СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока географии в 7 классе на тему "Воды Мирового океана"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока интересно преподносит учащимся  важную для них информацию.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии в 7 классе на тему "Воды Мирового океана"»


ПРЕДМЕТ: география

КЛАСС: 7

ТЕМА УРОКА: «Воды Мирового океана».

ТИП УРОКА: урок первичного объяснения нового материала

ЦЕЛИ УРОКА:

- расширить знания о роли Мирового океана в жизни Земли

- способствовать формированию базовой подготовки учащихся.


ЗАДАЧИ УРОКА:

  • сформировать у учащихся понятие о гидросфере и Мировом круговороте воды.

  • содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий « познавательность мира и природы, развитие природы ».

  • развитие познавательных умений у учащихся « обучение составлению схем, плана, формирование выводов ».


Средства обучения: глобус, физическая карта мира.


ПЛАН УРОКА:


  1. Орг момент: приветствие, задачи урока

  2. Повторение

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление

  5. Подведение итогов, домашнее задание



Ход урока:

1. ОРГ МОМЕНТ

Учитель: В темноте космического пространства одиноко сияет голубым светом планета, несущая цивилизацию , возможно единственную в нашей галактике. Почти ¾ поверхности этой планеты занимают океаны и моря, заполненные редчайшим для космических тел веществом – водой. Эта драгоценная жидкость дар природы нашей планете. В таком количестве как на Земле её нет нигде в Солнечной системе. Несмотря на свой простой химический состав, вода это основа жизни.


- Ребята! О чем сегодня на уроке пойдет речь?

-Мы начинаем изучать следующую оболочку Земли – гидросферу. Открывайте рабочую тетрадь, записывайте на полях число, тему урока: Воды Мирового океана.

- В чем заключается задача нашего урока ? ( в получении знаний о водах Мирового океана).

- На конец урока вы должны знать определение гидросферы, гипотезы происхождения вод Мирового океана, понимать процесс Мирового круговорота воды и усвоить его значение.


2. ПОВТОРЕНИЕ

- Вспомним понятия: что такое литосфера, атмосфера, биосфера, гидросфера?

- Что объединяет эти слова?


Ребята, у каждого на столе лежит лист со схемой. При изучении новой темы мы будем ее постепенно заполнять. ( Приложение)


3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

- Приступаем к рассмотрению 1 вопроса. Вода на Земле.

Антуан де Сент-Экзюпери сказал:

Вода! У тебя нет ни вкуса не цвета, не запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

- Ребята! Какие знания о воде вы имеете?

- Вода на Земле находится в трех состояниях.

- Больше всего жидкой воды, меньше твердой и водяного пара.

- На Земле нет такого места, где бы совсем не было воды.

- Даже в самой сухой пустыне воздух всегда содержит пар.


Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности это ведь тоже вода. Прекрасно, невоспроизводимо бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеянию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере.

Это великий художник природы – вода. Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация-это диалог между человеком и водой».

Однако до 18-го века ученые не знали состава воды, считали ее простым веществом. В конце 18-го столетия ученым Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать ее химическим путем из водорода и кислорода. С этого времени в географии пользуются термином «гидросфера»

- Вы уже догадались, что гидросфера – это водная оболочка Земли.

Запись в тетрадь:

Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая воды Мирового океана, воды суши, воду в атмосфере. Записывается в схеме определение гидросферы.

К водам Мирового океана относят: океаны, моря, заливы, проливы.

К водам суши относят: реки, озера, подземные воды, ледники.

К водам атмосферы относят: водяной пар, капли воды, кристаллики льда.


На долю Мирового океана приходится –96,4% всей воды. (учебник с.46, рис 22)

Подземные воды – 1,7 %

Ледники - 1,8 %

Поверхностные воды - 0,02%

Вода в атмосфере – 0,48 %

Записывается в схеме состав и основные части гидросферы.

Выполняются задания 1, 2

1).Гидросфера это:

1 твердая оболочка

2. воздушная оболочка

3. водная оболочка.


