СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Богатый фольклор Беларуси"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для 4 класса. Беларусь – красивая и благоустроенная страна с чистыми уютными городами, ухоженными сельхозугодьями, богатой природой. Не менее богата музыкальная культура беларусского народа. Обучающиеся познакомятся с особенностями беларусской культуры, познакомятся с музыкальным фольклором.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Богатый фольклор Беларуси"»

4 класс

Тема: "Богатый фольклор Беларуси" Цель урока: формировать представление об особенностях белорусской музыки и культуры.

Задачи : Образовательные: - познакомить с народными инструментами, народными танцами; -совершенствовать вокально-хоровые навыки: работать над чистотой интонации и унисоном при разучивании и исполнении песен; - познакомить с новой песней и начать работу по озвучиванию музыкального и литературного текста 1 куплета; - добиваться чистоты интонации, четкой дикции. Развивающие: -развивать познавательный интерес, творческую активность. Воспитательные: -воспитывать эмоциональную отзывчивость; -воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре разных народов Тип урока: комбинированный. Оформление доски: нарисован перрон, поезд, вагоны, не дописан маршрут на вагонах Оборудование: музыкальный центр, фонохрестоматия, иллюстрации.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие “Музыкальный звонок” II. Подготовка к изучению нового материала

Добрый день! Нам пора отправляться в путешествие, до отправления поезда осталось 5 минут.

У меня есть паровозик

Он меня по рельсам возит

У него труба и печка

И волшебное колечко.

Сяду у окна поближе

И доеду до ……….

Ой, ребята, смотрите потерялась вывеска с маршрутом. Что же нам делать? Не знаете? Я, кажется, догадалась. У меня есть волшебный мешочек, загляну-ка я в него. Что там? (Достает мешочек, в нем письмо, читает.)

Письмо. Здравствуйте, ребята! Свою пропажу вы найдете, отгадав загадку:




Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

Но при чем тут картошка, ребята? Наш поезд не называется ведь Алчевск-Картошка. Мы сейчас вместе эту тайну разгадаем. Вам нужно выполнить задание, продолжить цепочку:

Русские – украинцы – ……………? = ……………?

Необходимо не только вставить пропущенные слова, но и объяснить почему. (Работа по рядам)

-Украинцы, русские, белорусы происходят от славян. В 9-11 ст. территории современной Украины и Белоруссии входила в состав древнерусского государства- Киевская Русь, которое разделилось на княжества: русское, украинское, белорусское-так началось самостоятельное развитие украинского, белорусского народа, его языка, обычаев ,традиций, культуры и конечно же музыки.

– Так куда мы сегодня отправляемся?

Ведь загадка была про картофель. Именно Белоруссия славится богатым урожаем картофеля. Назовите столицу Беларуси. (Минск). (На доске табличка: Алчевск- Минск)

Заняли свои места. Сели удобно, мы отправляемся в путешествие по маршруту Алчевск -Минск, а значит цель нашего визита в Белоруссию, познакомиться с музыкой и культурой этого народа.

III. Объяснение нового материала, первичное закрепление.

В народных белорусских песнях воспеваются прекрасные пейзажи Беларуси с ее тысячами рек и озер, с ее дремучими пущами, сосновыми борами, с соловьиными трелями. От каждой песни веет дыханием свежего воздуха лесов и полей, сжатых лугов, омытых речными волнами.

Послушайте песню современного композитора А. Пахмутовой «Беловежская пуща» в исполнении Большого детского хора.

Какие чувства вызвала у вас эта песня?

Слушание: Песня «Беловежская пуща» А. Пахмутовой

Наверное, каждый, кто побывал в Белорусском крае, навсегда сохранит в памяти милые сердцу образы. Лесные просторы, голубые озёра и реки, низкие туманы, густо стелющиеся по бескрайним равнинам и лугам. И над всем этим – высокий полёт большекрылых аистов.

Беларусь во время войны была под фашистской оккупацией. Полностью, и практически всё время пока шла война. Белорусский город Брест и весь советский народ стал символом непокорности, а белорусская Хатынь - символом трагизма. Белорусские партизанские отряды героически сражались в тылу врага. В отместку за это фашисты зверски расправились с мирным населением. Многие города и сёла, где действовали партизаны, были сожжены дотла. Такая страшная участь постигла и деревню Хатынь…77 лет назад – 22 марта 1943 года – фашисты сожгли дотла деревню, в которой жили 149 человек. Среди них было 75 детей. Самому маленькому белорусу – всего семь недель. Хатынь для Беларуси– это символ памяти всех сожженных деревень. Именно сюда ежегодно съезжаются люди, чтобы отдать дань памяти всем погибшим во время войны мирным жителям Беларуси.

