СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Что изучает физика. Некоторые физические термины"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для учителя физики, работающего по учебнику А.В. Перышкина.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Что изучает физика. Некоторые физические термины"»

Физика 7 класс

УРОК 1. Тема урока: Что изучает физика. Некоторые физические термины.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению новой темы.

Задачи урока:

  • дать понятие о предмете физики;

  • пояснить связь физики с другими науками и техникой;

  • создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление, материя);

  • определить круг изучаемых явлений;

  • пробудить у учащихся интерес к изучению физики;

  • развивать мышление и любознательность.

Оборудование: три линейки (деревянная, пластмассовая, металлическая), две ложки (чайная, столовая).

Методические приемы: лекция с элементами беседы.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (Знакомство учеников с учебником, с ведением тетрадей, вводный инструктаж).

2. Изучение нового теоретического материала.

Ребята, вы приступаете к изучению нового для вас предмета, который называется «Физика».

- Вам знакомо значение этого слова? Кто знает, что оно обозначает?

Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. Физика – одна из основных наук о природе. Оно впервые появилось в сочинениях одного из величайших мыслителей древности – Аристотеля, жившего в 4 веке до нашей эры. В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка.

Физика изучает мир, в котором мы живем. Если внимательно приглядеться к происходящему в окружающем нас мире, то можно заметить, что в нем происходят разнообразные изменения или явления. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место.

К ним относятся:

  • Механические явления – движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости;

  • Электрические явления – электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел;

  • Магнитные явления – действие магнитов на железо, влияние магнитного поля Земли на стрелку компаса;

  • Тепловые явления – таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел;

  • Звуковые явления – жужжание насекомых, пение птиц, раскаты грома;

  • Световые явления – мерцание звезд, сверкает молния.

Физика обладает необыкновенным свойством. Изучая самые простые явления, можно вывести общие законы. Задача физики состоит в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе. Например, выяснено, что причиной падения на землю различных тел является их притяжение Землей. Смена дня и ночи объясняется тем, что Земля движется вокруг своей оси. Одна из причин возникновения ветра – неравномерное нагревание воздуха и т.д. изучением природы занимаются и другие науки: биология, химия, география, астрономия. Все эти науки применяют законы физики. Например, в географии они необходимы для объяснения климата, течения рек, образования ветров и других явлений. В астрономии законы физики используют при изучении строения и развития небесных тел.

В физике, кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия («электричество», «сила» и т.д.). В физике каждое из окружающих нас тел принято называть физическим телом или просто телом. Всякое тело имеет форму и объем.

- Что бы вы назвали физическим телом? Назовите тела, которые вас окружают.

- Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Веществом: дерево, пластмасса, металл). Тела могут различаться веществом.

- Что такое вещество? Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах.

Все то, из чего состоят физические тела, называют веществом.

Материя – это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.).

В этом параграфе вы познакомились с новыми для вас терминами: физическое тело, вещество, материя.


Обобщение: записываем в тетради и на доске опорный конспект.


ФИЗИКА


НАУКА О ПРИРОДЕ


ИЗУЧАЕТ ЯВЛЕНИЯ: механические, тепловые, световые, магнитные,

электрические

ИСПОЛЬЗУЕТ ПОНЯТИЯ: тело, вещество


ИСПОЛЬЗУЕТ МЕТОДЫ: наблюдение, опыты, математический расчет,

вывод, т.е. формулирует законы природы.

Изучая физику, вы будете постоянно расширять свои знания, узнавать новые термины и тем самым постигать язык этой интересной науки.

3. Закрепление нового материала.

1. Начертите в тетради таблицу и распределите в ней следующие слова: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.


Физическое тело

Вещество

Явление

Рельсы, Луна, ножницы, стол, вертолет.

Свинец, алюминий, спирт, ртуть, медь, нефть.

Гром, пурга, рассвет, буран, снегопад, кипение, выстрел, метель, наводнение.


2. Предлагаемую ниже таблицу начертите в тетради, и впишите слова, относящиеся к механическим, звуковым, тепловым, электрическим, световым явлениям: шар катится, свинец плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо, плывет бревно, маятник часов колеблется, облака движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва, горит электрическая лампа.


Механические

Тепловые

Звуковые

Электрические

Световые

Шар катится, плывет бревно, маятник часов колеблется, облака движутся, летит голубь.

Свинец плавится, холодает, снег тает, вода кипит.

Слышны раскаты грома, эхо, шелестит листва.

Сверкает молния, горит электрическая лампа, гроза.

Звезды мерцают, наступает рассвет, сверкает молния, горит электрическая лампа, гроза.


4. Итог урока:

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?

- Какие понятия должны запомнить?


5. Резерв – отгадай загадку.

1. Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (Весы)


2. Что с земли не поднимешь? (Тень)


3. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит. (Эхо)


4. Сначала – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)


5. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Туча)


6. Цветное коромысло

Над лесом повисло. (Радуга)


7. Белый дым тянул за чуб, Раскачал на поле дуб.

Застучал в ворота.

Эй, откройте!

Кто там? (Ветер)


8. Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрет,

Тогда заревет. (Снег)


9. И в огне не горит,

И в воде не тонет. (Лед)


10. Что за звездочки чудные,

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)


6. Оценка учащихся. Домашнее задание: п. 1-2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!