Открытый урок в 8 классе «Свойство степени с целым показателем»
Технологическая карта урока
1.Учитель: Гайсина Р. И.
2.Класс: 8 в Дата:29.04.2022 Предмет: алгебра
3.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
4.Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия и свойства степени с отрицательным показателем
5. Автор УМК: Ю.Н. Макарычев
6. Тема урока: Определение степени с целым отрицательным показателем.
7.Задачи:
Личностные: осознание математической составляющей окружающего мира.
Регулятивные: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Познавательные: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально и в парах.
8.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД.
Предметные:
Понимать, что такое степень с целым отрицательным показателем. Знать, как применять определение и свойства степени с целым отрицательным показателем при вычислениях.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: работа над понятием информация-знание.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учеб свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия: определение степени с целым отрицательным показателем.
9.Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, карточки для самостоятельной работы.
Структура урока
Этап урока | Время, мин | Задачи этапа | Планируемые результаты |
Предметные | УУД | Личностные |
Организационный этап | 1 | Сосредоточить учащихся на учебном процессе. Создать благоприятный психологический настрой на работу. | - | К: проявлять уважение и внимание к личности другого учащегося. | Формировать познавательный интерес к предмету |
Актуализация знаний | 7 | Провести параллель с ранее изученным материалом . | Обобщить основные определения для степеней с целым показателем | П: формулировать проблему К: слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | Проявлять желание самостоятельно выполнить задание, способность высказывать свое мнение |
Этап постанов ки проблемы. Проектирование и фиксация нового знания | 13 | Организовать подводящий к теме диалог. Провести обмен мнениями доказательств свойств степени с целыми паказателями. | Обобщить понятия степень, основание, показатель, стандартный вид числа, порядок. | Р.учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. К.умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П.умение ставить и формировать проблему с помощью учителя. | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Этап закрепления нового материала | 15 | Формировать у учащихся умения применять полученные знания при решении задач | Применять полученные теоретические знания при выполнении задач | П.структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач,. Р: понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Проявлять креативность мышления, инициативность, находчивость при решении задач. |
Подведение итогов | 7 | Формировать выводы по изученному материалу. | Уметь анализировать общие итоги работы. | П: анализ и синтез информации К: уметь полно и точно выражать свои мысли Р:уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки | Уметь обобщать изученный материал и делать соответствующие выводы. |
Домашнее задание | 2 | Выполнять комментарии по домашнему заданию | |
Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”. (М.В.Ломоносов)
Ход урока
Этап (учебная ситуация) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. | – Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть вас на уроке математики! Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово «урок» математики? Давайте разложим его по буквам. У – успех, Р – радость, О – одарённость, К – коллектив. Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждёт и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость. Будьте внимательны в течение урока, сосредоточены. Думайте, спрашивайте, предлагайте, спорьте, ищите ошибки, делайте выводы, и в тоже время умейте управлять своим поведением и своими знаниями (то есть учитесь добывать знания) – так как дорогой к истине мы будем идти вместе. Выдающийся французский философ, великий ученый - физик Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить». Эпиграф: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”. (М.В.Ломоносов) | Ребята садятся на места, готовы к уроку, слушают учителя. |
2. Актуализация знаний Цель: повторить основные элементы треугольника. | Устная работа. Для того, чтобы узнавать что-то новое, нам необходимо вспомнить тот материал, с которым мы уже знакомы. Какое определение принимается для степеней с целым показателем? (Слайд 1). Учитель показывает слайд после того, как ученики сформулировали определение. Посмотрите на таблицу (слайд 2), где представлены тела и их размеры в метрах. Представьте размеры тел в виде дроби. Проставьте количество заработанных баллов. Одно задание 1 балл -Внимание на следующий слайд (слайд 3). Вашему вниманию предлагается задача «Во сколько раз диаметр Земли больше диаметра яблока?». Посоветуйтесь с товарищами в группе и представьте решение всему классу. | Ответы учащихся. Записывают в тетрадь. Работа в паре Работа в группе 108 |