Считается, что в годы войны погиб каждый четвертый белорус.

Немало музыкальных произведений и песен о Белоруссии посвящено событиям времён Великой Отечественной войны (1941 – 1945).

Давайте послушаем песню «Каждый четвертый» в исполнении самого любимого всеми белорусами, русскими, украинцами ансамбля «Песняры».

Считается, что в годы войны погиб каждый четвертый белорус.

Как память о пережитом звучит песня «Каждый четвертый»

Музыка: Тихон Хренников Слова: Михаил Матусовский

Ой как летели птицы высоко

Сквозь непогоду и темноту.

Каждый четвертый на небе сокол,

Каждый четвертый сбит на лету.


Разве забудешь грозные ночи

Раненных веток стоны листвы

Каждый четвертый в роще дубочек,

Каждый четвертый в бурю погиб.


Звук этой песни, песни грустной

Вечно со мною, вечно во мне.

Каждый четвертый из белорусов,

Каждый четвертый пал на войне.


Богата и разнообразна музыкальная культура Беларуси. Сегодня вы приобщитесь к сокровищам белоруской народной песни, выражающей чувства людей, живущих на белорусской земле. Белорусская песня поможет нам узнать характер и душу белорусского народа.

На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, также, как и у русских, и украинцев. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками — это музыка древних восточных славян. Про беларусь говорят «Здесь земля поет. Наши предки считали, что без музыки невозможно жить». Музыка помогала им трудиться , находить выход из сложных жизненных ситуаций.

IV. Вокально- хоровая работа

1.Знакомство с БНП «Заграй жа мне, дударочку»

Послушайте песню. Определите характер музыки. Обратите внимание на нотную запись. Звуки как -будто скачут или танцуют. Звучание каких инструментов имитируется в припеве?

2. Разучивание песни по нотной записи

1.Зайграй жа мне, дударочку,

А я патанцую,

Курка яйка мне зьнясе —

Табе падарую.

Тум, тум, тумпа, тумпа…


2.Зайграй жа мне, дударочку,

Як сам разумееш,

Зайграй жа мне, дударочку,

Тое, што ўмееш.

Тум, тум, тумпа, тумпа…


3.Як бяз дудкі, без дуды,

Ходзяць ножкі не туды,

А як дуду пачуюць,

Самі ножкі танцуюць.

Тум, тум, тумпа, тумпа…


Я вас приглашаю выразить свое настроение и исполнить белорусскую

народную песню «Зайграй жа мне, дударочку» – и потанцевать.

Белорусскую народную музыку невозможно представить без самобытных инструментов. Секреты их уникального звучания на протяжении столетий хранили народные мастера. Особенностью белорусской народной музыки являются звукоподражательные наигрыши. С помощью инструментов имитируется завывание ветра, пение птиц.

Дудка- любимый музыкальный инструмент пастухов. Обычно дудки изготавливали из дерева. Их светлое и мягкое звучание завораживает слушателя. Музыкантов, играющих на дудке, называли дудариками.

Слушание наигрыша

Цымбалы- белорусский народный инструмент. С давних времен цымбалы сопровождали игровые и обрядовые песни, звучали на свадьбах. Изготаливали цымбалы из разных пород дерева. Звук их мощный, протяжный. Исполнитель добывает его ударами деревянных палочек по струнам, а также щипком. Поэтому цымбалы относятся у струнно- ударным инструментам.

Слушание «Казачок» (наигрыш на цымалах)

Бубен – ударный инструмент. У него нет определенной высоты звучания. Играть на нем можно по- разному: громко, ярко, тихо, весело.

Ансамбли народной музыки обычно состоят из разных инструментов: цимбал, дудки, бубна или скрипки, цимбал и гармони.

Еще один любимый в народе инструмент- скрипка. С давних времен скрипка считается царицей музыки.

Наигрыш на скрипке.

Народные инструменты со временем менялись. Однако есть среди них те, что дошли до нас в неизменном виде.

Дуда- старинный музыкальный инструмент. Он представляет собой кожаный мешок, в который вставлены трубки. Через одну из трубок в мешок поступает воздух. На другой есть пищик, который изготавливается из камыша, и дырочки: закрывая их, музыкант играет мелодию. Остальные трубки издают только один долгий звук, создающий фон для основной мелодии. Дуда звучит ярко, насыщенно, мощно. Во время игры сила звука не меняется. Исполнитель, играющий на дуду, называется дударь. Он всегда был в почете на праздниках.

Послушайте, как звучит дуда. Подберите слова, передающие особенности тембра этого инструмента.

