Последовательности. Арифметическая, геометрическая прогрессии.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Цели:
1. Образовательная: Обобщив и закрепив знания учащихся по данной теме, подготовить их к оперативному контролю.
2. Воспитательная: воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока;
3. Развивающая: развивать формально-логические навыки решения задач по данной теме, предусмотренные стандартом образования; способствовать развитию умения видеть и применять изученные закономерности в нестандартных ситуациях.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, самостоятельная работа учащихся обучающего характера, парная работа (взаимоконтроль).
Ход урока
Постановка целей урока. Проверка домашнего задания. Устная работа.
1)Проверка домашнего задания. (Проводится способом сличения с доской.)
2) Работа у доски. Два ученика решают следующие задания во время проведения устной работы:
а) Сколько членов последовательности , удовлетворяют неравенству
б) Решить уравнение (х+1) +(х+4)+…+(х+28) = 155
После проведения устной работы выполненное задание оценивается.
Дополнительные вопросы:
1)Какая последовательность называется арифметической (геометрической) прогрессией?
2) Тело в первую секунду движения прошло 7 м, а за каждую следующую секунду – на 3 м больше чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду, за восемь секунд, за n секунд?
3)Устная работа.
1) Записать формулу общего члена последовательности:
1; -4; 9; -16;…
1; ; ; ;…
; ;
2) Является ли число -21 членом последовательности , если ?
3)Могут ли числа быть членами арифметической (геометрической) прогрессии?
а) 1;; 3; б) 1;15; 8; в) 2; 6;4,5.
4) Известен , q= - геометрической прогрессии(Является ли эта прогрессия монотонной последовательностью? Ответ объясните.
5) геометрическая прогрессия, , =32. Найдите ,.
II. Решение задач репродуктивного характера. Организация взаимоконтроля в парах. (Перед решением следующих задач учащимся предлагается оценить имеющие у них знания и умения по данной таблице (Приложение 1)
Знания и умения | Я | Другой |
Знания формул n-ого члена, суммы первых членов прогрессии. | | |
Умение преобразований выражений | | |
Вычислительная культура | | |
Задание: заполнить пропуски в таблице, (Приложение 2) если (an) – арифметическая прогрессия и (bn) - геометрическая прогрессия.
a1 | d | n | an | Sn |
110 | -10 | 11 | | |
5 | | 26 | 105 | |
| 3 | 12 | | 210 |
| 2 | 15 | -10 | |
b1 | q | n | bn | Sn |
1 | 3 | 10 | | |
| 0,5 | 8 | 2 | |
2 | | 7 | 1458 | |
0,5 | | | | |
(Работа выполняется учащимися самостоятельно. После следует взаимопроверка и взаимооценивание. Проверяющий заполняет третью колонку таблицы, выражая свое мнение о знаниях и умениях партнера.
III. « Я и мир логики».
1.Историческая справка о И. К. Ф. Гауссе. (Слайды 2,3) (На примере жизни и деятельности ученого учащиеся выясняют, что составляет основу математических способностей, выделяя умение анализировать, сравнивать, наблюдать, находить главное, устанавливать закономерности, видеть новое в стандартных ситуациях.)
Решение задач (устно) (Слайд 4)
Вычислить 1+2+3+…+99+100
Найти сумму всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 300.
Найдите количество всех трехзначных чисел, делящихся на 7.
Запомнить все числа и воспроизвести.
(Слайды 5,6,7)
IV. Фронтальная работа учащихся по решению задач.
Решить уравнения: (Слайд 8)
1)
2)
(При решении уравнений необходимо увидеть геометрическую или арифметическую прогрессии и применить известные формулы).
Решение:
Замечаем, что последовательность чисел 2,4,6 образует арифметическую прогрессию. , , , .
Переформулируем задачу: при каком сумма данной арифметической прогрессии равна 56?
не удовлетворяет, т. к., N
Ответ: 7
2)
Последовательность образует геометрическую прогрессию со знаменателем . По условию
Переформулируем задачу: сумма членов геометрической прогрессии равна 0. Найти .
не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: -1
V. Итог урока. Учащиеся активно работавшие на уроке получают оценки.
VI. Постановка домашнего задания.
1.Проанализировать результаты взаимоконтроля. Составить и решить задачу для ликвидации выявленного пробела в знаниях. (Отчет анализа оформить письменно).
2. В каждой строке по трём данным вычислите неизвестные значения величин, если арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия. (Приложение 3)
a1 | d | n | an | Sn |
-9 | 0,5 | | | -75 |
-28 | | 9 | | 0 |
0,2 | | | 5,2 | 137,7 |
| | 30 | 15,75 | 146,25 |
b1 | q | n | bn | Sn |
| 3 | | 567 | 847 |
| | | | |
| -3 | 4 | | 30 |
3.Корни уравнения составляют арифметическую прогрессию. Найти a.