков;
-формирование мотивации к учению и познанию;
-привитие интереса к предмету;
-формирование умения слушать, слышать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения;
- формирование умения работать самостоятельно, в парах;
-формирование различных форм рефлексии.
- формирование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- формирование чувства ответственности, культуры общения, уважения друг к другу
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор.
Структура урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы.
4. Открытие нового знания.
5. Первичное закрепление.
6. Фронтальная работа с классом.
7. Работа в парах.
8. Самостоятельная работа.
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание.
Если ты услышишь, что кто-то не любит
математику, не верь.
Её нельзя не любить – её можно только не знать.
Ход урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Здравствуйте. Садитесь. Как вы думаете, что нам сегодня нужно для успешной работы на уроке.
2. Актуализация знаний.
Какие уравнения вы видите на экране? (Квадратные)
– Докажите, что данные уравнения квадратные.
– Перечислите виды квадратных уравнений, изображенных на экране. (Неполные квадратные уравнения, полные квадратные уравнения, приведенные и неприведенные квадратные уравнения).
– Какие методы вы применяете при решении квадратных уравнений? (1. При решении неполных квадратных уравнений следует воспользоваться определением квадратного корня (когда нет слагаемого при х), либо вынесением х за скобки; 2. Выделение полного квадрата).
3. Постановка проблемы.
- Решите уравнение 3х2 +7х +1 = 0 методом выделения полного квадрата за 1 минуту.
Учащиеся не успевают за отведенное время решить уравнение.
Вопросы учителя:
- Почему не решили уравнение? ( Не хватило времени.)
- Почему не хватило времени? (Приходится работать с дробными числами).
- Что же вы будете делать, если вам предложат решить уравнение 67х2 – 105х + 172 = 0?
- Удобны ли известные нам способы решения квадратных уравнений для решения последних двух уравнений? ( Нет.)
- Какой выход вы предлагаете? ( Найти новый способ решения квадратных уравнений.)
- Какую цель мы перед собой поставим на этом уроке? ( Попробовать найти другой способ решения квадратных уравнений.)
- Запишем тему урока «Решение квадратных уравнений по формуле.»
4.Открытие нового знания.
История алгебры уходит своими корнями в древние времена.
Задачи, связанные с уравнениями решались ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Теория уравнений интересовала и интересует математиков всех времён и народов.
В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач.
Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако он признавал только положительные корни. Итальянские математики 16 в. учитывают помимо положительных и отрицательные числа. Лишь в 17 в. благодаря трудам Ньютона, Декарта и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид
Над проблемой решения квадратных уравнений математики бились в течение нескольких тысячелетий.
Вы же легко научитесь решать любое квадратное уравнение на этом уроке, на зависть математикам Древней Греции и Индии.
Чтобы каждый раз не проводить громоздкие вычисления, нам достаточно один раз решить уравнение в общем виде и получить готовые формулы для корней квадратного уравнения.
ах2+ bx +c = 0
- Попробуем установить, как связаны корни квадратного уравнения с числами а, b, с.
- Числа а, b, с мы видим в квадратном уравнении, а корней – нет. Что будем делать? ( Искать корни.)
Для начала надо выделить в уравнении полный квадрат. Для этого разделим уравнение на старший коэффициент а.
x2 +
+
= 0
Теперь получим формулу квадрата суммы. Для этого сначала добавим, а затем вычтем выражение
.
.
Преобразуем полученное уравнение.
= 0
В левой части запишем квадрат суммы, а в правую перенесём всё остальное.
Теперь упростим правую часть, т.е. из одной дроби вычтем другую.
.
Обратите внимание на знаменатель в правой части. Отрицательное или положительное это число? Знаменатель этой дроби всегда положительный.
Значит, только от числителя, стоящего в правой части, зависит, сколько корней имеет это квадратное уравнение. Поэтому такой числитель и удостоился в математике собственного имени. Его называют дискриминантом квадратного уравнения и обозначают буквой D.
.
В математике довольно редко бывает так, чтобы введённый термин не имел, образно выражаясь, житейской подоплеки. Вспомните слово «дискриминация». Что оно означает? Оно означает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к различным людям. Оба слова (и дискриминант, и дискриминация) происходят от латинского discriminans – различающий. Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней
В зависимости от значения дискриминанта квадратное уравнение может иметь один или два корня, а может не иметь корней вообще.
Рассмотрим каждый из этих случаев.
, D
Если дискриминант меньше нуля, то квадратное уравнение корней не имеет.
, D = 0,
Если дискриминант равен нулю, то квадратное уравнение имеет только один корень.
x =
.
, D 0.
Если дискриминант больше нуля, то квадратное уравнение имеет ровно два различных действительных корня, причём получить их можно по готовой формуле. А полученные при этом формулы мы и будем использовать в дальнейшем для нахождения корней.
,
, x =
, x =
.
– формула корней квадратного уравнения.
5. Первичное закрепление.
Пример 1. Решить уравнение 3х2 + 8х – 11 = 0.
a = 3, b = 8, c = – 11
D = b2 – 4ac = 82 – 4 · 3 · (–11) = 64 + 132 = 196, D 0
Ответ. 1; –3
.
Пример 2. Решить уравнение – 9х2+6х – 1 = 0.
Как показывает опыт удобнее иметь дело с квадратными уравнениями, у которых старший коэффициент положительный. Поэтому сначала умножим обе части уравнения на –1, получим:
9х2– 6х + 1 = 0
D = 0, x =
.
x =
Это уравнение можно было решить по другому: так как 9х2– 6х + 1= (3х – 1)2, то получаем уравнение (3х – 1)2 = 0,
3х – 1 = 0,
x =
.
Пример 3. Решить уравнение 2х2 – х + 3,5 = 0.
D = – 27, D
Уравнение не имеет корней.
6. Фронтальная работа с классом.
№25.5 (а, б)
а) х2 – 5х + 6 = 0, D = 1, x1 = 2, x2 = 3;
б) х2 – 2х – 15 = 0, D = 64, x1 = –3, x2 = 5.
7. Работа в парах.
№ 25.7 (а, б, в) (по очереди объясняют решение уравнений друг другу)
а) 2х2 + 3х + 1 = 0, D = 1, x1 =
, x2 = –1;
б) 3х2 – 3х + 4 = 0, D = –39, корней нет;
в) 5х2 – 8х + 3 = 0, D = 4, x1 = 1, x2 = 0,6.
8. Самостоятельная работа.
№ 25.6 (по вариантам)
1 вариант
а) х2 + 42х + 441 = 0, D = 0, x =
, x = –21;
б) х2 + 8х + 7 = 0, D = 36, x1 = –1, x2 = –7.
2 вариант
в) х2 – 34х + 289 = 0, D = 0, x =
, x2 = 17;
г) х2 + 4х – 5 = 0, D = 36, x1 = 1, x2 = –5.
9. Домашнее задание.
Составить схему решения квадратного уравнения.
Самым трудным и важным делом для каждого ученика является выполнение домашнего задания. Если домашнее задание выполнено правильно, то на уроке вы чувствуете себя гораздо увереннее.
§25, № 25.4 , № 25.8
10. Подведение итогов урока. Оценки.
1) Какую цель мы поставили перед собой на этом уроке?
2) Почему она возникла?
3) Достигли ли мы своей цели?
Ребята, прочитайте пословицу “ Математика – гимнастика ума”.
Что такое гимнастика?
Выслушав ответы, учитель подводит итог:
Гимнастика – это система упражнений для физического развития человека; гимнаст – человек ловкий, стройный, сильный, пластичный, красивый.
Математика также много даёт для умственного развития человека – заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер.
6