СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии по теме "Индивидуальное развитие организма", 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен процессу индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме "Индивидуальное развитие организма", 9 класс»

Тема урока: Индивидуальное развитие организма (онтогенез).


Цель  урока: формирование у обучающихся   понимания понятий и явлений: «эмбриональное развитие», «онтогенез», «постэмбриональное период развития», «непрямое и прямое развитие».

Задачи: Обучающие

-Расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития в жизни живых организмов;

- Систематизировать знания об особенностях эмбрионального и постэмбрионального развития;

- Выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

- Познакомить с понятиями «эмбриональное развитие», «онтогенез», «виды постэмбрионального развития», «стадии постэмбрионального развития», ««непрямое и прямое развитие»;

- Продолжить формировать познавательный интерес.

Развивающие:

- Создать условия для развития творческих способностей, дедукционное и индукционное мышление;

- Способствовать развитию умения работать с источниками информации.

- Формировать функциональную грамотность.

Воспитательные:

- Продолжить формирование ценности жизни и ее проявления.

- Подвести к выводу о неразрывности связи жизни человека и живой природы.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

Научиться выделять отличительные признаки эмбрионального и постэмбрионального развития, его закономерности и продолжительность у различных организмов

Метапредметные:

Познавательные:

научиться ориентироваться в источниках информации, находить и использовать нужную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные: научаться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний;

Личностные: научатся осознавать единство и целостность мира; выстраивать собственное целостное мировоззрение; личностное самоопределение.

Учащийся  должен знать: особенности эмбрионального и постэмбрионального развития, виды , этапы.

Учащиеся должны уметь: называть признаки онтогенеза, сравнивать и находить отличия и преимущества прямого и непрямого типа развития, анализировать и  обобщать теоретический материал данной темы.

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Индивидуальное развитие», «Сходство зародышей позвоночных животных», презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствует учащихся. Настраивает на работу.

II. Актуализация знаний.

Мы продолжаем изучать организменный уровень организации организмов. Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? (Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение).

Фронтальная беседа:

1.Что такое гаметогенез? (Процесс образования половых клеток)

2. Назовите периоды гаметогенеза? (Размножения, роста, созревания)

3. Что происходит с первичными половыми клетками в период размножения (делятся митозом и их количество увеличивается), в стадию роста? (будущие сперматозоиды растут незначительно, яйцеклетки увеличиваются во много раз), в стадию созревания (происходит мейоз, когда из 1 клетки образуется 4 клетки с гаплоидным набором хромосом и новыми комбинациями генов)?

4. Что такое конъюгация и кроссинговер (сближение и обмен участками гомологичных хромосом)?

5. Что такое оплодотворение? (слияние мужской и женской гамет)

6. В чем заключается биологическое значение оплодотворения (восстанавливается 2n диплоидный набор хромосом)

7. Какие способы оплодотворения существуют? (наружное и внутреннее) Почему наружное оплодотворение требует большего числа сперматозоидов? (не все яйцеклетки могут быть оплодотворены) Почему на суше невозможно наружное оплодотворение (для оплодотворения нужна жидкая среда)

8. Что такое зигота? (оплодотворенная яйцеклетка)

Зигота – это первая клетка нового организма. С зиготы начинается процесс онтогенеза – индивидуального развития организма.



III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Итак, как будет звучать тема нашего урока? (Индивидуальное развитие организма). Каковы цели и задачи нашего урока? (Цель: Изучение индивидуального развития организма. Задачи: рассмотреть особенности эмбрионального и постэмбрионального развития, виды, этапы).

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.

Онтогенез состоит из двух периодов:

1) Эмбриональный начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.

2) Постэмбриональный начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

2. Эмбриональный период развития.

1) При сиянии половых клеток образуется зигота.

2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).

3) Гаструляция – происходит формирование чашеобразного двухслойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой. Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы.

4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой.

5) Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.



Зародышевые листки, их производные

Название листка

Производные каждого листка

Эктодерма

Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система,
передний и задний отделы кишечника

Энтодерма

Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы

Мезодерма

Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов

Запомните!

У преобладающего большинства организмов процесс эмбрионального развития происходит сходным образом.

V. Первичная проверка понимания

1.      Какой процесс в цикле развития ланцетника изображен на рисунке? Укажите его особенности. Чем завершается этот процесс?

 

2.      Какой буквой обозначена бластула в цикле развития ланцетника? Каковы особенности формирования бластулы?

 

3.      Назовите стадии эмбрионального развития ланцентика, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий.

