СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока для 5 класса "Заколдованное место"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 5 класса "Заколдованное место"»

Уроки № 36-37


Тема. Слово о Н.В. Гоголе. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реальность и фантастика в повести.


Цель: познакомить уч-ся с творчеством писателя;

заинтересовать произведением, завершающим сборник «Вечеров…»;

показать соотношение фантастического и реального в повести;

развивать навыки анализа текста, пересказа текста.


Ход урока


I. Слово о писателе.

Род Гоголей по отцу ведёт начало от знатных украинских и польских фамилий, прославившихся на Украине в XVII – XVIIIвеках.

Будущий писатель родился 20 марта (1 апреля) 1809г. В местечке Великие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии.

В родном имении отца – селе Васильевка – Гоголь жил до 1818г. Родители Гоголя считались помещиками средней руки.

Семья Гоголей выезжала в разные города Украины на богомолье, часто гостила в селе Кибинцы, принадлежавшем богатому родственнику Д.П. Трощинскому. Отец Гоголя был режиссером его домашнего театра. Здесь ставились пьесы украинских авторов и комедии самого В.А. Гоголя. В постановках принимали участие все домочадцы. Его сын пользовался книгами большой библиотеки хозяина дома.

Пяти лет от роду Гоголь вздумал писать стихи. Известный литератор В.В. Капнист, заехав однажды к отцу Гоголя, застал его пятилетнего сына за пером. Маленький Гоголь сидел у стола, задумавшись глубоко над каким-то писанием. Капнисту удалось просьбами и ласками склонить ребенка прочесть свое произведение. Гоголь отвел Капниста в другую комнату и там прочел ему свои стихи. Капнист никому не сообщил содержание услышанного им. Возвратившись к домашним Гоголя, он, лаская и обнимая маленького сочинителя, сказал: «Из него будет большой талант…».

В 1820-1828гг. Н.В. Гоголь учится в Нежинской гимназии Высших наук, которая была детищем Александра I, создавшего подобные высшие учебные заведения В Царском Селе под Петербургом, в Ярославле и Одессе. Окончившие эти заведения дворяне получали первый гражданский чин и право служить в государственном учреждении.

Н.В. Гоголь учился плохо, особенно не успевал по языкам. Ему приходилось оставаться на каникулы в Нежине, чтоб догнать своих товарищей. Главные интересы Гоголя в то время – чтение, рисование и театр.

В гимназии Гоголь завел «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию», куда заносил свои выписки из истории, рисунки, описание обычаев малороссиян, их пословицы и поговорки, список малороссийских имен, которые потом пригодились ему в сочинениях.

На театральной сцене Н.В. Гоголь играл различные роли: трагические, комедийные. В трагических ролях он проваливался, в комических – покорял публику. Соученики его по Нежинской гимназии вспоминали, как он великолепно изображал на сцене стариков и старух и даже играл трудную роль госпожи Простаковой в «Недоросле» Д.И. Фонвизина.

27 июля 1828г. Н.В. Гоголь окончил гимназию и отправился в Петербург, где надеялся быть полезным на государственной службе. В Петербурге он сблизился с литераторами, познакомился с А.С.Пушкиным (1831г). Позже Н.В.Гоголь скажет: «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему».

Имя молодого писателя стало хорошо известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831г.). Сборник состоял из двух частей. Гоголь широко использовал народное творчество, черпая оттуда занимательные сюжеты, интересные образы (хитрый черт, баба-сплетница, очаровательная колдунья и др.).

Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. А.С.Пушкин, когда прочитал её, сказал: “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов.”


II. Чтение статьи учебника о писателе (стр. 172-173).

1. Каковы были увлечения Гоголя?

2. Пересказать статью, использовав высказывания Пушкина и Аксакова о

Гоголе.


III. Беседа.

1. Какие произведения Н.В. Гоголя вы читали?

2. Какие повести из книги “Вечера на хуторе близ Диканьки” вы прочитали к

сегодняшнему уроку?

