Разработка урока-экскурсии по окружающему миру во 2 классе
«В гости к осени».
Цель: формирование представления об осени как о времени года, уточнить знания об осенних явлениях в живой и неживой природе, их взаимосвязи.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять признаки осени, названия осенних месяцев, наблюдать явления природы осенью.
Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, уважительно относиться к тому, что тебя окружает, беречь природу родного края.
Орг. момент.
Долгожданный дан звонок, мы пойдём сейчас на урок.
У нас сегодня необычный урок, а урок-экскурсия. Мы пойдем наблюдать за изменением природы с наступлением осени.
Давайте повторим «Правила поведения в природе».
(после инструктажа по ТБ учащиеся одеваются и выходят на улицу)
Экскурсия в школьный дендрарий.
(Фронтальная беседа):
-Какое сейчас время года?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
Остановка «Неживая природа».
- Ребята, что относится к неживой природе? (ответы детей)
- Посмотрите на небо, что заметили? (небо хмурое, много облаков)
- Как греет солнышко? (не так как летом) Можно ли нам смотреть на солнце? Почему?
Сделаем вывод, какие изменения происходят в неживой природе осенью.
( солнышко светит, но не греет так сильно как летом, небо чаще покрыть облаками, идет дождь, но он холодный)
Учитель: с наступление осени наступает похолодание.
Остановка « Живая природа».
-Ребята, что относится к живой природе? (ответы детей)
А) Посмотрите под ноги, что вы видите? (траву, насекомых, цветы)
-Что можете сказать о траве и цветах? (вянут и желтеют)
-Почему? (похолодало)
Б) Отгадайте загадки:
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
Сам мал, незаметно хожу,
Но больше себя ношу. (Муравей)
На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук)
В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах. (Кузнечики)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха.
Укусит - будет плохо. (Оса)
Осенью в щель забьётся,
А весной проснётся. (Муха)
Летит -жужжит,
Сядет - молчит.
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольёт. (Комар)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.(Стрекоза)
Как их можно назвать одним словом? (насекомые)
Все ли эти насекомые живут у нас в Шушенском районе?
- А каких еще насекомых можете назвать?
-Что происходит с насекомыми осенью?
В) Игра «Чьи плоды?» (набор картинок с плодами)
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
-Какие деревья растут в нашем посёлке?
-Что происходит с деревьями осенью? (листья окрашиваются в разные цвета, опадают)
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат — это значит… (Листопад)
Учитель: Листопад – самое красивое явление природы.
-А вы знаете, почему деревья сбрасывают листья?
Рассказ учителя:
В зимние морозы верхний слой почвы промерзает, и вода в нем превращается в лед. Корни не получают ни влаги, ни содержащихся в ней микроэлементов. Если дерево заранее не сбросит листья, оно продолжит испарять воду, и скоро наступит обезвоживание. Кроме того, мокрый снег и наледь слишком тяжелы даже для голых веток — зимой они становятся хрупкими и быстро ломаются после сильных метелей. Дерево, одетое в пышную листву, соберет на себе целые сугробы, согнется под их тяжестью и может рухнуть, не выдержать нагрузки. Еще одна важная причина, почему с деревьев опадают листья — избавление от накопленных за летний сезон токсинов и излишка питательных компонентов. Готовясь к зимнему сну, растения замедляют развитие и словно замирают в ожидании морозов, снегопадов и вьюг. Явление природы листопад — очень мудрое решение, оно позволяет растениям набраться сил для следующего сезона.
Теперь вам понятно, почему деревья сбрасывают листья на зиму?
-Давайте соберём немного жёлтых листьев, высушим их и сделаем из них поделки.
Г) Остановка « Птицы»
-Какие птицы прилетают к нам весной? (ответы)
-Как их называют?
-А вы знаете, какие птицы улетают последними? (водоплавающие: цапли, утки).
-Почему? (им еще есть корм в воде)
-Почему ласточки, грачи, стрижи уже улетели? (стало мало насекомых)
-А какие птицы остаются на зиму? Как они называются? (Воробьи, синицы, вороны, дятлы. Зимующие.)
Нужно ли им помогать с наступлением холодов? (ответы детей)
Д) Остановка «Животные».
В птичник повадится — жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (Заяц)
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
Все изрыл — и луг, и сад —
Землеройный аппарат,
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки. (Крот)
Учитель:
- Как можно назвать этих животных? (дикие).
-А вы знаете, как дикие животные готовятся к зиме? (ответы детей).
Да, ребята совершенно верно, одни животные ложатся в спячку, другие заготавливают корм на зиму, третьи меняют окраску, а четвёртых всю зиму ноги кормят.
Вот послушайте рассказ о медведе:
Медведь один из представителей млекопитающих, который на зиму впадает в спячку. Такая необходимость у него возникает по той причине, что он не делает запасы пищи на зиму, а в этот период года его пища в природе отсутствует. Медведь питается главным образом растительной пищей. Спячка это единственный шанс на выживание, но к ней медведю приходится подготавливаться всё время на протяжении тёплого периода года. Он интенсивно питается и накапливает запасы жира. Во время спячки у медведя быстро снижается температура тела, становится медленнее дыхание, значительно замедляется сердцебиение. С наступлением тепла медведь выходит из этого состояния и продолжит процесс накопления жира. Будить медведя во время спячки категорически нельзя и даже опасно. Медведь просыпается очень разъяренным, но после этого может вновь не впасть в спячку и просто погибнуть. Как животное понимает, что наступила весна и пора выходить из спячки? Им об этом сообщает повышение температуры воздуха, которое они ощущают, а так же сильное чувство голода. Во время спячки медведь сосёт лапу, и это происходит вовсе не от того, что он очень голоден, а по причине необходимости увлажнения пересохшей кожи на ступнях, а так же для снятия ороговевших участков кожи. В период спячки у медведицы рождаются малыши. Медвежата рождаются совсем крохотными и слепыми, и на протяжении всего времени спячки матери питаются её молоком.
Итог урока. Рефлексия.
-Понравился ли вам урок?
-Чем?
-О каком времени года говорили?
-Что интересного узнали?
-Богат ли наш край животными и растениями? Надо ли их беречь? Как?
-Какие изменения происходят с неживой природой осенью?
-А какие изменения происходят в живой природе?
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок на тему «Осень» или сочинить загадку об осени или о любом растении, животном, насекомом. (на выбор)
Используемая литература:
Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учрежде¬ний: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. - 3 изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2016. - (Начальная школа XXI века).
https://www.abcfact.ru/208.html
https://biosfera.space/np/listopad-5.html
https://givnost.ru/utka-mandarinka-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-utki-mandarinki/
Istochnik: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-nasekomyx-dlya-detej.html
https://po-ymy.ru/zagadki-pro-listopad.html
.