 

 

4. Назовите зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей и системы органов формируются из него?

3. Влияние окружающей среды на развитие плода

Скажите, окружающая среда оказывает влияние на развитие эмбриона? (Да, оказывает) Назовите факторы, оказывающие позитивное влияние (полноценное питание, внимание окружающих, прогулки на свежем воздухе. А теперь негативное (радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, наркотики), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и тому подобное.

Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению нормального развития.

Заслушиваем сообщение «Алкогольный синдром плода, его суть и последствия», «Курение и его влияние на развитие плода», «Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства»

4. Закон зародышевого сходства

Проанализируем рис. 55 учебника. Здесь изображены эмбрионы хордовых животных на разных стадиях развития. На какой стадии эмбрионы похожи? (на начальной). Этот факт позволил Карлу Беру сформировать закон зародышевого сходства: в пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство.

Однако при дальнейшем развитии каждый зародыш развивается своим путем и приобретает все большее сходство с особями своего вида. Человек, например, начинает своё эмбриональное развитие с 1 клетки – зиготы, т.е. как бы проходит стадию простейших, бластула аналогична колониальным животным, сходным с вольвоксом, гаструла – аналог двухслойных кишечнополостных. В первые недели эмбриогенеза у будущего человека есть хорда, жаберные щели и хвост, т.е. он напоминает древнейших хордовых, сходных по строению с нынешним ланцетником.

Этот и другие примеры показывают связь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

То есть биогенетический закон говорит о том, что особь в процессе зародышевого развития кратко повторяет свое историческое развитие. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.

4. Постэмбриональный период

После рож­де­ния на­сту­па­ет сле­ду­ю­щий пе­ри­од раз­ви­тия жи­во­го ор­га­низ­ма – по­ст­эм­бри­о­наль­ный

Пря­мое раз­ви­тие – раз­ви­тие без пре­вра­ще­ния, с по­сте­пен­ным ро­стом.

Особь по­хо­жа на ро­ди­тель­ский ор­га­низм. Пря­мое раз­ви­тие ха­рак­тер­но для рыб, пре­смы­ка­ю­щих­ся, птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих.

Непря­мое раз­ви­тие (с ме­та­мор­фо­зом) – про­цесс пре­вра­ще­ния ор­га­низ­ма на ли­чи­ноч­ной ста­дии во взрос­лую особь.

Оно со­про­вож­да­ет­ся ана­то­ми­че­ски­ми и фи­зио­ло­ги­че­ски­ми пе­ре­строй­ка­ми ор­га­низ­ма. Такой спо­соб раз­ви­тия ха­рак­те­рен для зем­но­вод­ных и на­се­ко­мых.

Раз­ли­ча­ют пол­ный ме­та­мор­фоз и непол­ный ме­та­мор­фоз. При пол­ном ме­та­мор­фо­зе ор­га­низм про­хо­дит ряд ста­дий, резко от­ли­ча­ю­щих­ся друг от друга об­ра­зом жизни и ха­рак­те­ром пи­та­ния

Это ста­дии яйца, ли­чин­ки, ку­кол­ки, взрос­лой особи (имаго). Такое раз­ви­тие ха­рак­тер­но для ба­бо­чек (че­шуе­кры­лых) и жуков (жест­ко­кры­лых).

При непол­ном ме­та­мор­фо­зе ста­дия ку­кол­ки от­сут­ству­ет, а ли­чин­ка мало от­ли­ча­ет­ся от взрос­лой особи. Такое можно на­блю­дать у куз­не­чи­ков и са­ран­чи.

Неза­ви­си­мо­ от типа раз­ви­тия у всех живых ор­га­низ­мов вы­де­ля­ют три ста­дии: дорепродуктивный - рост организма, развитие и половое созревание; репродуктивный - активное функционирование взрослого организма, размножение, пострепродуктивный - старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

VI. Первичное закрепление

1.Внимание на таблицу. Для каких животных характерно прямое развитие? (овцы, утки)

Для каких непрямое? (майский жук, саранча, лягушка) Чем отличается развитие саранчи от развития майского жука? (у жука есть стадия куколки, это развитие с полным превращением, здесь личинки и имаго не конкурируют за пищу и среду обитания)

2. Объясните, что такое развитие и чем оно отличается от роста (Рост – это увеличение размеров тела человека, а развитие – это созревание, достижение взрослого состояния, половой зрелости, старение)

VII. Контроль усвоения

1. Что такое онтогенез?

2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов.

