СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА УРОКА: " Душа любви: к другому, как к себе".

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока

Знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека

Задачи урока

  • Обучающая: узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.
  • Развивающая: научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека; обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.
  • Воспитывающая: понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям; воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА: " Душа любви: к другому, как к себе".»

РАЗРАБОТКА УРОКА: " Душа любви: к другому, как к себе".

1.Мотивация к учебной деятельности:

Звучит музыка (Бетховен «Лунная соната»), учитель читает отрывок из стихотворения «Душа»

Где-то там, внутри у человека,

Есть Душа. Хорошая душа.

Ей средь шума атомного века

Все трудней становится дышать.


«Берегите Жизнь!» - Такую фразу

Можно каждый день читать и слушать,

Но насколько легче стало сразу

Если б люди вспомнили про душу. (слайд 1)


- Что хотел сказать автор этих строк? (Внутри у человека есть душа, о которой надо помнить всю жизнь.) Подведение к теме урока.


Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:

Учитель: 

-Кто такие христиане? ( Люди, которые приняли учение Христа)

-Какое богатство православные христиане считают самым истинным и вечным? (Это богатства - добро)

-Для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? (Бог любил людей и решил стать человеком.)

-Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? (Бог верит в человека и даёт ему свободу выбора.)


Выявление места и причины затруднения:

Учитель: Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. ( В словаре). (слайд 2)

В одном этом слове уже заключено значение и о бессмертии души, и о её перевоплощениях. То есть человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.


Послушайте, пожалуйста, рассказ-загадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь. «Чудный домик»

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

(К.Д. Ушинский)

Учитель: - А о ком же была вся загадка? (О человеке)

- Давайте разгадаем значение данных слов-загадок?

Хозяйка – д _уш _ а

Домик – т _ел _ о

Эконом – с _ ердц_ _е

Зала – л _егки _ _ е

Ставенки – г _лаз __ а

- Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике? (Главная в домике – это душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться ).

Учитель: Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке. Душа важнее тела. Значит, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать её от всего дурного и неполезного, как и тело. (слайд 3)


Построение проекта выхода из затруднения:

Учитель:

 - Итак, разрешите вас познакомить. У каждого человека есть видимое тело и невидимая душа. Они должны научиться жить вместе. (слайд 4)


- А что же такое душа? Какому Миру принадлежит? (Работа с толковым словарём)


Словарь: ДУША (др.-евр. Ruah, греч. Psyche, лат. Anima) – духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. (слайд 5)


- А у вас есть душа? Где она находится ? (Дети показывают).

- Современная наука не может доказать либо опровергнуть факт существования души, поэтому учение о душе – это сфера не научного, а религиозного значения. Каждый вправе самостоятельно ответить на вопрос о том, есть ли у него душа?

- С помощью прилагательных опишите, какая может быть душа у человека.

(Составление клайстера, объяснение значения прилагательных и их классификация на положительные и отрицательные).

огромная трусливая

отзывчивая

завистливая

добрая жестокая открыта

- Какие качества вы бы взяли для своей души? ( Дети зачитывают выбранные прилагательные)

-Послушаем стихотворение Вероники Тушновой «Людские души»


Людские души – души разные,

Не перечислить их, не счесть.

Есть злые, добрые и праздные

И грозовые тучи есть.


Иная в силе не нуждается,

Её дыханием коснись –

И в ней чистейший звук рождается,

Распространяясь вдаль и ввысь.


Другая хмуро-неотзывчива,

Другая – каменно-глуха

Для света звёзд,

Для пенья птичьего,

Для музыки

И для стиха.


Она почти недосягаема,

Пока не вторгнуться в неё

Любви тревога и отчаянье,

Сердечной боли остриё.

Смятенная и беззащитная,

Она очнётся,

И тогда

Сама по-птичьи закричит она

И засияет как звезда.


А можем ли мы определить качества души человека, рассмотрев картины художников В. Васнецова «Иван Грозный» и А. Дейнека «Автопортрет»  (слайд 6-7)

- Заглянув в «окошечки» – глаза человека, можно увидеть его душу. В пословице так и говорится, что «Глаза - зеркало души».


Реализация построенного проекта.

Учитель:

 - Чем душа отличается от тела? Как вы думаете, всегда ли телу и душе хорошо вместе?

-Давайте теперь посмотрим, чем они похожи, а в чём различны. Покажите стрелочками свойства души и тела.

У человека есть

ДУША и ТЕЛО (слайд 8)

(образ Божий в человеке) (храм для души)

ходит

думает

питается

мечтает

любит

болеет

растет

(покажи стрелочками свойства души и тела)

- Значит, тело и душа имеют сходные свойства – чувствовать боль и расти. 

(Командная игра «Докажи своё мнение». Задача: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры.

Задания для первой команды: доказать что тело может болеть и расти. (Рост человека можно измерить в сантиметрах. Тело испытывает физическую боль от видимых повреждений. Ощущение боли подсказывает человеку, что здесь опасно. Например, когда мы чувствуем боль от пореза ножом – мы отдёргиваем руку.)

Задания для второй команды: доказать, что душа может тоже болеть и расти. (Душа у человека растёт, когда он совершает хорошие поступки, то есть становится богаче. Душа болит, когда поссорился с другом, нагрубил маме, то есть мучает совесть))


Учитель: Душа не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно, и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет. (Прослушивание песни Светланы Копыловой «Калека»)


- Люди с большой душой не только могут жить полной жизнью сами, но и дарят богатства своей души окружающим, несмотря на физические недостатки тела.


(слайд 9)

Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию иконы преподобного Герасима Иорданского, которому лижет руки, как котёнок, огромный страшный лев. Рассказ


-Ребята, душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку. Именно душа делает человека человеком.


- Что такое образ Божий в человеке (слайд 10)

(Разум, свобода, любовь и творчество у христиан называются «образ Бога в человеке» или внутренний мир человека-


- Есть одно удивительное свойство у души (слайд 11)


(Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям).


- А что об этом говорит известный персонаж из мультфильма? ( «Поделись улыбкою своей - и она к тебе не раз ещё вернётся!»


- Об этом же удивительном свойстве души и стихотворение, написанное сто лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря. Читает учитель:


Где бы сердце вам жить ни велело —

В шумном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой.

Учитель: Как вы понимаете высказывание «круговая порука добра»? (Помогать друг другу, делать что-нибудь приятное другим).



Учитель: Часто в художественных произведениях можно услышать слова

«Подумай о душе!» Почему так говорят? (Нужно жить так, чтобы на душе было светло, радостно, и она не болела).

1 группа: «Подбери правильное толкование к слову»

Малодушие так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.

Равнодушие если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало

места для добра.

Бездушие чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует

боль других людей.

Мёртвая душа человек со злой душой творит зло и его уже не мучает

совесть.

2 группа: «Чем вылечить болезни души» (дети подбирают антонимы и записывают)

Ненависть - ________________________

Ложь - ________________________

Жадность - _________________________

Жестокость - ________________________

Раздражительность - _________________________

Зависть ___________________________

Слова для справок: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие.

8. Включение в систему знаний и повторений.

Работа с тренажёром. ( Контроль: о душе человека - задание 3 и 4)

Составление синквейна со словом «душа». 

Душа

преданная, добрая

помогает, болит, радуется

Становится богаче, чем больше отдаёт другим людям.

Любовь

9. Рефлексия в учебной деятельности.

Учитель: Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? ( Это душа).

- Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? (Любовь, разум, свобода, творчество)

- Закончи предложение 

На уроке я узнал, что…

Оказывается, что…

Я понял, что….

Родителям я хотел бы рассказать, что…



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!