Тема урока: Фотосинтез
6 «б» класс
Дата проведения: 17.01.2018г
Учитель: Куранова Н.И.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, приложения с заданиями для работы в группах, растения, выдержанные в темноте; лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, раствор щелочи, вазелин, спиртовая горелка, стеклянные колпаки, стеклянные банки с крышками, лучина;
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фотосинтезе как одном из важнейших способов питания растений, познакомить с историей его открытия, условиями, необходимыми для протекания этого процесса, раскрывать значение фотосинтеза в жизни зеленых растений и в природе; развивать практические умения и навыки по закладке, проведению и описанию результатов проведенных опытов и наблюдений; воспитывать у обучающихся ответственное отношение к окружающей среде через раскрытие космической роли фотосинтеза.
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные (МПР):
Регулятивные
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- давать определение понятиям;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Коммуникативные
-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
Предметные (ПР):
Учащиеся должны знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- результатом фотосинтеза является образование органических веществ в растениях;
- побочным продуктом фотосинтеза является кислород,
Учащиеся должны уметь:
-проводить наблюдения за зелеными растениями,
-осуществлять постановку биологических экспериментов, описывать их предоставлять отчет о наблюдениях и экспериментах, содержащий описание цели, методов, последовательности действий и условий проведения,
-объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях,
- раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.
Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа обучающихся по инструктивным карточкам закладывает два опыта: «проба Сакса», выделение кислорода процессе фотосинтеза.
Учащиеся, осуществляющие лабораторные исследования во время урока, проходят инструктаж по технике безопасности
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат, универсальные учебные действия |
1. Организационный момент | Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы в классе, проверка готовности рабочих мест обучающихся. Формирование рабочих групп. | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, рассаживание по группам (5 групп). | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Мотивационно-целевой | Выдвигаю проблему: Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? Ответ был найден, но для этого потребовалось почти 2 века… - А вы можете сейчас ответить на этот вопрос? -Чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, я предлагаю вернуться на 4 века назад и познакомиться с экспериментами, которые были поставлены учеными для ответа на вопрос: Как питается растение? Поясняю, что для ответа на эти вопросы вам нужно будет заполнить таблицу 1 Каждая группа получает карточку с материалом для анализа с вопросами. Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. (5-7 минут). | Учащиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос или выдвигают гипотезы, которые не могут обосновать. Учащиеся работают в группах и анализируют результаты исследований ученых по питанию растений, заполняют соответствующие колонки в таблице на листе. | – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3. Первичное восприятие и усвоение новых знаний | Учитель организует работу в группах по изучению результатов исследований проведенных экспериментов (Приложение 2). -Ребята, скажите, а можем ли сделать вывод о правдивости проведенных исследований, только на основе анализа теоретических данных? - А что нам необходимо сделать, чтобы убедиться, что исследования, проведенные учеными, были достоверны? Предлагаю вам поделиться результатами собственных экспериментов, которые были подготовлены заранее. . -Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет? - Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? Прошу вторую группу учащихся рассказать, о том какой опыт они заложили, и продемонстрировать его результаты. -Что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении? Учитель предлагает обобщить полученные результаты исследований и заполнить след. схему: ? ? + ? ? + ? В этом нам поможет собранный пазл-слайд. Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ – от двух греческих слов “фото” – свет и “синтез” – соединение. -Что же такое фотосинтез? Задание 1: Составьте предложение, используя следующие слова: фотосинтез, углекислый газ, кислород, свет, органические вещества -В каких органах растения этих клеток содержится больше всего? -Какими приспособлениями обладает лист для осуществления фотосинтеза? Учащимся предлагается вспомнить строение листа и выявить приспособления листа к фотосинтезу. Задание 2: Вставьте в предложения недостающие слова. Свет проникает в лист через прозрачную кожицу. Хлорофилл находится в хлоропластах, которые расположены наилучшим образом для улавливания света. С помощью устьиц в лист поступает углекислый газ и выделяется кислород. Внутри растения газы перемещаются по межклетникам. - Откуда же растение берет воду? - Каково же значение фотосинтеза в природе и жизни человека? Предлагаю посмотреть ЭОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7 Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%. - Как можно увеличить интенсивность фотосинтеза? - Где и как можно создать такие условия? -Для чего человек создает такие условия? | Выступления представителей групп. Каждая группа представляет на доске, в таблице1 результаты своих исследований. -Нет! -Самим провести такой эксперимент. В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза 1 и 2,3 группа учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили (Приложение 1) и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету (к уроку закладывается опыт – «проба Сакса». Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опы - Крахмал при взаимодействии с йодом дает сине-фиолетовое окрашивание. (учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется). Учащиеся выдвигают гипотезы? -Гаснущие свечи. Составляют схему протекающего в растениях процесса. Учащиеся из предложенных слов составляют определение понятия «фотосинтеза»: Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в листьях на свету. - В листьях, так как именно они обеспечивают воздушное питание растений. Учащиеся выявляют приспособления листа к фотосинтезу и выполняют задание 2 Учащиеся должны вспомнить материал о функциях корня. Вода поступает в растение из почвы с помощью корня, перемещается к листьям по сосудам стебля. После просмотра в тетради записывается значение фотосинтеза. Учащиеся выдвигают гипотезы (улучшить условия фотосинтеза). - В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. -Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение(П); – подведение под понятие (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | Задание 3: Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс- фотосинтез, друзья, Без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова – Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать. Задание 4: Ответьте на вопросы: (задание в группах - 3 мин.). - В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала. Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют кислород? - Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти заводской дым? - Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? | На основе просмотренного видеофрагмента, учащиеся самостоятельно записывают значение фотосинтеза в тетрадь, выполняя задание 3. Отвечают на вопросы в группах, затем организуется выступление представителями групп. | – извлечение из биологических текстов необходимой информации (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); |
5.Объяснение и понимание домашнего задания | Поясняю выполнение д/з: 1. Прочитать текст §, выуч. опред. -Выписать термины по теме «фотосинтез» и дать им определение. Ответить на вопросы: -Происходит ли фотосинтез у красных и бурых водорослей ? Ответ поясните. Придумайте способы борьбы с загрязнением воздуха. | Записывают в дневник, слушают комментарии по выполнению, задают вопросы на уточнение, пояснение. | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); |
6. Рефлексия | Чтобы подвести итог урока, учитель предлагает заполнить кроссворд. Проверим ваши ответы совместно, поменявшись с соседом по парте своими работами. Оцениваем работы: Ставим «5» - при 0 ошибок. «4» - при 1-2 ошибках «3» -при 3 ошибках «2»- 4 ошибки и более Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд, но и обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому кислород для дыхания. Растительный покров земли называют «зелёными лёгкими планеты». будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством. | Учащиеся разгадывают кроссворд. Учащиеся осуществляют взаимопроверку работ и оценивают их. | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 группа
Опыт №1 «Проба Сакса»
Для опыта используются растения – примула, герань или традесканция. Одно растение обильно поливают и помещают в темное место на двое суток. Другое растение оставляют на свету. Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Оба растения выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив. Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом . Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода.
Объясните результаты проведенного эксперимента.
2 группа
Опыт №2
Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налить немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. – Что происходит со свечами? Почему?
Свечи вынимают. Банки с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. Что происходит со свечами в каждой из этих банок? Почему?
3 группа
Опыт № 3
Возьмите комнатное растение обильно полейте водой. Поместите его в тёмное место. Через 2-3 дня одно растение поместите под стеклянный колпак, поставив рядом с ним стакан с раствором ёдкой щёлочи. Края колпака смажьте вазелином, для предупреждения поступления новых порций воздуха к растению. Растение поставьте на яркое освещение. На следующий день срежьте с растения лист и поместите его на 2-3 минуты в кипяток, а затем поместили в колбу с кипящим спиртом. Обесцвеченный лист залейте слабым раствором йода.
Объясните результаты проведенного эксперимента.
Использованные источники и литература:
Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для общеобразоват. учреждений/ Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.
ФЦИОР.
Видеофрагмент «Солнце, жизнь и хлорофилл»- http://www.youtube.com/watch?v=BDNiB8qu-5A
Познавательные задачи – Демьянков Е.Н.. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл.-М.,2004
Кроссворд по теме: «Фотосинтез» -http://pechnikovo-dr.ucoz.ru/index/fotosintez_dykhanie/0-153