Слушание. Звучание дуды (волынки).

V.Знакомство с танцевальной музыкой

А сейчас поговорим о музыке, которая призвана веселить и радовать людей. Что это за музыка? (Танцевальная.) Да, но мы будем знакомиться не просто с танцевальной музыкой, а с танцами белорусского народа и через музыку попробуем ещё глубже почувствовать душу белорусов.

-Обратите внимание на слова:

Мы танцуем, мы гуляем –

Аж зямеліка дрыжыць…

-Почему «зямеліка дрыжыць»?

Действительно, танец – это движение, яркое, взрывное, часто с

притопами, прискоками… Танцуя, человек выражает своё состояние души –

радостное, задорное, игривое… На протяжении своей истории белорусский народ создал множество разнообразных танцев. Рисунки белорусских танцев очень красивые. Они напоминают узоры белорусского народного ткачества.

Отличительная особенность белорусских танцев – наличие сюжета.

Движениями танца исполнители рассказывает о своей жизни, труде,

отношении к природе. Характерной особенностью белорусских народных

танцев является то, что многие танцы сопровождались пением.

Мы уже знаем, что белорусские народные танцы часто сопровождаются

пением. Они выделяются веселым настроением, быстрым темпом.

Каждая страна славится тем, что она выращивает. Одна – подсолнухами,

вторая – бананами, третья – пшеницей. Республику Беларусь часто называют

«бульбяным краем». Бульба в переводе с белорусского означает картошка. А сейчас мы разучим одну из наиболее популярных белорусских народных песен-танцев. О чем песня, вам подскажут эти строки:

Мы – з бульбянага краю,

Дзе кожны бульбу саджае,

Дзе песняю поле званчэе,

Дзе ласкава сонейка грэе.

А вы знаете, что картошку считают вторым хлебом? Почему?

Послушайте песню, которая так и называется: «Бульба».

Слушание песни- танца «Бульбы»

Какой характер песни? Как она звучит?

(Легко, быстро, стремительно)

Продолжим знакомство с белорусскими танцами. Визитной карточкой белорусов считают танец «Лявониха».

Кто такой Лявон? Кто такая Лявониха?

«Лявониха» – известный белорусский танец – самый популярный и

любимый в Беларуси. В нем ярко выражены душа народа, его национальные

черты. Исполняется Лявониха в сопровождении песни.

Танец пар возник на основе шуточной песни, которая исполнялась в виде диалога между Лявоном и Лявонихой, вокруг которых

пели и пританцовывали остальные участники. "Лявониха" имеет и другое

название – "Крутуха", потому что танцующие кружатся парами.

Танец жизнерадостный, динамичный, задорный, исполняется любым

количеством пар.

Лявон Лявониху любил,

Лявонихе черевички подарил.

Лявониха была ласковая,

В черевичках так отплясывала.

Все девчонки, все девчонки аха-ха-ха,

Все мальчишки, все мальчишки охо-хо-хо.

-Кто дружнее танцует мальчики или девочки? (Танцуют по 2 ряда, остальные 2 ряда – в роли учителей, должны оценить танцоров, затем роли меняются

Слушание танца «Лявониха»

Отличительной особенностью белорусских танцев является их

жизнерадостный характер. Чаще всего они исполняются коллективно. Танцы

сопровождаются игрой на народных инструментах – дудке, скрипке,

цимбалах, бубне.

Название следующего танца происходит от белорусского слова «крыж», что в переводе означает «крест».

И действительно, рисунок этого танца напоминает вышивку крестом.

Слушание танца «Крыжачок»

VI. Итог урока

А у нас зазвонил телефон, первым будет говорить … Звони родителям, расскажи о нашем уроке. (Далее звонят ребята.)

VII. Рефлексия.

Вот и приблизилось к концу наше путешествие на поезде «Алчевск-Минск».

Сегодня мы заканчиваем урок, посвященный белорусскому

музыкальному фольклору. Но это не значит, что мы не встретимся больше с

народной песней и танцем.

Скажите, что помогло белорусскому народу сложить такие чудесные,

разносторонние песни и танцы?

Мудрая пословица белорусского народа говорит: «Думай добра, рабі

добра – і будзе добра».

Нужно каждому народу уважать и хранить свои традиции, обычаи. Знать и исполнять свои народные песни и танцы. Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке.

VIII. Домашнее задание (по выбору).

1.Написать письмо в Белоруссию, президенту, рассказать о дружбе наших народов, о нашем уроке.

2.Перечислить блюда из картофеля.

3. Составить словарь «Месяцы года»

3.Поделиться впечатлениями об уроке с родителями, друзьями.

