СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии по теме "Лишайники", 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повящен изучению особенностей строения и  жизнедеятельности лишайников, как симбиотических организмов; их экологическому и практическому значению.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме "Лишайники", 5 класс ФГОС»

Тема урока: "Лишайники"

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников, как симбиотических организмов; их экологическое и практическое значение.

Задачи урока:

Образовательная: дать характеристику организмам, достигшим высокого уровня сосуществования – лишайникам, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников; развивать память, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе, сотрудничать, самостоятельно находить информацию.

Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные результаты:
– формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
– формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

  • Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

  • формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

  • Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: 

1.формирование умения слушать и понимать речь других людей;

2. организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД:

1.осознавать единство и целостность окружающего мира;

2. возможности его познаваемости.

Формы работы:

1.фронтальная, групповая, индивидуальная;

2.эвристическая беседа с элементами учебного диалога;

3.работа с текстом, рисунками, схемами, справочным аппаратом учебника;

4.лабораторный опыт.


Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Ресурсы урока: таблица «Лишайники», гербарии лишайников, презентация «Лишайники», электронное приложение к учебнику, мультимедийное оборудование, тесты, подборка дополнительных текстов, карточки, природные объекты – лишайники.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: проблемный, частично-поисковый.


Ключевые понятия: лишайники: накипные, листоватые, кустистые; слоевище, симбиоз.

Межпредметные связи: география, экология.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (включение учащихся в деятельность)


Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Хочу пожелать всем нам удачи.


А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

Учитель: Ребята, сегодня вы будете в течение урока все свои записи вносить в опорный план-конспект (приложение №1) и по ходу урока сами себя оценивать.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Для начала давайте с вами разгадаем кроссворд. (Слайд 1)


1 в

о

д

о

р

о

с

Л


и



2 н

И


з

ш

и

е



3 Ш


л

я

п

к

а


4 п

а

р

А


з

и

т

ы



Й



5 г

р

и

б

Н


и

ц

а


6 с

л

о

е

в

И


щ

е


7 т

р

у

т

о

в

и

К







8 с

и

м

б

И


о

з


1.Низшие растения, живущие в основном в воде.

2.Группа растений, у которых нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.

3.Часть плодового тела гриба.

4.Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.

5.Тонкие белые нити, образующие тело гриба.

6.Так называется тело низших растений.

7.Гриб-паразит, поселяющийся на деревьях.

8.Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому.


Учитель: Какое ключевое слово у нас получилось? Как вы думаете, что оно означает? Правильно, это тема нашего сегодняшнего урока.

Посмотрите, как выглядят лишайники (просмотр видеофильма). Скажите, к какой группе организмов можно отнести лишайники? (Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники).

(Дети пытаются сформулировать задачи, учитель направляет и корректирует).



Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-нибудь царству?

Попробуйте сформулировать гипотезу (предположение). (работа в группах)

Предложения учащихся: Если мы будем знать строение и способ питания, то сможем определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники.

Определите цель нашей работы?

Учащиеся предлагают: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

А теперь предложите план нашей работы. Работа в группах. Из предложений учащихся составляется план работы.

Составляем план работы:

  • Изучить строение лишайников.

  • Изучить способ питания лишайников.

  • Узнать, где обитают лишайники.

  • Изучить многообразие лишайников.

  • Выяснить значение лишайников в природе и для человека.

  • Сформулировать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов.

III. Актуализация знаний.

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами».

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва. Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

1.Какой тип питания характерен для грибов? Какой - для растений?

2.Какие организмы называют паразитами?

3.Что такое симбиоз?

4.В чём различие явления паразитизма и симбиоза?


IV. Изучение нового материала.


1. Общая характеристика лишайников


Учитель: Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад. Почему же они имеют такое странное название? (предположение детей)


Сообщение учащегося «Лишайники и лихенология» (Приложение №2)



Учитель: В настоящее время известно 26 тысяч видов лишайников. Как называется наука о лишайниках? В каком веке она возникла?

На сегодняшнем уроке мы побудем учеными-лихенологами. Каждая группа получает свое задание.

Задание для группы №1.