3. Установите соответствие между процессами и этапами онтогенеза животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

А)  старение и естественная смерть

Б)  органогенез

В) полный метаморфоз

Г)  неполный метаморфоз

Д)  образование однослойного зародыша

Е)  образование двухслойного зародыша

ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА

1)  эмбриональный

2)  постэмбриональный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 2

 1

 2

 2

 1

 1


5. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Постэмбриональное развитие животных». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Стадию развития животных, начинающуюся с рождения или выхода детеныша из яйца и заканчивающуюся смертью, называют постэмбриональной. (2) Различают прямое и непрямое постэмбриональное развитие. (3) При прямом развитии из тела матери или из яйца появляется личинка с несформированными или отсутствующими органами. (4) При непрямом развитии детеныши зачастую совсем непохожи на взрослые организмы. (5) Головастик более похож на рыбу, чем на взрослую лягушку. (6) У головастика на первых этапах развития имеются жабры, двухкамерное сердце, два круга кровообращения, боковая линия. (7) Непрямое развитие характерно для крокодилов.


Ответ:

3 – при прямом развитии детёныш похож на родителя, только его органы меньше, несформированные или отсутствующие органы у детеныша характерны для непрямого развития
6 – на той стадии, когда у головастика имеется жабры и двухкамерное сердце, у него один круг кровообращения
7 –для крокодилов – прямое развитие

Заключение

Ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие – один из наи­бо­лее ин­те­рес­ных про­цес­сов, ко­то­рые про­ис­хо­дят в живом ор­га­низ­ме, когда из един­ствен­ной клет­ки воз­ни­ка­ет слож­ный живой ор­га­низм и в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти пре­тер­пе­ва­ет ряд из­ме­не­ний. Каж­дый ор­га­низм стремиться ис­пол­нить свою глав­ную функ­цию – остав­ить потом­ство, жизнь ор­га­низ­ма за­кан­чи­ва­ет­ся его есте­ствен­ной смер­тью.  

VIII.Домашнее задание: § 27, вопросы устно, задания письменно, подготовить сообщение о Г. Менделе

IX. Рефлексия

Оцени свою работу на уроке.
«Как я поработал на уроке?»
(лист самооценки)

  • 1.Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься.

  • 2.Мои знания по теме выросли

  • 3.Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу

  • 4.Участвовал в диалоге и полилоге на уроке

  • 5.Активно работал в группе с раздаточными материалами: рисовал, писал, заполнял таблицу…

  • 6.Работал с литературой учебной и дополнительной

  • 7.Выступал перед классом с рассказом

  • 8.Я буду применять знания, полученные на уроке, т.к. они полезны для будущей жизни

  • 9. Я слушал всех участников урока

Критерии оценки
«Как я поработал на уроке?»
(лист самооценки)

9-8 «+»-отличная работа на уроке

7-6 «+»-хорошая работа на уроке

5-4 «+»-удовлетворительно поработал на уроке

3-1 «+» - стоит задуматься над изменением отношения к учебе







ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Маршрутный лист урока «Индивидуальное развитие организма»

1.Онтогенез – это __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________


2.Периоды онтогенеза

Период

Характеристика

Эмбриональный (эмбриогенез






Постэмбриональный







3.Схема эмбриогенеза:


………………. …………… …………….. …………………. ………………………………….


Зародышевые листки и их производные

Название листка

Производные каждого листка

Эктодерма

Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система,
передний и задний отделы кишечника

Энтодерма

Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы

Мезодерма

Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов


Биогенетический закон: _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________









Постэмбриональный период

4.Установите соответствие между процессами и этапами онтогенеза животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

А)  старение и естественная смерть

Б)  органогенез

В) полный метаморфоз

Г)  неполный метаморфоз

Д)  образование однослойного зародыша

Е)  образование двухслойного зародыша

ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА

1)  эмбриональный

2)  постэмбриональный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е


5. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Постэмбриональное развитие животных». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Стадию развития животных, начинающуюся с рождения или выхода детеныша из яйца и заканчивающуюся смертью, называют постэмбриональной. (2) Различают прямое и непрямое постэмбриональное развитие. (3) При прямом развитии из тела матери или из яйца появляется личинка с несформированными или отсутствующими органами. (4) При непрямом развитии детеныши зачастую совсем непохожи на взрослые организмы. (5) Головастик более похож на рыбу, чем на взрослую лягушку. (6) У головастика на первых этапах развития имеются жабры, двухкамерное сердце, два круга кровообращения, боковая линия. (7) Непрямое развитие характерно для крокодилов.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!