СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии в 5 классе по ФГОС "Организменная среда жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "ОРганизменная среда жизни". 5 класс, биология

Просмотр содержимого документа
«организменная среда 5кл конспект»



Урок биологии в 5 классе по ФГОС по теме: «Организменная среда обитания»


Цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

Задачи урока:

Образовательные:

  • углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;

  • раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Развивающие:

  • развивать самостоятельную деятельность;

  • умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

  • научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе;

  • уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: объяснять характерные признаки организменной среды;

  • метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте;

  • предметные: приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.

Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация.

Ход урока:

1. Организация класса

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-7

- Ребята, назовите известные вам среды обитания (слайд 3)

- Посмотрите на слайд и определите, какие среды обитания занимают эти животные?

(слайд 4). Охарактеризуйте каждую из сред (слайд 4-7)

  1. Работа над новым материалом

    1. Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

- Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? (слайд 8)

- Что вам известно об этой среде обитания? Что хотели бы узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ. (Вопросы фиксируются на доске).

    1. Основные особенности среды.

    2. Обитатели.

    3. Приспособленность организмов в данной среде.

- Ребята, сформулируйте тему и задачи урока (запись темы урока в тетрадях) (слайд 9)

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма (слайд 10)

- Каковы же особенности данной среды обитания? (слайд 11)

- Где и как узнать! (слайд12)

3.2. Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой) (слайд 13)

1. учебник – с.28

2. таблица «Характеристика организменной среды обитания» (приложение1)

- Какие особенности организменной среды обитания, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?

4. Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).

(Обитатели организменной среды, их приспособленность к паразитизму)

- Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их

приспособления к жизни в данной среде (слайд14-15)

- Для того, чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их

приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в парах по рядам.

1 и 3 ряд - организмы-паразиты животные

2 ряд - организмы-паразиты растения

- Для работы используйте учебник - стр.28-29, информационные листы, в которых даётся дополнительный материал и указана форма отчёта (приложение 2-3)

В тетради записываете краткие выводы.

5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).

Выступление представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов16-33,

дополняется учителем

6. Применения новых знаний (слайд34)

6.1. Заполнение таблицы «Характеристика сред жизни»

Среда жизни

Характеристика условий обитания

Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде






(с последующей проверкой)

1. учебник – с.28-29

6.2. Подведения итогов работы (проведение самооценки)

- Поставьте себе оценку за проделанную работу.

Критерии:

Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»

Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»

Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать

7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд35)

§ 9, с.28-29; повторить § 7-8

Творческое задание (по выбору)

  • Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела.

  • Приготовить презентацию «Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища»

8. Рефлексия

  • Что нового вы для себя открыли?

  • Что больше всего вам понравилось на уроке?

  • Вы удовлетворены полученными знаниями?

Спасибо за внимание! (слайд36)
















Литература:

1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм.

5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,

2012.-128-29с

2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-33с.

3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-39с.


Интернет-ресурсы


1.глисты http://worm-s.ru/pics1.htm

2. блоха http://slovarionline.ru/biologicheskiy_entsiklopedicheskiy_slovar/page/blohi.808

3. вши http://www.shutterstock.com/s/%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%B0/search.html

4. среды жизни http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-usloviya-zhizni-organizmov.html

5. паразитические ленточные черви: свиной цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/040-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html

6. бычий цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/042-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html

7. повилика http://medgrasses.ru/povilika.html

8. заразиха http://regionagrohim.ru/zarazixa-podsolnechnika


9. раффлезия http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=111975,

http://www.liveinternet.ru/users/kumushki/post187126066/,

http://blogs.privet.ru/community/cats_flowers?year=2011&month=4&day=26

10.аскарида http://decemtop.ru/jivotnie/top-10-samie-otvratitelnie-paraziti-cheloveka.html

11.острицы http://www.tiensmed.ru/news/142

12.одежда в лес http://www.reitings.ru/articles/detail.aspx?id=211, http://mrsom.my1.ru/news/2013-06-23

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»


Характеристика организменной среды обитания


Среда обитания

Представители среды

Особенности среды

Организменная



1. Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ.