3. Целепологание. Мотивация. Постановка проблемы. Цель: выявить и зафиксировать причину затруднения; согласовать цель и тему урока; | Организует подводящий к теме диалог. -Какие проблемы возникли у вас при ответе на вопрос заданий? - Могли бы вы получить такой же результат другим способом. Показатели степени – целые числа. Какова ваша гипотеза? - Как вы думаете, могли бы вы получить такой же результат, применив свойства степени с натуральным показателем? - Мы закончили изучение темы «Определение степени с целым показателем»? Что осталось не изученным? Какова же тема сегодняшнего урока? -Что, исходя из темы нашего урока, мы должны рассмотреть, изучить? | Обмениваются решениями. |
4. Открытие учениками нового знания. Цель: ввести понятие степени с отрицательным показателем. | А какие числа относят к натуральным, какие к целым? Степень с натуральным показателем мы изучили в 7 классе и я просила вас повторить свойства степени с натуральным показателем. Вспомним их. Где можно посмотреть эту информацию? Показывают на стенд 1. Проблема: Найдите значение выражения, используя определение степени с целым отрицательным показателем: 3-4· 36 1 группа вывод формулы 4-8:4-9 2 группа вывод формулы (2-2)-3 3 группа вывод формулы 1 группа Цель: изучить правило умножения степеней с целым показателем Задание 1. а) в тетради сделать запись 3-4· 36 Чему равен первый множитель, второй множитель? б) замените степени дробями, используя формулу степени с целым отрицательным показателем; в) выполните умножение дробей; г) замените полученную дробь степенью; д) что можно сказать об основании произведения; Назвать показатели 1 множителя, 2 множителя, произведения. Сделать вывод. 2 группа Цель: изучить правило деления степеней с целым показателем Задание 1. а) в тетради сделать запись 4-8:4-9 Чему равно делимое, делитель? б) замените степени дробями, используя формулу степени с целым отрицательным показателем; в) выполните деление; г) что можно сказать об основании частного; д) Назвать показатель делимого, делителя, частного. Как можно получить показатель частного из показателей делимого и делителя? 3 группа Цель: изучить правило возведения степени в степень Задание 1. а) в тетради сделать запись (2-2)-3 б) замените степени дробями, используя формулу степени с целым отрицательным показателем; в) выполните возведение дроби в степень; г) замените полученную дробь степенью; д) Назвать показатель полученного выражения. Как можно получить этот показатель? | Делают предположения. Формулируют гипотезу. Для любого основания, не равного нулю и целых показателей выполняется свойство «Чтобы умножить степени с одинаковым основанием нужно основание оставить без изменения, а показатели сложить». -Да. - Свойства степени с целым отрицательным показателем - Свойства степени с целым отрицательным показателем Работают в группах. Вывести формулы Информационные карточки со свойствами степени с натуральным показателем |
Физминутка | Психологический тест | |
5. Этап закрепления изученного материала. Цель: закрепить полученные знания. | Учитель предлагает учащимся выполнить задания №985 (а,г,ж) Работа в парах: 986(а,в,д) Дополнительно (для более сильных учащихся) №993 (а,б) Хорошо! Молодцы ребята! | Учащиеся решают задания у доски с комментарием. Идет взаимообучение |
6.Самостоятельная работа Цель: выявить трудности при первичном применении новых знаний. | Самостоятельная работа с поверкой: Работа в группе онлайн | Выполняют самостоятельную работу, дают оценку своей деятельности (самоконтроль, взаимоконтроль). |
7. Применение в новой ситуации | Готовимся к ОГЭ | |
7.Домашнее задание | 1. Прочитать материал § 12 п.37 2.Выполнить № 967, № 968 3. для более сильных 969(Слайд 10) | Записывают домашнее задание |
9.Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности) | 12-11 баллов-"5", 10-9 баллов-"4", 8-6 баллов-"3". | |
Подведем итог нашего урока и продолжим предложения: «Сегодня на уроке я узнал …» « Наиболее трудным для меня было…» «Больше всего мне понравилось…»(Слайд 11) Я благодарю всех, кто принял активное участие в работе. Урок окончен. До свидания! | Анализируют свою работу на уроке, сами формулируют возникшие трудности. |
1 группа
Цель: изучить правило умножения степеней с целым показателем
Задание 1.
а) в тетради сделать запись а-3а-5
Чему равен первый множитель, второй множитель?
б) замените степени дробями, используя формулу степени с целым отрицательным показателем;
в) выполните умножение дробей;
г) замените полученную дробь степенью;
д) что можно сказать об основании произведения;
Назвать показатели 1 множителя, 2 множителя, произведения.
Сделать вывод.
2 группа
Цель: изучить правило деления степеней с целым показателем
Задание 1.
а) в тетради сделать запись 2-5:27
Чему равно делимое, делитель?
б) замените степени дробями, используя формулу степени с целым отрицательным показателем;
в) выполните деление;
г) что можно сказать об основании частного;
д) Назвать показатель делимого, делителя, частного.
Как можно получить показатель частного из показателей делимого и делителя?
3 группа
Цель: изучить правило возведения степени в степень
Задание 1.
а) в тетради сделать запись (а-2)3
б) замените степени дробями, используя формулу степени с целым отрицательным показателем;
в) выполните возведение дроби в степень;
г) замените полученную дробь степенью;
д) Назвать показатель полученного выражения.
Как можно получить этот показатель?