СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии в 7 классе "Костные рыбы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии в 7 классе "Костные рыбы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии в 7 классе "Костные рыбы"»





Методическая разработка урока биологии в 7 классе

На тему

«Костные рыбы»











Тема: Костные рыбы.


Цель: Показать многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение в природе. Раскрыть хозяйственное значение рыб и показать необходимость охраны рыбных богатств.

Метод: Заочная экскурсия, дидактическая игра.

Оборудование: Таблицы: «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Искусственное разведение рыб», «Щука, окунь», живые рыбы: карп, карась, толстолобик. Опорные сигналы.

Ход урока:

  1. Организация учащихся на работу.

  2. Проверка знаний учащихся.

На этом уроке мы обобщим пройденный материал по теме «Класс рыбы». Для этого вам предстоит вспомнить особенности строения, поведения рыб и особенности их размножения.

Мы совершим заочную экскурсию в океанариум, во время которой познакомимся с многообразием рыб – рыбами морей и океанов и пресноводными рыбами. Вы узнаете много интересного о древних рыбах, тысячи лет будоражащих людскую фантазию. Вы познакомитесь с отрядом рыб, древние представители которых являлись первыми наземными животными и узнаете много интересного. А пока мы повторим особенности строения и жизни рыб.


В чем выражается приспособленность в строении рыб к жизни в воде?


а) форма тела – обтекаемая, удлиненно – веретенообразная, сплюстнутость тела, спинно-брюшной стороны;

б) при плавании большую роль играют плавники. Парные плавники имеют значение при поворотах, остановки. Медленном движении вперед и сохраняют равновесие. Непарные – придают устойчивость при движении и крутых поворотах. Главную роль при движении играет хвостовой плавник;

в) покров тела (окраска, чешуя покрытая слизью).

Каковы особенности строения нервной системы рыб? Какое значение оно имеет?

Нервная система представлена нервной трубкой. Задний отдел – спинной мозг – расположен в канале позвоночника. Передний отдел – головной мозг. В нем различают отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Органы чувств позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде. Важную роль играют глаза, ноздри, органы слуха, вкуса. Для рыб характерна боковая линия.

Каковы особенности развития речного окуня?

Зародыш – личинка – малек.

Что лежит в основе поведения рыб?

Условные и безусловные рефлексы. Наблюдая поведение окуня в аквариуме, можно заметить, что если к окуню прикоснуться, он метнется в сторону. Если кормление рыб в аквариуме сопровождается зажиганием лампочки или постукиванием по стеклу, то через некоторое время такой сигнал начинает привлекать рыб сам по себе, без подкормки.

По каким признакам можно разделить рыб?

а) по месту обитания (поверхностные, глубоководные, донные):

б) по особенностям строения скелета рыбы делятся на два класса – хрящевые и костистые.

Вывод: Таким образом, существенным признаком в строении скелета, форме тела, размножении играет водная среда.

И так мы начинаем заочную экскурсию в один из океанариумов мира. Предоставляется слово экскурсоводу Севастопольского океанариума.


Экскурсовод. Побывав в одном из морских городов, любимым местом является океанариум. Он состоит из двух залов. В одном зале располагаются обитатели морей и океанов. В другом – пресноводные. Всего известно 20 тыс. видов рыб, мы ознакомимся с главнейшими их группами. Наибольшее внимание привлекают древние рыбы, тысячи лет нам расскажет научный сотрудник нашего океанариума. «С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица»

(рыба)

Экскурсовод: С представителем хрящевых рыб, вас познакомит доктор биологических наук.
  • Всего известно около 20 000 видов рыб. По строению скелета всех рыб разделяют на хрящевых и костных. Насчитывают около 630 видов хрящевых рыб, я остановлюсь на акулах.

У акул торпедообразное тело, с мощным хвостовым плавником. Акулы – стремительные пловцы, широко распространенные по морям и океанам. Акулы нападают на животных, с которыми могут справиться, некоторые акулы могут напасть на людей. В морях России акул нет. Большинство акул – это живородящие рыбы. Зародыш развивается в теле самки. Самка выметывает акулят длинной 15 – 50 см. Среди акул есть рыбы длинной до 1 метра, например черноморский катран.

Гигантская акула бывает длиной 15 м, а китовая – до 18 м. Однако такие великаны имеют крошечные зубы и питаются мелкими рачками. Всего известно = 250 видов акул.

- Я хочу задать вопрос: Как вы считаете, соответствует ли поговорка «Нем как рыба.»

