Разработка урока биологии в 7 классе по теме «Класс Земноводные. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».
«Лягушкам только образования не хватает,
а так они на все способны»
М.Твен.
Цель урока: изучить строение, значение и многообразие земноводных на примере лягушки.
Задачи:
образовательные: сформировать знания об особенностях строения земноводных на примере лягушки в связи с наземно-воздушной средой обитания; о многообразии, значении в природе и жизни человека; охране Земноводных; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных;
развивающие: развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой; выделять главное в изучаемом материале, делать выводы; развивать навыки коммуникативного общения, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор;
воспитательные: организовать совместную деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой; формирование единой картины мира; воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к земноводным, в связи с их важным практическим значением.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Методы обучения: частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: ноутбук, скелет лягушки, звукозапись "Голоса земноводных", компьютерная презентация о земноводных, учебник и листки с дополнительной литературой.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Пусть этот урок принесет радость общения, и наполнить душу прекрасными чувствами. Готовы к уроку? Тогда вперед!
План урока.
мозговой штурм
работа по группам
физкультминутка
работа с текстом
синквейн
2.Этап вызова. Мы с вами сейчас устроим мозговой штурм. Я задаю вам вопрос, а вы быстро генерируете идеи. И в конце мы с вами выберем более рациональную идею.
Что произойдет, если на Земле исчезнут все растения?
Что произойдет, если исчезнут все животные?
3. Этап осмысления.
А. Мотивация. А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).
Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? (лягушкам, а они являются яркими представителями касса Земноводные). (1 слайд)
Тема нашего урока «Земноводные» – это значит живущие в воде и на земле. Название Земноводные – русское, а название научное – «Амфибии», что значит двойная жизнь. Как вы думаете, на какие вопросы мы будем отвечать на сегодняшнем уроке? Что нам предстоит изучить? Какова же цель урока? (Учащиеся самостоятельно определяют цель).
Ответы:
Как они могут жить и в воде и на суше?
Какие представители входят в данный класс?
Особенности строения этих животных?
Сообщение целей урока. (3 слайд)
- Откроем тетради, запишем число и тему урока
Б. Этап получения новых знаний.
Земноводные – первые наземные позвоночные, и приспосабливаться им пришлось ко многому. Земноводные произошли от древних кистепёрых рыб около 350 млн. лет назад. Это наиболее просто организованные наземные позвоночные животные. У большинства из них сохраняется постоянная связь с водной средой, и они могут жить как в воде, так и на суше. Класс земноводных насчитывает около 4500 видов. Внешний вид их разнообразен.
Представьте себе, что вы молодые ученые и вам выпала возможность попробовать себя в роли научных работников и участвовать в мини-викторине. Наша викторина посвящена знакомству с классом Земноводные.
И участвуют морфологи, анатомы, экологи, зоологи, физиологи и ученые-систематики. Работаем по группам, на столах у каждой группы задании и дополнительные материалы. Вам надо ответить на вопросы и заполнить опорные конспекты используя текст учебника и дополнительные материалы на листочках. А выступать будет 1 участник с группы.
Задания.(слайд 4) 1. Ученые – систематики.
На какие отряды делятся Земноводные?
Перечислите по 3 представителя с каждого отряда.
2. Экологи-1.
В каких местах чаще всего встречаются земноводные?
В какое время года они наиболее активны?
Морфологи.
Определить особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.
Перечислить черты приспособления к наземной и водной среде.
Анатомы.
Выяснить, какие особенности строения скелета и мускулатуры появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.
Физиологи.
Напишите краткую характеристику дыхательной и кровеносной системы земноводных.
Зоологи.
Значение Земноводных.
Экологи - 2.
Какие земноводные нашей республики занесены в Красную книгу?
Перечислите меры по защите земноводных.
Ребята, на этом выступлении закончились. Все хорошо выступили, молодцы! А теперь давайте обобщим, что мы узнали.
В. Закрепление знаний.
Обратите внимание на слайд. Вставьте пропущенные слова и прочтите предложения.
Земноводные — это ... животные, жизнь которых связана как с ..., так и с.... На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные ... . Кожа у лягушки, как у всех земноводных ..., всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных .... Земноводные с ... температурой тела. Органами дыхания служат ... и .... В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является... между пальцами стопы.
Физкультминутка
Г. Рефлексия.
Синквейн.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
(Жизнь.
Морская, Земная.
Радует, изменяется, продолжается.
Прекрасна, многообразна, красочна, любима.
Свет.- мой пример)
Заключение урока.
Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. Экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды. Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание.
1уровень - прочитать §34, ответить на вопросы.
2 уровень – подумать над вопросом:
Почему Земноводные более совершенны, чем рыбы??
Приложение.
Ученые – систематики.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал на листочках ответить на вопросы и заполнить схему.
На какие отряды делятся Земноводные?
Перечислите по 3 представителя с каждого отряда.

Экологи – 1.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
В каких местах чаще всего встречаются земноводные?
В какое время года они наиболее активны?

Земноводные обитают: ___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Земноводные наиболее активны____________________________________
Морфологи.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
Определить особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.
Перечислить черты приспособления к наземной и водной среде.
Приспособленность к жизни
Приспособленность к жизни









На суше в воде
___________________ __________________
___________________ ___________________
___________________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
_____________________ _______________________
Анатомы.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
Выяснить, какие особенности строения скелета и мускулатуры появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни. (отделы позвоночника, конечности)

Особенности скелета:___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологи – 2.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
Какие земноводные нашей республики занесены в Красную книгу?
Перечислите меры по защите земноводных.
В Красную книгу Республики Татарстан занесены следующие виды земноводных:
Меры по защите земноводных:
Зоологи.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
Значение земноводных.
Ответы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Физиологи.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
Напишите краткую характеристику дыхательной и кровеносной системы земноводных.
Кровеносная система _______________ типа.
(замкнутого или незамкнутого).
Сердце ___хкамерное.
Органы дыхания



