СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока - деловой игры "Систематизация и обобщение знаний по темам «Представление информации», «Устройства ПК», «Программное обеспечение ПК», «Электронные таблицы», «Издательские системы», «Компьютерная графика»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока - деловой игры "Систематизация и обобщение знаний по темам «Представление информации», «Устройства ПК», «Программное обеспечение ПК», «Электронные таблицы», «Издательские системы», «Компьютерная графика»»

Разработка урока - деловой игры

Цель урока: систематизация и обобщение знаний по темам «Представление информации», «Устройства ПК», «Программное обеспечение ПК», «Электронные таблицы», «Издательские системы», «Компьютерная графика»

Задачи урока:

обучающая:

• формирование целостной системы знаний по изученным темам;

развивающие:

• развитие навыков самостоятельной работы;

• развитие навыков коммуникативности в информационном обмене, ролевом взаимодействии;

• развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе,
синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии;

воспитательные:

• воспитание культуры учебного труда;

• воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.

Форма урока: деловая игра.

Оборудование урока:

• персональные компьютеры с ОС Windows, MS Word, MS Excel, MS PowerPoit, принтер;

• папки для каждой фирмы:

  • Кроссворд.doc (Приложение 1)

  • Учет денежных средств.doc (Приложение 2)

  • Дополнительное задание.doc

  • Сканворд.doc;

  • Классификация. doc;

  • Критерии оценок фирмы.doc;

  • Оценочный лист сотрудника фирмы.doc;

  • Сводная оценочная таблица эксперта.doc;

• файлы Презентация.ppt и Слова-термины_для_презедентов.ppt размещенны на компьютере учителя.

Ход урока

Релаксация.

  1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Мы с вами в этом году пополнили наши знания по информатике и сегодня на занятии еще раз пройдемся по страницам великой науки «Информатика», повторим изученный материал, проведя игру «Кто лучше знает информатику?».

Предварительный этап

В начале занятия группа делится на две подгруппы по 7 человек. Каждая группа образует фирму, в которой работают следующие сотрудники: президент, финансист, дизайнер, четыре программиста. Каждой фирме предоставляется в собственность четыре компьютера. Ребята придумали атрибуты фирмы, в том числе ее название, эмблему. Оформлением эмблемы занимались дизайнеры каждой из фирм, результаты их работы предъявляется для оценивания в распечатанном виде экспертам.

Из числа лучших студентов выбираются 3 независимых эксперта. Позвольте их представить: Соболев Даниил, Хлебов Максим,

Этап 1

Преподаватель сообщает, что, для того чтобы начать игру, фирмам надо заработать начальный капитал, решив кроссворд. Для этого программисты должны:

• найти готовый кроссворд;

• совместными усилиями решить кроссворд и заполнить сетку кроссворда;

• готовый кроссворд предъявить экспертам.

На работу с кроссвордом фирмам выделяется 7 минут.

Оценивание. В кроссворде 16 слов-терминов, цена каждого слова — 100 у. е., т. е. максимальный начальный капитал, который может заработать фирма, решив кроссворд, составляет 1600 у. е.

Подведение итогов этапа 1 игры.

Эксперты, объявляют, сколько денег заработала каждая фирма.
Финансисты каждой фирмы записывают количество имеющихся у фирмы денег в журнале учета денежных средств.


Этап 2.

Все вы знаете, что этот год у нас в колледже юбилейный. Поэтому вам было дано домашнее задание составить презентацию «Моему любимому колледжу 70 лет». Фирмы представляют свои работы. Причем начинает фирма, имеющая больший начальный капитал.

Этап 3.


Дополнительное задание «Убери лишнее»

Для каждого из терминов приведены три определения, одно из которых не соответствует термину. Необходимо указать это определение.

Вирус – это:
    • ошибка в программе;

    • возбудитель инфекционного заболевания;

    • программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

Меню – это:
    • перечень величин, используемых в программе;

    • перечень блюд в ресторане;

    • изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант.

Мышь – это:
    • программа, выполняющая нежелательные действия;

    • грызун;

    • манипулятор на компьютере.


Зависание – это…

    1. бесконечное выполнение цикла в программе;

    2. особое состояние компьютера;

    3. остановка вертолета в воздухе над какой-то точкой?

Порт – это…

    1. устройство для подключения внешних устройств к компьютеру;

    2. точка в программе для вызова другой программы;

    3. место для стоянки и разгрузки судов?