2). Установите соответствие:

1.Воды Мирового океана А. водяной пар

2. Воды суши Б. океаны, моря, заливы, проливы

3. Воды атмосферы В. Реки, озера, ледники, подземные воды


По решению ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры) 1998 год был объявлен годом Океана. Эта организация способствует сотрудничеству между странами в вопросах науки, культуры, экологии.



- Переходим к рассмотрению 2 вопроса. Происхождение вод Мирового океана.

- Ребята! Вы не задумывались, откуда появилась вода на Земле?

Заслушать мнения учащихся.

  1. Вода выделилась из магмы в период образования первичной литосферы и атмосферы, а из атмосферы в океан,

  2. Выделилась из мантии, выделяется и сейчас

Показать на карте районы, в которых может происходить выделение воды и в настоящее время из внутренних частей Земли. Это рифтовые зоны. Рифт – это глубинный разлом в земной коре. Озеро Байкал, восточная Африка.

  1. Поступает из космоса.


- Какие существуют гипотезы происхождения вод в Мировом океане?

В схему записываются гипотезы происхождения вод Мирового океана.

Ее же переносят в тетрадь:


Происхождение воды



Космическое Земное


Жизнь на Земле зародилась именно в водной среде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды, организм человека примерно из 65% воды.

У воды много удивительных свойств, которые делают ее непохожей на все другие вещества. Среди них есть одно , самое необычное – ее бессмертие.

Сколько бы воды человечество не потребляло, от этого ее количество на планете не уменьшается.


Переходим к рассмотрению 3 вопроса. Мировой круговорот воды в природе. Гидросфера Земли едина, благодаря Мировому круговороту воды в природе.

- Ребята! Как вы представляете Мировой круговорот? Какие оболочки будут в нем участвовать?

Мировой круговорот – непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу через атмосферу и с суши в Океан.

Определение записывается в схему.

- Какая энергия осуществляет этот процесс?

-Лучистая энергия Солнца. Испарение с поверхности Мирового океана.

-Сила земного притяжения. Падение осадков.


В природе различают два круговорота воды. (Рисунок в приложении).

Малый круговорот. С поверхности Мирового океана, нагреваемого солнечными лучами, непрерывно испаряется вода. При испарении вода попадает в атмосферу. В атмосфере водяной пар превращается в капельки пресной воды и в кристаллики льда. Образуются облака. Из облаков на Океан и сушу выпадают осадки. Часть воды, испарившейся с поверхности Океана, возвращается в атмосферу

Влага, оставшаяся в атмосфере, переносится на сушу. На суше происходит испарение. Сумма перенесенной с Океана и испарившейся над сушей влаги выпадает в виде различных осадков на сушу. Далее часть воды стекает в Океан в виде подземного и поверхностного стока, а часть идет на испарение. Это большой круговорот воды в природе.

В результате этих круговоротов происходит постоянное обновление воды.

По схеме ребята в парах рассказывают процесс Мирового круговорота воды друг другу.

Ребята! Скажите, имеет ли Мировой круговорот значение на Земле?

-Выслушать мнения учащихся.

Применение Мирового круговорота – получение дистилированной воды.

1)Мировой круговорот воды связывает:

2)литосферу, гидросферу и атмосферу

3)биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу

4)атмосферу и гидросферу

5)биосферу, гидросферу и атмосферу.


4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ


  1. С какой темой познакомились?

  2. Что такое гидросфера? (определение)

  3. Что такое Мировой круговорот воды? (определение)

  4. Каково значение Мирового круговорота воды?

5. С опорой на схему дать развернутый ответ по теме «Воды Мирового океана»


5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Параграф 9. Выучить определение гидросферы, Мирового круговорота воды, знать его значение и гипотезы происхождения вод Мирового океана.

Спасибо за внимание. До свидания.


Приложение.


Воды Мирового океана


План изучения новой темы:

  1. Вода на Земле

  2. Происхождение вод Мирового океана

  3. Мировой круговорот воды в природе.


1.Гидросфера- это…………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..


Гидросфера


Воды Мирового океана ……………………. …………………….. ……………………..

Океаны реки водяной пар

……………………. …………………….. ……………………

……………………. …………………….. ……………………

……………………. ……………………. ……………………



Основные части гидросферы:

Мировой океан …………..%

Ледники ………………….%

Подземные воды …………%

Поверхностные воды……..%

Воды атмосферы………….%


1).Гидросфера это:

1 твердая оболочка

2. воздушная оболочка

3. водная оболочка.


2). Установите соответствие:

1.Воды Мирового океана А. водяной пар

2. Воды суши Б. океаны, моря, заливы, проливы

3. Воды атмосферы В. Реки, озера, ледники, подземные воды


2. Гипотезы происхождения вод Мирового океана.

1. …………………………………………………………………………………..

2. ………………………………………………………………………………….

3. ………………………………………………………………………………….



3. Мировой круговорот –это……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..





Мировой круговорот воды связывает:

1.литосферу, гидросферу и атмосферу

2.биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу

3.атмосферу и гидросферу

4.биосферу, гидросферу и атмосферу.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 9.











Урок 15. Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы

Океан объединяет человечество и является его единственной надеждой. Теперь как никогда приобретает глубокий смысл старая пословица: «Мы все в одной лодке».

Эта лодка – космический корабль Земля – голубой бриллиант, светящийся в темноте космического пространства своими охватывающими всю планету водами – источником жизни.

Жак Ив Кусто

Цели урока: расширить знания о роли Мирового океана в жизни Земли, углубить знания о свойствах океанических вод, раскрыть признаки понятия "воздушная масса”. Сформировать представление о типах водных масс, о схеме поверхностных течений и о взаимодействии вод океана с атмосферой и сушей.

Средства обучения: глобус, физическая карта мира, карта океанов, слайды, видеофильмы о Мировом океане.

Основные представления и понятия: свойства морской воды, водная масса, типы и подтипы водных масс; виды движения вод в Мировом океане; постоянные ветры; круговое движение поверхностных вод и его влияние на природу суши.

Номенклатура: самые значительные поверхностные течения в Мировом океане.

Межпредметные связи: свойства воды, круговорот воды в природе (природоведение, естествознание); плотность, теплоемкость вещества, испаряемость (физика).

 

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Роль Мирового океана в формировании главных природных особенностей Земли

Беседа. Актуализация опорных знаний, работа с вопросами перед параграфом (§ 14, стр. 55).

Объяснение учителя. Кислород и углекислый газ в океанической воде; опреснение морской воды; влияние Мирового океана на все компоненты природы и на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

2. Воды Мирового океана

Рассказ учителя. Происхождение вод Мирового океана; особые свойства морской воды, ее отличия от пресной воды. Различия океанических льдов.

3. Водные массы, их типы и подтипы

Рассказ учителя и работа с учебником (§ 14, стр. 56-57). Анализ текста и рисунка.

Задание. Доказать на примерах, что в распределение температуры, солености вод океана, а также водных масс проявляется закон зональности.

Практическая работа. По карте океанов определить, какие водные массы характерны для каждого из океанов. В каком из океанов они наиболее разнообразны? Систематизировать в таблице сведения о видах льдов и водных массах.

4. Поверхностные течения Мирового океана

Объяснение учителя. Причины образования кругового движения поверхностных вод в океанах, образования круговорота поверхностных течений на примере Атлантического океана.

Практическая работа. Сопоставление постоянных ветров (климатическая карта мира) со схемой поверхностных течений Мирового океана. Создание на контурной карте модели поверхностных течений в Тихом океане.

5. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

Беседа. Обобщение знаний учащихся о непрерывном взаимодействии вод Мирового океана с атмосферой и сушей посредством мирового круговорота воды.

 

Закрепление изученного

Приведите доказательства важной роли Мирового океана в поддержании жизни на Земле.

Почему на одной и той же широте воды океана могут иметь различную соленость?

Приведите примеры проявления зональности в природе вод Мирового океана.

В каком из океанов наиболее ярко проявляется круговое движение поверхностных вод?

В каком из океанов происходит смена направлений течений из-за влияния сезонных ветров?

Какое влияние оказывают океанические течения на природу суши? Приведите примеры.

 

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку

  • Категория:

Поурочные планы по географии 7 класс (И. В. Душина)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!