Разработка урока биологии по теме "Строение сердца. Круги кровообращения", 8 класс

Категория: Биология

 Урок биологии по теме "Строение сердца. Круги кровообращения", 8 класс, составлен с использованием технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме "Строение сердца. Круги кровообращения", 8 класс»

Урок биологии в 8 классе

на тему «Строение сердца. Круги кровообращения».


Цели урока:

  1. Формировать умение работать с информационными материалами.

  2. Повысить мотивацию к изучению нового материала.

  3. Способствовать развитию творческого мышления.


Технология: проблемно-диалогическое обучение; критическое мышление.

Стратегия: подводящий от проблемы диалог.

Оборудование к уроку:

  1. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

  2. Фрагменты «Круги кровообращения», «Строение сердца» из видеофильма «Анатомия и физиология».

  3. Плакат «Сердечно-сосудистая система».

  4. Плакат «Строение сердца», муляж сердца.

ХОД УРОКА

Целеполагание

На экран при помощи мультимедийного проектора проецируются изображение контура человеческого тела, на котором нарисовано сердце, показано место инъекции. Или используется плакат «Строение системы кровообращения» .

  1. Постановка проблемной ситуации


Учитель

Ученики

Вопрос: «Задумывались ли вы над тем, сколько раз лекарство, введенное в вену левой руки, пройдет через сердце прежде чем достигнет икроножной мышцы левой ноги?»

Учащиеся затрудняются в ответе Ответы: 1, 2, 3 и т.д.)

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

«Почему вопрос был задан один, а ответов много?»

«Сколько мнений?»

«Почему много мнений?»

«Что мы еще не знаем?»


-Потому что мы все разные

-потому что мало знаем о сердце

-не знаем, как двигается кровь по кругам кровообращения

-не точно знаем строение сердца

Учитель принимает все ответы, не комментируя, не выделяя верные суждения.


«Значит, что нам следует узнать? Какая будет тема урока?»

Совместно с учителем формулируют тему урока: «Строение сердца. Круги кровообращения».

Учитель тему урока записывает на доске.

- Давайте вместе сформулируем цели, что мы сегодня должны изучить.

Совместно с учителем формулируют цели:

План урока.

  1. Выяснить особенности строения сердца человека.

  2. Выяснить путь крови по кровеносной системе через сердце.


2) Актуализация старых знаний


Учитель

Ученики

Разделите разворот тетради на 3 столбика: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».

Ученики выполняют задание

«В ходе работы мы будем опираться на ваши знания по зоологии. Что вы знаете по этой теме?»

В графе «Знаю» учитель кратко записывает высказывания детей.


- У человека два круга кровообращения: большой и малый.

- Четырехкамерное сердце: два предсердия и два желудочка

- Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры

- Сердце расположено в грудной полости

Какие вопросы надо задать, чтобы ответить на вопрос урока «Сколько раз лекарство, введенное в вену левой руки…»

В графе «Хочу узнать» учитель кратко записывает высказывания детей, добавляет свои вопросы.


- Какие сосуды и откуда несут кровь к сердцу?

- Какие сосуды и откуда несут кровь от сердца?

- Где начинается и заканчивается малый круг?

- Где начинается и заканчивается большой круг?

- Через какие отделы сердца проходит кровь?



  1. Поиск решения

(Технология критического мышлении. Методика «Знаю. Хочу знать. Узнал»)


Учитель

Ученики

Найдите в тексте параграфа 22 (1 пункт) описание строения сердца.

Ответьте на вопросы:

Как называются клапаны, разделяющие предсердия и желудочки?

Желудочки и артерии?

Какова функция сердечных клапанов?


Найдите в тексте параграфа 21 описание движения крови по большому и малому кругам.

Ответьте на вопросы:

Толщина стенки левого желудочка 9 мм, а правого 2 мм. Чем это объясняется?

Где начинается и заканчивается большой круг?