Спасибо за урок!

Выход под песню «Белорусы мы» в исполнение группы «Белорусы»







































Я вас приглашаю выразить свое настроение и исполнить белорусскую

народную песню «Зайграй жа мне, дударочку» – и потанцевать.

(Исполнение песни «Зайграй жа мне дударочку».)

Учитель: На протяжении своей истории белорусский народ создал

множество разнообразных танцев. Рисунки белорусских танцев очень

красивые. Они напоминают узоры белорусского народного ткачества.

Отличительная особенность белорусских танцев – наличие сюжета.

Движениями танца исполнители рассказывает о своей жизни, труде,

отношении к природе. Характерной особенностью белорусских народных

танцев является то, что многие танцы сопровождались пением.

Учитель: Давайте вспомним, с какими белорусскими песнями-танцами

мы уже знакомы. («Мікіта», «Янка-полька», «Юрачка», «Лявоніха».)

Расскажите о танце «Юрачка»

(Просмотр видеофрагмента танца “Юрачка”.)

Учитель: Продолжим знакомство с белорусскими танцами. Визитной

карточкой белорусов считают танец «Лявониха». Вы слышали такое название

и такой танец? Кто такой Лявон? Кто такая Лявониха?

«Лявониха» – известный белорусский танец – самый популярный и

любимый в Беларуси. В нем ярко выражены душа народа, его национальные

черты. Исполняется Лявониха в сопровождении песни.

(Просмотр видео песни «Лявониха» в исполнении ансамбля

«Радзимичы».)

«Лявонiха» – танец пар возник на основе шуточной песни, которая

исполнялась в виде диалога между Лявоном и Лявонихой, вокруг которых

пели и пританцовывали остальные участники. "Лявониха" имеет и другое

название – "Крутуха", потому что танцующие кружатся парами.

Танец жизнерадостный, динамичный, задорный, исполняется любым

количеством пар. В прежние времена «Лявониху» танцевали в домотканых

андараках и свитках.

(Просмотр видеофрагмента танца «Лявониха».)

Учитель: Отличительной особенностью белорусских танцев является их

жизнерадостный характер. Чаще всего они исполняются коллективно. Танцы

сопровождаются игрой на народных инструментах – дудке, скрипке,

цимбалах, бубне.

. Эго название

происходит от белорусского слова «крыж», что в переводе означает «крест».

И действительно, рисунок этого танца напоминает вышивку крестом.

(Просмотр видео танца «Крыжачок».)

Учитель: Какие характерные особенности представлены в этом танце?

Сравните рисунок танца с белорусским орнаментом. Кто создает рисунки

танца? (Хореограф.)

Мы уже знаем, что белорусские народные танцы часто сопровождаются

пением. Они выделяются веселым настроением, быстрым темпом.

Каждая страна славится тем, что она выращивает. Одна – подсолнухами,

вторая – бананами, третья – пшеницей. Нашу республику часто называют

«бульбяным краем». А сейчас мы разучим одну из наиболее популярных

белорусских народных песен-танцев. О чем песня, вам подскажут эти строки:

Мы – з бульбянага краю,

Дзе кожны бульбу саджае,

Дзе песняю поле званчэе,

Дзе ласкава сонейка грэе.

Учитель: А вы знаете, что картошку считают вторым хлебом? Почему?

Послушайте песню, которая так и называется: «Бульба». Какой характер

песни? Как она звучит? (Легко, быстро, стремительно.)

Вокально-хоровая работа

1. Распевание.

2. Разучивание песни «Бульба-полька».

3. Игра на музыкальных инструментах.

4. Использование ритмических движений.

4. Рефлексия

1.С какими танцами вы познакомились?

2. Чем отличаются друг от друга эти танцы? (У каждого из них есть свои

отличительные черты, своя группа движений, свое музыкальное

сопровождение, но все они относятся к одному жанру.)

5. Работа в тетради

6. Самооценка

Сегодня мы заканчиваем урок, посвященный белорусскому

музыкальному фольклору. Но это не значит, что мы не встретимся больше с

народной песней и танцем.

Скажите, что помогло белорусскому народу сложить такие чудесные,

разносторонние песни и танцы?

Мудрая пословица белорусского народа говорит: «Думай добра, рабі

добра – і будзе добра». Хочется, чтобы вы помнили, что мы белорусский

народ. Уважали и хранили наши традиции, обычаи. Знали и исполняли свои

белорусские песни и танцы. Я благодарю вас за сегодняшнюю очень

интересную работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на

нашем уроке.

Выход под песню «Белорусы мы» в исполнение группы «Белорусы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!