СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока физики "Первый закон Ньютона. Инерциальные системы осчета"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики на тему "Первый закон Ньютона. Инерциальные системы осчета" с видеоматериалом

Просмотр содержимого документа
«2.1»

Дата: 8.10.15

Класс: 9

Предмет: физика

Тема «Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета»

Цели:

- Образовательная: сформировать общие представления о первом законе Ньютона, инерциальных системах отсчета;

- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;

сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения

по проблеме урока.

- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать

культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.

Ход урока:

  • Этап организации начала урока

  • Этап актуализации знаний (физический диктант). Проверка домашнего задания

  • Письменная работа по главе кинематика.

Соедините:

вектор

- воображаемая линия, по которой движется тело.


Кинематика

- вектор, соединяющей начальное положение тела с его последующим положением.

Свободное падение

- тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи.

Материальная точка

Величина, которая кроме числового значения, характеризуется и направлением в пространстве

Тело отсчета

- раздел механики, изучающий движение тела, не указывая причины.

Система отсчета

- физическое тело, относительно которого рассматривается движение.

Траектория

- совокупность тела отсчета, системы координат и часов.

Перемещение

Падение тел при отсутствии сопротивления среды

Запишите буквенное значение:

Ускорение –

Скорость –

Время –

Путь –

Период –

Частота –

запишите единицы измерения

скорости -

ускорения -

времени -

пути -

  • Этап усвоения новых знаний

Теория (презентация)

В течении урока заполнить таблицу

№ п/п

Рассматриваемое понятие

Определение, формула

Примеры

1.

ИНЕРЦИЯ



2

Закон Ньютона



3

Инерциальные системы отсчета




- Если кинематика отвечает на вопрос: как движется тело, то динамика выясняет, почему именно так.

- В основе динамики лежат три закона Ньютона.

- Если неподвижно лежащее на земле тело начинает двигаться, то всегда можно обнаружить предмет, который толкает это тело, тянет или действует на него на расстоянии (например, если к железному шарику поднесем магнит).

- Возьмем кусок мела в руки и разожмем пальцы: мел упадет на пол.

- Какое тело подействовало на мел? (Земля).

Проделаем опыт. Тележку на колесиках скатим с наклонной плоскости на пол, где насыпана горка песка. Доехав до нее, тележка увязнет в песке и остановится. Разровняем песок и вновь позволим тележке съехать с горки. Теперь скорость тележки будет уменьшаться гораздо медленнее. Если же убрать песок, то уменьшение скорости тележки и вовсе будет едва заметно.

- Эти примеры говорят о том, что изменение скорости тела всегда вызывается воздействием на данное тело каких-либо других тел. Если на тело не действуют другие тела, то скорость тела никогда не меняется, т.е. тело будет покоиться или двигаться с постоянной скоростью.

На основе этих наблюдений можно сформулировать следующее обобщение: всякое тело, свободное от воздействия других тел, сохраняет свою скорость неизменной. Это утверждение называется первым законом Ньютона и означает следующее. Если тело движется с некоторой скоростью, то оно и будет продолжать двигаться с той же скоростью до тех пор, пока действие другого тела не заставит его изменить либо быстроту, либо направление движения. Если же тело покоится (то есть скорость равна нулю), то оно и будет продолжать покоиться (то есть скорость останется прежней) до тех пор, пока действие другого тела не заставит его прийти в движение.

Однако тележка, едущая по полу, все же не является "телом, свободным от воздействия других тел", о котором говорится в законе. На тележку действуют Земля (сила тяжести) и пол (сила упругости). Чтобы завершить наш эксперимент, нам нужно "убрать" и эти силы. Для этого поместим тележку в космический корабль и перелетим на поверхность Марса. Там сила тяжести заметно меньше, чем на Земле. Вес тележки, а, значит, и сила ее давления на колеса уменьшится, следовательно, уменьшится сила трения в осях колес. Теперь скорость тележки, съехавшей с горки, будет уменьшаться еще медленнее. Перелетим с Марса на Луну. Сила тяжести, вес тележки и сила трения в осях ее колес станут еще меньше. И если их удалить вообще, то тележка, как и любое другое свободное тело будет вечно сохранять свою скорость постоянной.

Движение свободного тела называют движением по инерции, а сохранение им скорости называют явлением инерции.

Системы отсчета, в которых выполняется первый закон Ньютона, называют инерциальными системами отсчета.

Для изучения движения людей, автомобилей, самолетов систему отсчета "наблюдатель на Земле" вполне можно считать инерциальной системой. Расчеты, сделанные в ней на основе второго закона Ньютона, довольно точно описывают движения этих тел.

Современная формулировка первого закона Ньютона:

Существуют такие системы отсчета, в которых тела сохраняют свою скорость неизменной,
если на них не действуют другие тела.

Просмотр видео.


Составить тест по теме.

Обменяться работами.

Проверить.


  • Подведение итогов

  • Домашнее задание п. 10,

  • Рефлексия: «корзина мыслей»




Скачать

© 2016, 860 61

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!