Экскурсовод: В нашем зале находятся интересные и ценные представители из отряда осетровых. С ними нас познакомит директор Донрыбкомбинат.

- Среди наших современных рыб осетровые, оказываются своего рода живыми ископаемыми уцелевшими остатками вымирающей древней группы, населявшей еще воды палеозойской эры. Осетровые рыбы в своем строении сохранили многие примитивные черты, сближающие их с акулами (причем позвоночник у осетровых имеет даже более примитивное строение – у них на всю жизнь сохраняется хорда). Однако по некоторым другим признакам осетровые оказываются более близкими с костистыми рыбами. Тело осетровых веретеновидное, передняя часть головы вытянута в удлиненное рыло. Вместо сплошного чешуйчатого покрова вдоль тела проходит 3 – 5 рядов крупных костных бляшек «жучек», а между ними на коже рассеяны мелкие костные зернышки и пластинки. К осетровым относится 23 вида рыб. В России встречается 13 видов. Самая крупная из осетровых рыб – белуга, живущая в каспийском, Черном и Адриатическом морях. Это огромная рыба, достигающая 8 м длины и 11 – 12 ц веса. Русский осетр, достигающий 2 м длины и 80 – 100 кг веса, водится в Каспийском и Черном морях, Многие осетровые рыбы являются проходными. Белуга, осетр, севрюга кормятся и растут в наших южных морях – Каспийском, Азовском и Черном, а для икрометания идут в реки.

Все эти рыбы дают много ценных продуктов. Кроме вкусного мяса, идущего в пищу в свежем, малосоленом виде, они поставляют икру (черную) и «рыбий клей». Улов осетровых составляет 95-97% мирового. Россия является главным поставщиком продуктов, получаемых из осетровых на мировой рынок. Большую угрозу водоемов представляет загрязнение вод промышленными отходами, нефтепродуктами, радиоактивными осадками. Только чистые воды сохраняют свое рыбопромысловое значение.

Экскурсовод: Сейчас мы познакомимся с рыбами, имеющими костный скелет, Большое промысловое значение играют сельдеобразные. О них расскажет нам ихтиолог.

Главные представители этого отряда – сельди. Известно около 106 видов сельдевых. Типичные представители: океаническая сельдь, салака, килька, шпроты, иваси.

Иваси водится в Японском море и южнее. Это важнейшая промысловая рыба, стоящая по улову на 1 месте. В настоящее время численность иваси повсеместно резко снизилась, видимо, в связи с изменением гидрологического режима. До сих пор не восстановились Атлантическая и Тихоокеанская сельди. Они очень схожи внешне, но биология их различна. Атлантическая сельдь зимует и откармливается вдали от берегов в открытом океане, а метать икру идет к берегам Норвегии. А тихоокеанская сельдь не уходит далеко в океан. Атлантическая сельдь дает улов до 4 млн. т. в год.

Экскурсовод: Сейчас я представляю вам возможность познакомиться с отрядом кистеперые. О них вам расскажет палеонтолог.

Латимерия – это крупная рыба длиной до 1.5 м, встречающаяся в Индийском океане у берегов Африки.

В декабре 1938 года в Индийском океане у берегов Южной Африки рыбаки извлекли из глубоководной сети невиданную ранее крупную рыбу. Она была доставлена в музей города Ист-Лондона. Научная сотрудница музея изготовила из рыбы чучело. Внутренние органы были в таком состоянии, что их пришлось выбросить, а костного позвоночника у нее не оказалось. В честь той скромной работницы музея и была названа рыба. Эта находка имело большое значение для науки. Эта крупная рыба достигает до 1.5 м, относится к отряду кистеперых. В настоящее время существует только один представитель кистеперых – латимерия. Все остальные кистеперые, которые жили и в море, и в пресных водах, вымерли 70-100 млн. лет назад. Название «кистеперые» было дано этим рыбам за своеобразное строение их парных мясистых плавников и покрытые чешуей лопасти этих плавников. Основой скелета у кистеперых была хорда, а позвонки имели самое зачаточное строение. Чешуи имели ромбическую или округлую форму, с наружной стороны одетые веществом, близким к дентину наших зубов. У древних пресноводных форм плавательный пузырь мог выполнять роль легкого, и ноздри сообщались с ротовой полостью, как у современных лягушек. У появившихся позднее морских форм пузырь уже не выполнял дыхательной функции. Эта группа морских кистеперых. К ней относится латимерия.


