Открытый урок.
Класс – 6
Тема: «Арабский халифат».
Учитель: Якубова З.Р.
Цель урока: Раскрыть основные причины высокого уровня развития культуры арабов. Ознакомить учащихся с основными достижениями в области науки и искусства халифата. Способствовать пониманию учащимися вклада арабов в развитие мировой культуры.
Задачи урока:
Образовательная:
1.Продолжить выяснение исторических условий, которые благоприятно повлияли на развитие культуры стран Арабского халифата.
2. Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры.
3. Создать представление об арабской архитектуре.
Развивающая:
1.Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата.
2. Продолжить развитие умения анализировать произведения искусства.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к культуре других стран и к людям других национальностей.
План урока:
1. Орг. Момент.
2. Мотивация: определение целей и задач урока.
3. Опрос д/з.
4. Новый материал:
А. причины высокого уровня культуры Арабского халифата.
Б. образование и наука.
В. Литература.
Г. искусство.
Д. вывод: вклад арабов в мировую культуру.
5. закрепление.
6. итоги урока.
7. Д/З.
Оборудование урока: Учебник: «История Средних веков», 6 класс, М.Ю. Брандт. Настенная карта: «Арабские завоевания». Основные понятия урока на цветных листах. Раздаточный материал.
Ход урока:
Мотивация: сегодня мы с вами продолжим изучать тему: «Арабо-мусульманский мир».
Тема сегодняшнего урока: «Чудеса арабской культуры». (запишите её в тетради)
Цель нашего урока: смотреть выше.
Но перед этим мы должны вспомнить материал, изученный нами ранее.
Исторический диктант на тему: «Новая вера арабов. Арабские завоевания».
(раздаточный материал). Выполняется с самопроверкой.
Вопросы:
1. Религия мусульман? (ислам)
2. Имя мусульманского Бога? (Аллах)
3. Основатель ислама? (Мухаммед)
4. Город, где родился пророк Мухаммед? (Мекка)
5. Храм, расположенный в Мекке, древнее святилище? (Кааба)
6. Священная книга всех мусульман? (Коран)
7. Дата начала мусульманского летосчисления? (622г.)
8. Название государства арабов, которое достигло своего развития к 750 году?
9. Что такое джихад? (священная война за веру)
10. Какое событие сыграло решающую роль в объединении арабов, в создании единого государства? (принятие религии ислам).
Критерии отметки:
0 ошибок – 5
1-3 ошибки – 4
4-5 ошибок – 3
Больше 5 ошибок – 2
Новый материал:
Рассказ учителя:
Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из культуры восточных стран – Сирии, Египта, Междуречья, и многое из античной культуры. Но наибольшее влияние на культуру стран Арабского халифата оказали народы Средней Азии (карта).
Благодаря такому соседству, арабы достигли успехов в развитии ремесла и сельского хозяйства.
Какие изобретения арабских ремесленников и достижения в сельском хозяйстве арабов вам известны? (ответ)
Дополнения учителя:
- открытие дамасской стали;
- в изготовлении из стали зеркал;
- в изготовлении бумаги;
- в производстве шелка, шерсти, парчи;
- в производстве кожи;
- в производстве сахарного тростника и риса;
- в развитии садового искусства.
Как вы думаете, в чём причины высокого уровня культуры арабов? (ответ)
1) В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира.
2) Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению.
3) Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.
ОБРАЗОВАНИЕ.
Учитель:
В завоеванных арабами странах наряду с исламом широко распространяется арабский язык. Он становится языком науки и литературы, недаром его называют «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей.
Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.
Запишем термин:
Медресе – мусульманская школа. (крепится на доску на цветном листе)
НАУКА.
Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, знатоков Корана, но особенно - учёных.
У арабов даже существовали такие поговорки:
«Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика».
«Тот не умирает, кто отдает жизнь науке».
«Важнейшее украшение человека – знание».
«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».
О чем говорят эти поговорки? (ответ: О большом уважении к научным знаниям, научной деятельности).
При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые.
В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов.
Какие же научные знания существовали у арабов?
Составление таблицы по тексту учебника (стр.112-114)
Научные знания арабов:
Математика
|
астрономия
|
Физика
|
химия
|
медицина
|
Основание алгебры;
Формулы для вычисления длины окружности; написание цифр(переняли у индийцев); ноль;
|
Открытие обсерваторий для наблюдения за звёздами.
|
Законы оптики; открытие закона инерции.
|
Научились получать спирт и серную кислоту.
|
Аптеки, больницы,
Приёмы обезболивания,
Сиропы и эликсиры для лечения болезней.
|
После составления таблицы следует фронтальная проверка.
Вывод учителя: Арабские науки – мост, соединивший средневековую Европу с античной культурой через Испанию. Арабские науки в то время намного опережали по уровню развития европейские. Труды арабских математиков и астрономов послужили основой для развития средневековой науки Европы.
ЛИТЕРАТУРА.
Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.
Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. (на доске)
Вывод учителя: многие произведения арабской литературы пользуются популярностью и сейчас.
ИСКУССТВО:
Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура.
Особенности развития архитектуры Востока:
Особенности развития архитектуры Востока:
мечети
Архитектура
дворцы
Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде.
Что такое мечеть?
Ответ: мечеть – мусульманский храм. (на доске)
В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.
Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.
По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.
Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.
Минарет – высокая башня, рядом с мечетью. (на доске)
ЖИВОПИСЬ.
Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.
Арабески – сложные геометрические орнаменты.
Вывод учителя: арабская архитектура и живопись являются настоящим «чудом» для европейца, т.к. вобрали в себя культурные традиции разных стран, входивших в состав халифата.
ВЫВОД: КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ?
Работа с текстом (стр.114) – ответ.
Дополнения учителя:
1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний.
2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.
3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.
4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.
5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.
6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.
7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.
Итог: Таким образом, вклад арабов в мировую культуру огромен.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Задание из рабочей тетради (раздаточный материал).
+ кроссворд.