Разрешение – это…

    1. право на совершение чего-нибудь;

    2. условие, записываемое в условном операторе;

    3. характеристика режима работы монитора?

Эксперты: Подведение итогов предварительного этапа и 3 этапов игры.

Пауза «Вредные советы»

Первый раунд игры закончился, а теперь немного отдохнём. Студенты нам расскажут, как не нужно себя вести на уроках информатики.

1. Если ты случайно вспомнишь,

Что вас где-то ждёт учитель,

И уже минут пятнадцать продолжается урок,

То не нужно идти шагом,

Так теряешь только время,

Лучше будет пробежаться - так полезней и быстрей.

2. Если сел ты за компьютер –

Испытай его на прочность:

Постучи его портфелем,

Дисковод поковыряй,

Подолби клавиатуру

И пощёлкай выключатель,

А когда он задымится,
Можешь сесть ты за другой.


3. Если на клавиатуре

Западает пара клавиш,

Это значит вы - ударник

И вообще герой труда.

Незаметно поменяйтесь

Ей с бездельником - соседом

У таких клавиатуры

Не стареют никогда!


4. Если вдруг твоя машина

Hе работает, как надо,

Ты по материнской плате

Сильно стукни кулаком.

Hе поможет – бей кувалдой,

Дай ногой по монитору...

И скажи лишь педагогу:

«Она первой начала!»


5. Руки мыть совсем не нужно –

Не всегда вода бывает.

К чистоте привыкнуть можно –

Трудно будет отвыкать.



6. Если грязь с твоих ботинок

Осыпается кусками,

То тебе совсем не нужно

Обувь чистую нести.

Чем грязней будут ботинки,

Тем рассерженней учитель,

Соответственно быстрее тебя выгонят домой.


7. Если ты на перемене

Не успеешь пообедать,

То закончить можно в классе,

Молча слушая урок.

Если ты раскрошишь булку

Или стол измажешь маслом,

То залей всё это чаем – легче будет отмывать.



Этап 4. «Своя игра».

Команда, начинающая игру первой выбирает категорию и стоимость вопроса. Преподаватель открывает заявленный вопрос и после ответа демонстрирует результат на электронном табло.

Эксперты ведут подсчёт правильных и неправильных ответов всех игроков, фиксирует, сколько очков каждая из команд заработала на каждом вопросе, штрафуют за поведение сотрудников фирм.

Подведение итогов 4 этапа игры, сообщение фирмам их баллов.

Этап 5.

Этот этап игры проходит следующим образом. Первая фирма выполняет задание «Повторите подвиг Аристотеля в систематизации фактов».

Попробуйте повторить подвиг знаменитых людей, систематизировав перечисленные факты и определив основание систематизации.

Подвиг Аристотеля.

1. «Жи»-«ши» — пиши с буквой «и».

2. Амазонка — это река.

3. Тела тяжелее воды тонут.

4. Прилагательное выражает свойство.

5. Бермудские острова омываются Атлантическим океаном.

6. Разноименные полюса магнита притягиваются, а одноименные - отталкиваются.

7. Высочайшая вершина мира - Эверест.

8. «Мама» - существительное первого склонения.

9. Антарктида покрыта вечным льдом.

10. Для того, чтобы найти время пути, необходимо пройденное расстояние разделить на скорость.

11. Вода закипает при температуре 100°С.

12. Чем сильнее предмет давит на опору, тем сильнее опора давит на предмет.

13. Столица России - Москва.

14. «Не» с глаголами пишется раздельно.

15. Существительные бывают следующих падежей: именительного, родительного, дательного, винительного, творительного, предложного.

Ответ: 1, 4, 8, 14, 15- правила русского языка; 2, 5, 7, 9, 13 – география; 3, 6, 10, 11, 12 – физика.

Оценивание. За верную классификацию команда получает 1500 у. е. на лицевой счет фирмы. Если допущена одна ошибка, команда получает 750 у. е., две — 350 у. е. Таким образом, капитал фирмы может увеличиться максимум на 1500 у. е.




Другая фирма в это же время выполняет задание «Повторите подвиг Карла Линнея».

Подвиг Карла Линнея.

1. Рожь.

11. Ромашка.

12. Арбуз.

13. Морковь.

14. Овес.

15. Персик.

16. Кабачок.

17. Пихта.

18. Кукуруза.