2.Обилие пищи.

3.Защищённость от неблагоприятных внешних факторов.

4.Активное сопротивление организма хозяина.

5.Защита от внешних врагов.


Задание: назовите в третьей колонке факторы, которые на ваш взгляд, имеют первостепенное значение.


Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

Информационный лист


Организмы-паразиты растения

Заразиха. Многолетний корневой паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность растения-хозяина.

Раффлезия. Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы). Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют.

Приготовь отчёт

Мы изучали растения паразиты. Выяснили, что к ним относятся ….


.

Приспособления к паразитическому образу жизни: __________________________________


Просмотр содержимого документа
«приложение 3»



Информационный лист


Организмы-паразиты животные




Приготовь отчёт


Мы познакомились с организмами - паразитами животными. В ходе работы выяснили, что животных паразитов можно разделить на … группы.


Это - …….. Это - ……..


Приспособления к паразитическому образу жизни: __________________________________




Просмотр содержимого презентации
«организменная среда обитания»

Автор: Аблялимова Л.Л. учитель биологии А В Т О Р

Автор: Аблялимова Л.Л.

учитель биологии

А В Т О Р

Наземно-воздушная

Наземно-воздушная

  • Обилие воздуха
  • Много света
  • Большие колебания температуры
  • Большие колебания влажности
Водная среда

Водная среда

  • Мало света
  • Мало кислорода
  • Нет резких перепадов температуры
  • Наличие минеральных солей
Почвенная

Почвенная

  • Нет света
  • Мало кислорода
  • Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток
Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?   блохи  вши глисты

Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?

блохи

вши

глисты

Тема урока :     Организменная среда обитания

Тема урока : Организменная среда обитания

Организменная среда обитания –  среда, образуемая самими живыми организмами,  в которой обитают другие организмы.  Средой жизни является тело живого организма.

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которой обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма.

Где и как узнать?    1. учебник – с.28 2. таблица «Характеристика организменной среды обитания»

Где и как узнать?

1. учебник – с.28

2. таблица «Характеристика организменной среды обитания»

Характеристика организменной среды обитания 1. Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ. 2. Обилие пищи. 3. Защита от внешних врагов.  4.Защищённость от неблагоприятных внешних факторов. 5. Активное сопротивление организма хозяина.

Характеристика организменной среды обитания

1. Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ.

2. Обилие пищи.

3. Защита от внешних врагов.

4.Защищённость от неблагоприятных внешних факторов.

5. Активное сопротивление организма хозяина.

Обитатели Организмы-паразиты Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища Кто? животные растения Кто? Кто?

Обитатели

Организмы-паразиты

Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища

Кто?

животные

растения

Кто?

Кто?

Организмы-паразиты растения животные Кто? Кто? Как они приспособились к жизни в данной среде обитания?

Организмы-паразиты

растения

животные

Кто?

Кто?

Как они приспособились к жизни в данной среде обитания?

Организмы-паразиты животные внешние паразиты внутренние паразиты

Организмы-паразиты

животные

внешние паразиты

внутренние паразиты

Паразитические круглые черви Острицы Аскарида

Паразитические круглые черви

Острицы

Аскарида

Приспособления  к паразитическому образу жизни: - Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки - Изменяется и упрощается форма тела

Приспособления к паразитическому образу жизни:

- Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки

- Изменяется и упрощается форма тела

  • Высокая плодовитость
  • Отсутствуют органы передвижения и органы чувств
Паразитические ленточные черви

Паразитические ленточные черви

Паразитические ленточные черви

Паразитические ленточные черви

Правила,  которые нужно соблюдать!

Правила, которые нужно соблюдать!