Изучите материал параграфа 19 «Лишайники», пункт «Строение и питание лишайников».

Ответьте на вопросы и выполните задание:

1.Как называется тело лишайника?

2.Какое строение имеют лишайники? Подпишите части лишайника на рисунке.

3.В чем заключается польза симбиоза гриба и водоросли в организме лишайника?

4. Выполните задания № 2, 3 в опорном конспекте.

Учитель. Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей—симбионтов — погибают.

Некоторые ученые считают, что эти взаимовыгодные отношения выросли из паразитических. Считается, что в начале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жизненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотношений. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль.

Задание для группы №2.

Изучите материал параграфа 19 «Лишайники», пункт «Многообразие и распространение лишайников».

Ответьте на вопросы и выполните задание:

1.На какие группы делятся лишайники по внешнему виду? Используя гербарий, систематизируйте лишайники. Выполните задание № 4 в опорном конспекте.

2.Где поселяются эти группы лишайников?

3.Какова окраска лишайников?

4.Где встречаются лишайники? Почему они неприхотливы?

5.С какой скоростью растут лишайники, и какова продолжительность их жизни?



Задание для группы №3.

Изучите материал параграфа 19 «Лишайники», пункты «Размножение лишайников», «Значение лишайников».

Ответьте на вопросы и выполните задание:

1.Как размножаются лишайники? Выполните задание №5.

2.Каково значение лишайников? Выполните задание №6.

3.Прослушайте сообщения «Значение лишайников в жизни человека», «Лишайники - индикаторы загрязнения воздуха» дополните задание №6..

4.Зная свойства лишайников реагировать на чистоту воздуха предположите, где можно встретить наибольшее количество лишайников в окрестностях Курска? Почему?

Учитель. Биологические индикаторы – это организмы, которые реагируют на изменения окружающей среды своим присутствием или отсутствием, изменением внешнего вида, химического состава, поведения. 

Сообщение учащегося «Значение лишайников в жизни человека» (Приложение №3)

Сообщение учащегося «Лишайники - индикаторы загрязнения воздуха и окружающей среды» (Приложение №4).


Демонстрация опыта «Определение рh среды с помощью лакмусовой бумажки»

Учитель. Для определения типа среды используют лакмусовую бумажку. Её производят из некоторых лишайников. Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:

Индикатор лакмус — красный
Кислоту укажет ясно. 
Индикатор лакмус — синий,
Щёлочь здесь — не будь разиней.
Когда ж нейтральная среда,
Он цвет не меняет никогда.


V. Физкультминутка.

Мы хорошо поработали. А сейчас у нас физкультминутка (с музыкальным сопровождением).

V. Первичная проверка понимания

Вопросы для контроля

1.Как вы думаете, лишайники это низшие растения или высшие? Можно ли их вообще отнести к растениям?

2.Почему лишайник считают примером симбиоза?

3.Лишайники часто встречают на деревьях. Как вы думаете лишайники – паразиты? Пользу или вред они причиняют коре дерева?

4.Почему лишайники называют пионерами растительного мира?



Верно ли суждение? (использование сигнальных карточек «красный – зеленый»)

1. Лишайник имеет стебель с листьями. 
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 
6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

7. Лишайники не способны переносить длительное высушивание и низкие температуры.

8. Лишайники относятся к особой симбиотической группе организмов.



1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6) + 7) – 8) +

VI. Первичное закрепление

Тест

1.Тело лишайника называется:

А) грибница

Б) слоевище +

В) плодовое тело

Г) микориза


2.Лишайники – это:

А) водоросли

Б) грибы

В) симбиоз гриба и водоросли +

Г) пример паразитизма гриба на водоросли

3.Органические вещества лишайнику поставляет:

А) водоросль +

Б) гриб

4.Как размножаются лишайники?

А) нитями грибницы

Б) семенами

В) кусочками слоевища +

5. Выберите три признака, характерные для лишайников.

А) быстро растут

Б) паразитируют на растениях

В) существуют формы: накипные, листоватые, кустистые +

Г) слоевище имеет корень, стебель, листья

Д) растут в бесплодных местах: на голых скалах, высоко в горах, в пустынях и поглощают воду всей поверхностью тела +

Е) могут восстанавливаться из части слоевища.


