Сказка по теме
«Тепловые явления».
Слушайте внимательно, да физику вспоминайте.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь – Настасья Премудрая. Красавица писанная, а уж рукодельница! Все умела, но больше всего физику она любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо, но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда. Только записка осталась на столе.
Расшифруйте послание (Задание 1)
Кликнул тут царь клич: «Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам». Нашелся храбрец Иван – крестьянский сын, собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят.
Идет, а навстречу ему старушка:
-«Куда путь держишь?»- спрашивает.
Рассказал ей Иван.
-«Нелегко тебе придется,- говорит она. – Ведь спасти Настасью Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает».
-« Вот и хорошо, - отвечает Иван.- Уж, что-что, а физику- то я знаю».
Дала тогда ему старушка клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок – это вещество или физическое тело?» Задумался Иван,
- А ну-ка, ребята, давайте поможем ему! (учащиеся дают ответ).
Покатился клубок и привел Ивана к трем деревьям. А на них вместо зеленых листьев ленточки бумажные висят. Хотел Иван мимо пройти, да услышал голос: «Помоги нам Иван! Развесь ленточки правильно: на одно дерево с названием явлений теплопроводности, на другое – с названием явлений конвекции, а на третье - излучения». Принялся Иван за работу.
- Ребята, помогите выполнить это задание?
Не успел Иван справиться с заданием, а уже перед ним зеленой листвой шумят настоящие деревья: «Спасибо Иван за то, что оживил нас!»
Покатился клубок дальше, идет Иван за ним, глядь перед ним волк на пеньке сидит. Хотел, было, Иван мимо пройти, а он и говорит:
-«Погоди добрый молодец! Дальше не пройдешь, коли, не ответишь на мои три вопроса».
-«Задавай», - говорит Иван.
- «Что ты знаешь о количестве теплоты? Назови, как зависит количество теплоты от массы тела, рода вещества, разности температур?»
Справился Иван с заданием (Скажите, что ответил он волку) и пошел дальше. А клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле поспевал. Вдруг впереди болото, не обойти, не объехать, что делать? Сел Иван на камень, да призадумался , и слышит, будто зовет его кто-то, поднял голову, а перед ним кот ученый сидит.
- «Отодвинь,- говорит,- избушку на курьих ножках. Там письмо заветное, сумеешь ответы найти – откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь – не видать тебе Настасьи Премудрой!»
Отодвинул Иван избушку, а под ней и впрямь письмо, а в нем задание: дописать фразу
1.Переход вещества из твердого в жидкое состояние называют…(плавление)
2. Переход вещества из жидкого в газообразное состояние называют…(парообразование)
3.Переход вещества из твердого в газообразное состояние называют…(сублимация)
4. Переход вещества из газообразного в жидкое состояние называют…(конденсация)
Да, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, а оно не простое, надо записать формулы процессов фазовых переходов, да определить , что происходит с количеством теплоты при процессах.
Ученики строят схему перехода
Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней.
Долго ли коротко ли шел Иван, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не может – вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но на ней замок висит пудовый. Попытался, было, Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван, пригорюнился.
Вдруг голос слышит: «Не печалься, Иван. Замок сам не откроется, если сумеешь ты указать физический смысл трех пословиц:
- Ложка дегтя бочку меда портит.
– Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
– Как с гуся вода.
(Ребята объясняют смысл пословиц с точки зрения физики).
С последними словами Ивана замок упал на землю. Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья Премудрая.
- «Молодец Иван! – говорит.- Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел, осталась самая малость, чтобы разрушить злые чары, надо решить задачки, да дом дворец построить, чтобы жить долго и счастливо, не знать ни горя , ни бед , ни расставаний».
Учащиеся решают задачи и выстраивают дом.(детали дома постепенно превращаются в целый дом, как только решаются задачи)
Задачи:
ФАСАД:
Какова самая низкая температура, зарегистрированная на арктической станции «Восток», если 200 мл воды температурой 15 °С, вынесенные из помещения и оставленные на ночь, выделили 105 714 Дж энергии?
Ответ: -89,2 °С.
КРЫША:
В 1813 году на одном из притоков уральской реки Исети, где разрабатывались бедные золотоносные кварцевые жилы, малолетняя девчушка Катя Богданова нашла большой самородок платины и принесла его приказчику. Какова масса платинового самородка, найденного на Урале, если для его нагревания на 20 °С потребовалось бы 23 056 Дж энергии? Удельная теплоемкость платины 0,14 кДж/(кг С).
Ответ: 8,395 кг.
БАЛКОН:
На сколько изменяется внутренняя энергия Царь-пушки массой 40 т при максимальном зарегистрированном в Москве перепаде температуры от + 36 °С до - 42,2 °С? Удельная теплоемкость металла 0,45 кДж/(кг С).
Ответ: на 1420 МДж.
ТРУБА:
В Алмазном фонде Кремля хранится золотой самородок «Лошадиная голова». Какова масса самородка, если для его полного расплавления потребовалось бы 938 кДж тепла?
Ответ: 14 кг.
ОКНА:
Сколько древесного угля нужно сжечь, чтобы вскипятить воду в 50 литровом Суксунском самоваре, если начальная температура воды равна 20°С? Удельная теплота сгорания древесного угля 35 МДж/кг?
Ответ: 0,48кг
Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез заброшенный замок, и очутились Иван и Настасья дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить-поживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее, да физику повторял, тот молодец!