  • Мыть руки с мылом всегда перед едой, после посещения туалета, после прихода домой с улицы, после общения с домашними животными.
Правила, которые нужно соблюдать!  Мыть фрукты и овощи Не пользоваться чужим  расческами  Ходить в лес только в специальной одежде.  После посещения леса внимательно осмотреть себя.

Правила, которые нужно соблюдать!

Мыть фрукты и овощи Не пользоваться чужим

расческами

Ходить в лес только в специальной одежде.

После посещения леса внимательно осмотреть себя.

Организмы-паразиты растения животные Кто?

Организмы-паразиты

растения

животные

Кто?

Организмы-паразиты растения животные повилика  заразиха раффлезия

Организмы-паразиты

растения

животные

повилика

заразиха

раффлезия

Приспособления  к паразитическому образу жизни:

Приспособления к паразитическому образу жизни:

  • Присоски
  • Образуют огромное количество семян
Повилика   Обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие у растений-хозяев.

Повилика

Обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие у растений-хозяев.

Повилика Снижается не только урожай, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель.

Повилика

Снижается не только урожай, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель.

Заразиха    Многолетний корневой паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность растения-хозяина.

Заразиха

Многолетний корневой паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность растения-хозяина.

Раффлезия – растение паразит Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы).Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют.

Раффлезия – растение паразит

Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы).Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют.

Раффлезия Это удивительное растение (растет в Малайзии, в джунглях). У него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок ! Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов, диаметр до 1 метра.

Раффлезия

Это удивительное растение (растет в Малайзии, в джунглях). У него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок ! Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов, диаметр до 1 метра.

Организмы-паразиты животные растения внешние паразиты внутренние паразиты внешние паразиты  повилика заразиха раффлезия  вши блохи клещи клопы чесоточный зудень  паразитические черви (острицы, аскариды…)

Организмы-паразиты

животные

растения

внешние паразиты

внутренние паразиты

внешние паразиты

повилика заразиха

раффлезия

вши

блохи

клещи клопы

  • чесоточный зудень
  • паразитические черви

(острицы, аскариды…)

Сравниваем и обобщаем 1. учебник – с.28-29 2. тетрадь-тренажёр №1  с.33  Заполните таблицу:  «Характеристика сред обитания»

Сравниваем и обобщаем

1. учебник – с.28-29

2. тетрадь-тренажёр №1

с.33

Заполните таблицу:

«Характеристика сред обитания»

Домашнее задание § 9, с.28-29; повторить § 7-8 Творческое задание (по выбору)

Домашнее задание

§ 9, с.28-29; повторить § 7-8

Творческое задание (по выбору)

  • Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела.
  • Приготовить презентацию «Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища»

Список литературы

1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм.

5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,

2012.-128-29с

2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-33с.

3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-39с.

Интернет-ресурсы

1. глисты http :// worm - s . ru / pics 1. htm

2. блоха http :// slovarionline . ru / biologicheskiy _ entsiklopedicheskiy _ slovar / page / blohi .808

3. вши http :// www . shutterstock . com / s /% D 0% B 3% D 0% BD % D 0% B 8% D 0% B 4% D 0% B 0/ search . html

4. среды жизни http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-usloviya-zhizni-organizmov.html

5. паразитические ленточные черви: свиной цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/040-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html

6. бычий цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/042-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html

7. повилика http://medgrasses.ru/povilika.html

8. заразиха http://regionagrohim.ru/zarazixa-podsolnechnika

9. раффлезия http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=111975,

http://www.liveinternet.ru/users/kumushki/post187126066/,

http://blogs.privet.ru/community/cats_flowers?year=2011&month=4&day=26

10.аскарида http://decemtop.ru/jivotnie/top-10-samie-otvratitelnie-paraziti-cheloveka.html

11.острицы http://www.tiensmed.ru/news/142

12.одежда в лес http://www.reitings.ru/articles/detail.aspx?id=211, http://mrsom.my1.ru/news/2013-06-23


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!