Критерии: 1-2 балла – оценка 2

3 балла – оценка 3

4-5 баллов – оценка 4

6 баллов – оценка 5



5.Рефлексия

Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока в инструктивной карточке. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

Выставление оценок.


VII. Домашнее задание: &19, в рабочей тетради №65-67 стр.44. Найти в дополнительной литературе интересные факты о лишайниках или составить презентацию «Значение лишайников».

1) Параграф №15,вопросы после параграфа.(для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки).

2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища . Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды.(для тех, кто усвоил материал на хорошо)

3) Для тех, кто материал усвоил отлично: Составьте кроссворд на тему “лишайники”.



Приложение №1

Опорный план-конспект


  1. Лихенология - _____________________________________________________


  1. На рисунке подпишите составные части слоевища лишайника


1._______________________

2._______________________


3)В чем заключается польза симбиоза гриба и водоросли в организме лишайника?

Жизнедеятельность лишайников (питание)

Водоросль ____________________________________________________________

______________________________________________________________________

Гриб _________________________________________________________________

______________________________________________________________________

ГРИБ + ВОДОРОСЛЬ (ЦИАНОБАКТЕРИЯ) = ___________________________


4)Разнообразие лишайников. По форме слоевища лишайники бывают:

А)____________________________________

Б)____________________________________

В)____________________________________

5)Размножение лишайников

1______________________________________________________________________

2______________________________________________________________________

6)Значение лишайников

В природе_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В жизни человека _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Приложение №2

Сообщение учащегося «Лишайники и лихенология»

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с такими кожными заболеваниями, как лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как «бородавка», что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Наука, которая изучает лишайники , называется лихенология. Началом её возникновения принято считать 1803 год. Ученые долго не могли понять загадочность лишайников, и только в 1866 году ученый де Барри предположил, что лишайники составные (комплексные организмы). А в 1867 году русские ботаники А.С. Фаминицын и И.В.Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Как вы думаете, какой метод они использовали? (экспериментальный). Они вымочили лишайники в воде и разделили на 2 организма: гриб, точнее грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов, известных в то время в науке.

Приложение №3

Значение лишайников в жизни человека велико.

Во-первых, это важнейшие кормовые растения. Лишайники, а именно ягель или олений мох, также исландский мох, служат основным кормом для северных оленей, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера. Всего олени используют в пищу до 50 видов лишайников, которые составляют 2/3 от общего количества корма, потребляемого ими на пастбищах. Олени одинаково охотно поедают лишайники и зимой и летом. Но если летом для них не менее важным кормом служат различные травы, листья полярной березы и ивы, а также ягоды и грибы, то зимой лишайники — почти единственный источник пищи для этих животных. Олени выкапывают лишайники из-под снега, а когда снежный покров бывает слишком глубок, скусывают лишайники, растущие на скалах, на стволах и ветвях деревьев, особенно повисающие кустистые лишайники. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, кабарги, косули, лося.

2.Человек использует в пищу лишайники. Например, в Японии одним из деликатесов является листоватый лишайник умбиликария съедобная.

3. Другая область практического применения лишайников — медицина. Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли их для медицинских целей. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза.

4. Лишайники широко используют и как сырье для парфюмерной промышленности. В древности в Египте и позднее, в XV—XVIII вв., из сухих лишайников получали порошки, которые употребляли затем для изготовления пудр, в частности пудр для париков. В настоящее время в парфюмерии используют экстракты этих лишайников.

5. Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей. Эти красители использовали для окраски шерсти и шелка. Основной цвет красителей, получаемых из лишайниковых веществ, темно-синий. Но добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные и желтые тона.

6. Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды.



Приложение №4

Сообщение учащегося «Лишайники - индикаторы загрязнения воздуха и окружающей среды».

Лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные.

Очень боятся загрязнения уснеи и пармелии. А вот ксантория довольно стойко переносит загрязнения воздуха. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха. Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязнённости атмосферного воздуха. На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии — лихеноиндикации. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!