3. Кто главный рассказчик в этих повестях? (Как вы думаете, зачем автор

использует рассказчика?)


IV. Знакомство с повестью «Заколдованное место»


1. Повесть «Заколдованное место» является завершающей в сборнике «Вечеров..». Литературовед Н.Л. Степанов отмечает, что в ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями».


2. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»
   а)  Индивидуальные задания: пересказ народных преданий о кладах.
           

1.  Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит».
      Обычный знак клада — колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание:

      «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».
      По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота — не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям.
      Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля — клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь».


2. ЗОЛОТАЯ КУРУШКА.

Ну вот, шла старушка одна из байны, и впереди её бежит курушка, и вся такима золотыми копеечками. Она за курушкой этой вслед – и хотела её поймать, а она от ней прочь – а она вслед. Такая золотая курушка бежит – и в черёмушку. Она поглядела: потерялась в черёмушке. Искала-искала, потом заходила, опять снова ходили искать, не могли найти. Курушка так потерялась.

Потом, которы люди знают, тут клад черёмушки попал. И так найти не могли….

Да вот я и сама ходила искать, ладила найти…золота была и получила, да так и немогла найти.

3. ВЕРТИТСЯ, А В РУКИ НЕ ДАЁТСЯ.

Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере.

Копали – он уж близко. Его бы уже взять только – а он опять загремит – да вниз. Копают глубже – опять он вниз.

Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать…


3. Чтение (или пересказ хорошо подготовленным учеником) повести.

V. Беседа по содержанию повести.

1. Понравилось ли произведение и чем?

2. Кто главный герой «Заколдованного места»?

   (Главный герой рассказа, который сам автор называет «былью», — дед

дьячка ***ской церкви, непосредственного рассказчика.)

3. От чьего лица ведется повествование? В какой обстановке? Ответ подтвердите

цитатами из текста.

(Дьячок деревенской церкви рассказывает историю своим односельчанам,

уступая их настойчивым просьбам. Начинает свой рассказ он словно бы с

неохотой, потом укоряет невнимательных слушателей.)
4. О каком месте рассказывает дьячок в этой повести? Найдите его описание.

5. Назовите героев повести.

6.Что случилось с дедом во время танца?

7. Какой клад с таким трудом добыл дед?

8. Какой вывод моете сделать для себя?

9. Где в этой повести спрятался юмор?


Словарная работа:


Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие.

Фантастика- мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе фактов реальной жизни.


10. Верите ли вы, что все случившееся было на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что — реальным? Найдите вымысел и реальность в повести.

(Именно такая история не могла приключиться на самом деле. Реальным выглядит дед, охраняющий баштан вместе с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и остановились отдохнуть, мать, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали.

      Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.)

11. О чем эта повесть?

Автор показывает сильное желание людей обогатиться, гибельное стремление к наживе, которое в результате приводит к неприятной, часто смешной ситуации.


VI. Работа над сюжетом повести.

- По вопросам и иллюстрациям восстановите её содержание.

1. Какое любимое занятие было у деда?

2. Что случилось однажды, когда он пошёл плясать?

3. Где горела свечка?

4. Как дед попал в нужное место во второй раз?

5. Найти в тексте отрывок “Третья ночь поиска клада” и прочитать.

6. Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?

7. Что было в горшке? Найти в тексте.

8. Что росло на заколдованном месте?

9. Вам страшно было читать эту историю деда? Что в повести фантастическое, что реальное? На какие произведения похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?


VII. Итоги урока

1. За счёт чего автору удаётся достичь “искренней, непринуждённой весёлости”?

Учащиеся приводят доказательства.

2. Игра по повести «Третий лишний»

3. Оценки за урок.


VIII. Домашнее задание.

1. Пересказ статьи о писателе на стр. 172-173.

2. Стр. 184 задание №4.

3. Пересказ одной из повестей из «Вечеров…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!