19. Лимон

20. Малина.

21. Грейпфрут.

22. Яблоня.

23. Пшеница.

24.Липа.

25. Подорожник.

26.Ячмень.

27. Картофель.

28. Береза.

29. Тыква.

30. Смородина.

31. Можжевельник.

32. Огурец.

33. Крапива.

34. Свекла.

35. Сосна.

36. Одуванчик.

37. Дыня.

38. Мандарин.

39. Груша.

40. Кедр.

2. Дуб.

3. Репа.

4. Апельсин.

5. Лиственница.

6. Акация.

7. Помидор.

8. Василек.

9.Ель.

10. Крыжовник.



Ответ: 1, 14, 18, 23, 26- зерновые ; 2, 5, 6, 9, 17, 22, 24, 28, 31, 35, 40- деревья; 3, 7, 13, 16, 27, 29, 32, 34- овощи; 4, 15, 19, 21, 37, 38, 39- фрукты; 8, 11, 25, 33,36- цветы; 10, 12, 20, 30- ягода.

Этап 6. Решение сканворда.

В сканворде фирмам нужно найти зашифрованные слова-термины по определенной теме (возможно использование одной буквы в разных словах). Из букв, не используемых в названиях терминов, надо составить название еще одного термина.

Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 — змейкой.

Сканворд «Издательские системы. Компьютерная графика»

Вариант 1

Вариант 2


е

а

ц

и

н

а

р

т

с

н

*

е

*

з

л

е

к

ш

ф

о

р

м

а

т

д

е

р

а

р

т

и

л

а

п

ъ

и

и

к

о

с

и

п

с

б

ф

л

*

п

о

в

о

р

о

т

ь

л

е

с

к

и

п

*

ы

*

и

в

*

а

б

з

а

ц


л

е

к

т

е

р

ш

в

е

ъ

з

ф

а

и

ф

к

о

б

а

л

к

л

т

о

н

з

п

и

в

м

а

с

ц

а

р

т

о

р

п

и

д

н

и

с

ф

к

с

ь

т

о

ц

а

п

и

е

л

и

р

о

в

о

*

ы

е








Ответы (оба варианта). Абзац, шрифт, пиксель, формат, палитра, список, поворот, объект, файл, заливка, страница. Слово-термин, составленное из неиспользованных букв, — «выделение».

Оценивание. Готовый продукт в распечатанном виде предоставляется экспертам. В сканворде 12 слов-терминов, каждое слово оценивается в 100 у. е., т. е. капитал фирмы может увеличиться максимум на 1200 у. е.

Подведение итогов 5,6 этапов игры.

На данном этапе игры формируется компетенция «управление информацией».

Эксперты отслеживают выполнение заданий и верно найденных зашифрованных слов сканворда.

Преподаватель по данным экспертов определяет уровень компетентности обучающихся.



Этап подведения итогов игры

Подсчитывается количество денег, заработанное каждой фирмой, объявляется лучшая фирма.

Критерии отметок



Итог игры (суммарная прибыль, у. е.)


Отметка



отлично



хорошо



удовлетворительно



Президент вносит в оценочный лист оценки каждого сотрудника.

Оценочный лист сотрудников фирмы


Эксперты дают оценку работе президента каждой фирмы, делают заключение по всей игре, отмечают лучшую фирму, выставляют оценки с комментариями, заполняют сводную оценочную таблицу.

Сводная оценочная таблица эксперта

По окончании всей игры учитель предоставляет слово учащимся, проводится рефлексия.

Заключительное слово преподавателя.

Вот и подошла к концу наша сегодняшняя игра. Надеюсь, вам удалось вспомнить основные понятия информатики в нашей деловой игре. Я желаю вам дальнейших успехов и удачи! Прежде чем вы покинете нас, я попрошу

За то время, пока мы с вами играли, выросло удивительное дерево. Благодаря ему, каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего занятия. Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, прикрепите к дереву плод – яблоко. Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветок. Если урок не отличался от прежних и ничего нового вам не принёс – то зелёный лист. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – жёлтый.

Спасибо, до свидания!


Литература:


  1. Запольских И. А. Деловая игра как способ развития ключевых компетенций. //Информатика и образование, №2, 2008

  2. Соколова О. А. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: BAKO, 2006. – (В помощь школьному учителю)

  3. Информатика в лицах: исторические зарисовки к урокам.- М.: Чистые пруду, 2005. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 6)

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!