Разработка урока биологии
для 6 класса
«Органы цветкового растения. Корень»
Тема урока:«Органы цветкового растения. Корень»
Предмет: Биология
Класс: 6
Тип урока: открытия новых знаний.
Деятельностная цель: создать условия для формирования у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания развивать у учащихся умение сравнивать корневые системы; навыки работы с биологическими терминами и гербарным материалом.
Содержательная цель: сформировать у учащихся новые понятия - корневая система, главный корень, боковые и придаточные корни; умение делать выводы.
Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с органом цветковых растений – корнем, видами корней и типами корневых систем, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).
Развивающие – а) продолжить развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры , воздействующие на чувства учащихся; б) продолжить развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; в) продолжить развитие памяти, внимания, мышления, речи; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему демонстрационного эксперимента, а также интересных фактов из смежных наук; г) продолжить развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.
Воспитательные – а) создать условия для воспитания положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах, б) содействовать реализации мировоззренческих идей о познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной взаимосвязи между явлениями; в) создать условия для формирование биологической картины мира, используя межпредметные связи с географией, литературой, математикой, физикой и геологией, содействовать реализации культурологического воспитания; г) в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания; продолжить воспитывать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.
Технология построения урока: проблемное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые образовательные результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ: дадут определения корню, видам корней и типам корневых систем; научатся различать на таблицах и гербариях виды корней и типы корневых систем; определять какой тип корневых систем характерен для двудольных и однодольных; оценят и обоснуют важность корней для растительного организма.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные : продолжить развивать умение находить в разных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации, умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективный способ решения заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Регулятивные : продолжить развивать умения определять цель, планировать свою деятельность, работать по плану, сверяясь с целью, оценивать способы достижения цели
.Коммуникативные : продолжить формировать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, организовывать работу в группе, в парах.
ЛИЧНОСТНЫЕ: продолжить формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности
Решаемые учебные проблемы: С чем связано то, что цветы без корней вянут и погибают?
Ресурсы урока: таблицы «Корень», «Типы корневых систем», презентация, компьютер, проектор, гербарий, учебник, рабочие тетради на печатной основе.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организацион- ный момент | Приветствие учителя. -Здравствуйте! -Я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Я знаю, что вы умеете быть внимательными, находчивыми, а главное – вы уже много знаете, и умеете, и я хочу, чтобы сегодня на уроке вы показали, что знаете и как умеете работать | До начала урока учащиеся, заходят в класс, формируют рабочие группы по 6 человек (учащиеся в группе имеют разный уровень подготовки). Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку |
Мотивация учебной деятельности и целеполагание | Ребята, сегодня на уроке вы будете юными исследователями, а я вашим научным руководителем. А что мы будем исследовать, вы догадаетесь сами. А пока давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Проверка домашнего задания по карточке. Ответы на экране. Самопроверка (слайд 1) Выставление оценок по критерию в листы самооценки и взаимооценки. Подводит к теме урока. Посмотрите на экран , отгадайте загадку: Царства темного жильцы Ползут в разные концы, Неустанно влагу пьют, Всем растениям жизнь дают. • Итак, кто догадался какая тема нашего урока? (слайд2) Задачи урока.(Слайд№3) Запишем тему урока | Проверяют себя, оценивают по критериям, выставляют оценки в лист самооценки Слушают учителя, формулируют тему урока, задачи урока, способы решения проблемы.
Называют и записывают тему урока |
Получение новых знаний | Предлагает задания группам. Работа по инструктивной карточке. Наблюдает за выполнением работы в группах. Помогает в организации. Организует обсуждение результатов работы в каждой группе. Физкультминутка(слайд№4) | Работают по инструктивной карточке. 1гр-значение корня, органы цветкового растения. 2гр-виды корней и типы корневых систем. 3гр-видоизменение корней. 4гр-микроскопическое строение корня. Все группы в ходе выполнения заданий готовят отчет по плану и работают в тетрадях на печатной основе. |
Закрепление и применение новых знаний | Предлагает группам продемонстрировать отчет по плану. Напоминает о выставлении оценок в оценочный лист. Предлагает вернуться к задачам урока. Все ли задачи выполнены? (слайд№5). Предлагает найти на партах карточку №2 и выполнить ее, проверить себя по ключу на экране и поставить оценку. | Делают отчет по плану по 2 человека от группы. Выполняют тест, выставляют оценки в листы самооценки. |
Подведение итогов урока, рефлексия | Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке. У вас на столах лежат листы успеха, заполните их (слайд№6) | Анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке. |
Информация о домашнем задании | Всем: с 36-38 (пересказ). На выбор: составить кроссворд по теме: «Органы цветкового растения. Корень» сочинить загадки о корнях, корневых системах;( слайд№7) | Записывают в дневники домашнее задание. Определяют для себя уровень сложности домашнего задания для выполнения. |
| | |