СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока - дискуссии "Кем быть?"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится с учащимися 9 классов. Цель мероприятия: Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях и карьере.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока - дискуссии "Кем быть?"»

Дискуссия «Кем быть?»


Дискуссия проводится с учащимися 9,11 классов

« Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны»

Проперций, римский поэт, 1 век до нашей эры

Цель: Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере

  • Формировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств

  • Развивать представление о самовоспитании, самореализации и саморазвитии


1. Первый учащийся: Известно, что старшие дошкольники и младшие школьники легко и быстро отвечают на вопрос о том, кем они станут в будущем: космонавтом, артистом, воспитателем и т.д. А старшеклассники, наоборот. Отвечают не сразу, иной раз уклончиво и неопределенно: «не знаю», «еще не решил», «поживем – увидим». Все это, потому что вы уже понимаете всю серьезность вопроса выбора дальнейшего профессионального самоопределения.

Второй учащийся: Чтобы выбрать правильно будущее дело по душе, по плечу нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто.

Каждый подросток примеряется в мечтах к профессиональным вершинам. У многих интерес сопровождается попытками попробовать свои силы на живом деле. И каждый может научиться многим и разным делам. Как сказал И.Гёте: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует». Вам была предоставлена такая возможность: «попробовать» себя в 4–5 профессиях в нашем учебном заведении.

Учитель: Ни сейчас, ни в будущем никто не в состоянии предоставить работу каждому исключительно по личным склонностям. Общественное «надо!» постоянно преломляется в судьбах человека. Важно взвесить то, что профессия дает тебе лично, но еще больше нужно взвесить, что ты собираешься дать избираемому делу.

Задание учащимся. Составьте свое родословное «древо», начиная от бабушек и дедушек. Подпишите профессии каждого родственника. Закончите оформление «древа» собой и профессией, которую вы хотите получить в будущем.

2. Самостоятельная работа учащихся

2.1. Анализ будущего «древа»

2.2. Оформление схемы «Древо профессий моей семьи»

3. Организация дискуссии о планах профессионального самоопределения.

Теперь мы побеседуем с вами о ваших дальнейших профессиональных планах. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

  1. В чем ты видишь смысл жизни?

  2. Какой смысл ты вкладываешь в понятие «идеал»?

  3. Есть ли у тебя идеал?

  4. Учишься ли ты у своего идеала, как и почему?

  5. К каким недостаткам в людях ты относишься особенно отрицательно?

  6. Кем ты думаешь быть?

  7. Кто тебе помог выбрать профессию?

  8. Чувство долга при выборе профессии играет роль?

  9. При выборе профессии важно ли только то, что тебе даст профессия?

  10. Всегда ли следует следовать советам родителей, знакомых при выборе профессии?

  11. Можно ли вообще выбирать профессию, если ты вообще не готов к труду?

4. Обобщение проведенной дискусси

5. Задание учащимся. Независимо от того, есть ли у тебя четкий профессиональный жизненный план или нет его (может быть, пока намечена только область приложения сил, тип профессии), попытайся сделать следующее: опиши, не скупясь на фантазию, твой будущий рабочий день. Пусть многое тебе еще не ясно. Даже пусть неясно, какая у тебя будет профессия.

6. Выполнение учащимися задания

7. Выступления учащихся со своими описаниями будущего рабочего дня.

8. Учитель: Чтобы правильно сориентироваться в выборе профессии, нужно руководствоваться не чужим мнением, а задумываться над важностью ответов на вопросы: Кто я? Что я знаю о себе? Что я могу сделать за свою жизнь? Искренние ответы помогут вам принять решение о выборе профессии. Изобретатель Чарльз сказал: « Я интересуюсь своим будущим потому, что собираюсь провести там остальную жизнь». Многие при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры определяют для себя приоритетные составляющие, т.е. выделяют «самые-самые» профессии по какому – либо признаку.

Вопрос учащимся: Чем вы руководствуетесь при выборе профессии? Проранжируйте представленные факторы.

  • Зарплата

  • Возможность использовать свои знания и опыт

  • Вера в справедливую оценку своего труда

  • Стабильность и постоянство работы

  • Возможность продвижения по службе

  • Отсутствие давления со стороны начальства

  • Полезность для общества.

9. Самостоятельная работа учащихся по ранжированию

10. Анализ проведенного учащимися ранжирования

Вопросы учащимся: 1. Какие профессии сейчас наиболее

  • доходные

  • умные.

2. Какие профессии будут самыми востребованными в ближайшее десятилетие?

11. Анализ и сравнение ответов учащихся и статистических данных.

12. Обсуждение вопроса о профессиональной пригодности

Учитель: Большинство старшеклассников мечтает поступить в ВУЗы (причем, многие не представляют своей будущей профессии), но в ВУЗы принимается только 1\3 выпускников. Оставшиеся вынуждены устраиваться работать или учиться на любую профессию психологически к ней неподготовленными. В результате – неудовлетворенность. Но драма еще и в том, что многие вообще не подготовлены к труду, не знают, по каким качествам выбираются те или иные профессии. Поэтому важно решить для себя вопрос «Кем быть?» как можно точнее. И некоторую помощь в правильном выборе профессии вы получите у нас в МОУ МУК.

Вопрос учащимся: Что такое «профессиональная пригодность»?

Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его дела, профессии. Именно взаимное. Ведь негодной, непригодной для человека может оказаться как раз его профессия. Формирование профпригодности – это не только подгонка человека к профессии, но профессии к человеку. При анализе профессиональной пригодности данного человека и при соответствующем воспитании и самовоспитании, полезно помнить, что профессионально важные качества в каждом случае образуют систему, в которой пять основных слагаемых:

А) Гражданские качества – идейный и моральный облик человека.

Б) Отношение к труду, профессии, положительные склонности и интересы к данной области деятельности.

В) Дееспособность (общая) – широта ума, его глубина, гибкость. Самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, активность.

Г) Единичные, частные, специальные способности – это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

Д) Навыки, выучка, знания, опыт.

Объединив начальные буквы главных слов, получим систему, образованную профессионально важными качествами: ГОДЕН

13. Задание учащимся: Ребята, на данный момент вами же пройден какой-то жизненный отрезок времени. Что-то уже вами сделано, имеется какой-то опыт. Я попрошу вас проанализировать это и ответить на вопросы анкеты о вашем жизненном опыте и ваших планах на будущее.

  1. Работа учащихся с анкетами «Мой жизненный опыт и планы на будущее»

Вопросы анкеты для учащихся 11 классов

  1. Принципы моей жизни

  2. Во что я верю

  3. Опыт и выводы

  4. Я благодарен

  5. Почему я что-то значу в этой жизни?

  6. Мои желания:

  • сейчас

  • через неделю

  • через 3 месяца

  • через год

  • через 3 года

  1. Мои правила:

-Я не хочу

-Я буду

-Я не буду

  1. Определение шагов к моей цели и планирование по важным датам моей жизни

  2. Привычки, от которых мне надо избавиться

  3. Баланс удач и неудач:

Удачи Неудачи


  1. Заключение. Выводы.

Анализ ответов на вопросы анкеты обсудим на следующем уроке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!