Экскурсовод: Сейчас мы перейдем в зал, в котором познакомимся с представителями пресных вод и в том числе водоемов Среднерусской возвышенности. По всей вероятности из вас многие являются любителями рыбной ловли. Есть такие? Тогда назовите, какие рыбы обитают в вашем Курском крае?

- Карп, карась, пескарь, плотва, красноперка, щука, пелядь, форель, и т.п.

Экскурсовод: Что вы интересного находите в рыболовстве?

- Рано встают, на реке тихо, описывают природу, ее красоту, свои наблюдения за рыбой. Цель лова рыбы – ближе познакомиться с миром рыб.

Экскурсовод: Растет многочисленная армия любителей и защитников природы. И среди них немало аквариумистов – людей, увлеченных красотами подводного мира и его обитателями. Об этих обитателях мы попросим рассказать научного сотрудника аквариумного отдела.

- Карп – хорошо известная рыба наших рек, озер и прудов. Семейство карповых относится к отряду карпообразных. У всех карповых есть плавательный пузырь, состоящий из двух неравных частей, особые глоточные зубы, расположенные на костях пятой жаберной дуги в глотке и нет зубов на челюстях и других костях, образующих ротовую полость. Одни водоемы могут заселять многие виды карповых. Карп в естественных условиях встречается лишь там, куда был вселен человеком или попал из рыбоводных хозяйств, где разводится искусственно. Карп мечет икру при температуре воды не ниже 13-15 градусов по Цельсию, но массовый нерест идет, когда вода прогрета до 18 градусов и выше. При хорошем кормлении карп на 3-й год весит 700-1000 г, а отдельные рыбы – до 1.5 кг. В некоторых хозяйствах карп уже на 2-й год достигает 500-800 г.


Экскурсовод: И в заключение нашей экскурсии эколог расскажет вам о состоянии вод Мирового океана и охране рыбных богатств.

- Значение рыб для человека исключительно велико. Рыбным промыслом на Земном шаре занимается более 5 млн. человек. Общий мировой улов рыбы равен примерно 50 млн. т. в год. Улов рыбы постоянно и быстро растет. Темпы роста мирового улова рыбы в абсолютных показателях можно видеть на следующих данных:


В 1955 г. – было добыто 272 млн. ц.

В 1960 г. – 370 млн. ц.

В 1975 г. 700 млн. ц вместе с беспозвоночными.


Неизменный рост мирового улова рыбы на протяжении длительного времени способствовал укреплению представления у людей о безграничности рыбных запасов Мирового океана. Однако это далеко не так. Возможный вылов рыбы и беспозвоночных животных при существующем темпе роста мирового морского улова, имеющиеся резервы в ближайшем будущем будут полностью использованы. Это вызывает необходимость принятия мер действенного использования биологической продуктивности Мирового океана. Большую часть добываемой рыбы употребляют в пищу. Главная ценность рыбы как пищевого продукта заключается в белках. Из рыбы получают жир, витамины, кормовую муку. Блюда из рыбы очень вкусны и легко усваиваются организмом. Поэтому рыбу считают ценным питательным и диетическим продуктом.

Экскурсовод: На этом наша заочная экскурсия в океанариуме окончилась.

Учитель: Итак, наша заочная экскурсия подошла к концу. А теперь перейдем ко второму этапу нашего урока.


  1. Закрепление материала.

Предлагаю вам дидактическую игру «Знаете ли вы природу?»

Класс делится на три команды: «Акула», «Осетр», «Скат». Каждой из команд предлагаются вопросы (задания записаны на доске).

Команда «Акула».

  1. Как проявляется забота о потомстве у рыб?

  2. Какая рыба: окунь или осетр по строению скелета ближе к ланцетнику?

  3. Чем вызвано загрязнение водоемов?

  4. Что такое нерест?

  5. Почему у хрящевых рыб мала плодовитость?


Команда «Осетр»
  1. В наших реках становится больше рыб или меньше и почему?

  2. Какова цель искусственного разведения рыб?

  3. Какие виды промысловых рыб вы знаете?

  4. Каковы особенности питания речного окуня?

  5. Какие рыбы глотают свою пищу не целиком, а предварительно измельчив ее.

Команда «Скат».

  1. Каково значение скелета и мышц рыбы?

  2. Каких рыб называют проходными?

  3. Какие органы чувств развиты у рыб?

  4. Какое значение имеет большое число откладываемых икринок у рыб?

  5. Какое значение имеют рыбы в природе и жизни человека?


  1. Задание на дом: параграф №23, стр. 115 вопросы 1-5.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!