УРОК №1
Тема «География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации».
Содержание урока.
(ведущие содержательные идеи)
Уникальная роль географии как науки в формировании представлений о взаимодействии природы, человека и общества, образов конкретных территорий.
Географическая система научных знаний и характерные методы географических исследований.
Комплексное использование разнообразных источников географической информации – учебных, справочных, научно-популярных, Интернет-ресурсов и т.д.
Задачи урока
Предметные – углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.
Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.
Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений:
отбирать нужные источники информации,
оценивать и анализировать их особенности и значимость,
работать с разнообразными источниками информации.
Ход урока
Задание:
Какие разделы географии вами уже изучались?
Что изучает экономическая и социальная география?
1. Этапы развития географической науки:
а)описательный :люди путешествовали,открывали новые земли,знакомились с новыми народами,изучали их,описывали.К концу 19века практически вся поверхность планеты оказалась изученной и нанесенной на карту.Всечаще звучали слова о кризисе географии.В 20веке география имевшая в своем распоряжении огромный объем сведений о планете,получила новый импульс в развитии.Она превратилась в конструктивную науку.
б)исследовательский:занимающийсяисследованием природной оболочки и защитой этой оболочки от хозяйственнойдеятельности человека.
2. Структура современной географии
До 19 века география была наукой обо всем,Потом начался процесс ее деления. От общего древа географии ответвился ряд отраслей знаний о нашей планете .В настоящее время география включает около двух десятков специализированных наук.
Задание: рассмотреть рис.1 стр.8 и определить основные ветви географической науки.
Главные ветви:физическая география,социально-эконом. и картография.
Эконом. и социальная география мира – это общественная географическая наука ,изучающая территориальную организацию человеческого общества.
Экон. и социальная география сочетает в себе элементы географии ,экономики и социологии.
Социология- наука об обществе,о поведении людей.Экономическое и социальное неразрывно связано между собой.Нельзя рассматривать хозяйство без людей- основнойпроизводственной силы,без человеческого фактора.Таким образом,поставив человека в центр внимания,экономическая география породнилась с социальной.
3.Методы географических исследований.
Задание :пользуясь текстом учебника заполнить таблицу
Название метода Особенности данного метода
1.картографический-ведущий метод в географии(разные виды карт,разные способы анализа карт).Карта при обучении выполняет ряд функций:источника информации,средства обучения,метода обучения.
2.полевое обследование объектов-обозначает изучение объектов в природных условиях,тоесть это сбор информации об объекте непосредственно на местности.
3.дистанционный-изучение Земли с летательных аппаратов- воздушных и космических.
4.метод причинно-следственного анализа изменений компонентов природной среды, с помощью которого определяются закономерности формирования разных типов почв,растительности и др..
4.Источники географической информации.
Задание: используя текст учебника п.1 назвать основные источники географической информации.
Карты,географ. Описания в виде журнальных статей и др.,информационные технологии.Компьютерные системы,предназначенные для сбора,хранения,обработки и распостранения данных,привязанных к системе географических координат,называются географическими информационными системами(ГИС).Рассмотреть структуру ГИС рис.3 стр.10.
5.Закрепление( вопросы на стр.12 сложные)
6. Д.з. п.1