Где начинается и заканчивается малый круг?

Какие сосуды и откуда несут кровь к сердцу?

Какие сосуды и откуда несут кровь от сердца?

Какая кровь течет по артериям и венам большого круга?

Какая кровь течет по артериям и венам малого круга?


Записывают в графу «Узнал».


Строение сердца.

Околосердечная сумка (жидкость), эпикард, миокард, эндокард.

Правое предсердие – створчатые клапаны - правый желудочек – полулунные клапаны – легочная артерия;

Левое предсердие – створчатые клапаны - левый желудочек – полулунные клапаны – аорта.

Функция клапанов: ток крови в одном направлении. Порок сердца.

Сердечный цикл:

систола предсердий - 0,1 сек; систола желудочков – 0,3 сек; диастола (общая пауза) – 0,4 сек

Большой круг (20-25 сек.):

левый желудочек – аорта – артерии - капилляры – вены – нижняя и верхняя полые вены – правое предсердие.

Малый круг (легочный) (4-5 сек.):

правый желудочек – легочная артерия - капилляры легких – легочная вена – правое предсердие.

Артерии большого круга – артериальная кровь (оксигемоглобин).

Артерии малого круга – венозная кровь (карбгемоглобин).

Теперь мы сможем ответить на вопрос «Сколько раз лекарство, введенное в вену правой руки…»?


Вены левой руки – верхняя полая вена – правое предсердие – правый желудочек – малый круг (легкие) – легочная вена – левое предсердие – левый желудочек – аорта (большой круг) – артерии ног – икроножные мышцы левой ноги.

Лекарство пройдет через сердце 2 раза (через правую и левую часть сердца).

Посмотрим, на все ли вопросы мы получили ответы (графа «Хочу узнать»).

Учитель отмечает значком (+).

Если какие-либо вопросы остались без ответа, учитель разъясняет их или предлагает ученикам в качестве домашнего задания.

Ставят значки (+) цветной пастой в графе «Хочу узнать».


Проверим, насколько верны были наши первоначальные утверждения (графа «Знаю»).

  • У человека два круга кровообращения: большой и малый (легочный). +

  • Четырехкамерное сердце: два предсердия и два желудочка. +


Ставят значки (+) цветной пастой в графе «Знаю».


Итак, на уроке мы изучили строение сердца, выяснили путь крови по большому и малому кругам.

Круги кровообращения начинаются в желудочках, заканчиваются в предсердиях.

От сердца отходят артерии, а подходят к сердцу вены. В артериях большого круга - артериальная кровь, в легочной артерии – венозная.



  1. Стадия рефлексии


Учитель

Ученики

Если позволяет время, в качестве закрепления учащимся предлагается фрагмент видеофильма «Кровообращение» (5 мин.).

После просмотра учащиеся выполняют задания по группам.


1 группа: Проследите путь движения кислорода от капиляров легких до капилляров большого круга кровообращения.

2 группа: Проследить путь движения углекислого газа от капилляров большого круга кровообращения до капилляров легких.

3 группа: Распределите сосуды и отделы сердца по их отношению к большому и малому кругам кровообращения (Приложение 1)



Работают над заданиями.





Домашнее задание: параграф 21, 22 (1 пункт);

Вопрос: нарисовать путь меченого эритроцита из левого желудочка в левое предсердие.




Приложение 1


Задание для 3 группы.

Распределите сосуды и отделы сердца по их отношению к большому и малому кругам кровообращения:


Круги кровообращения

Сосуды и отделы сердца

    1. Большой круг


    1. Малый круг

А) левое предсердие

Б) левый желудочек

В) аорта

Г) лёгочные вены

Д) лёгочная артерия

Е) верхняя полая вена

Ж) нижняя полая вена

З) правое предсердие

И) правый желудочек

К) сонные артерии

Л) воротная вена печени

М) почечная артерия

Н) лёгочные капилляры








3



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас