Урок геометрии в 8 классе
«Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Урок разработан для учащихся 8 класса применительно к учебнику «Геометрия 7-9», авторов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.
Учитель МАОУ СОШ № 40 г.Новороссийска Зуйко Наталья Владимировна.
Форма обучения: групповая работа (класс разбит на группы по 5-6 человек)
Форма проведения урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы проведения урока: решение задач, практическое исследование, анализ решённых научных проблем.
Уровень деятельности учащихся: исследовательский, частично-творческий.
Тип урока: комбинированный.
Время проведения: 40 минут.
Образовательные цели: ввести понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
Воспитательные цели: развивать умения систематизировать и обобщать материал, умения сотрудничать с людьми. Развивать навыки групповой работы.
Развивающие цели: развивать речь, логическое мышление, основные мыслительные операции: сравнение, наблюдение, выделение ключевых понятий, обобщение; развитие творческих способностей учащихся.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, рабочая тетрадь, набор из трёх треугольников и заготовленную таблицу для каждой группы формата А3.
ХОД УРОКА.
Устное повторение необходимых сведений.
Дайте определение:
прямоугольного треугольника;
как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла?
как называются две другие стороны?
Нарисуйте в тетради прямоугольный треугольник и отметьте на рисунке все его компоненты. (один человек работает у доски)
какие свойства прямоугольного треугольника вы помните?
что называется отношением двух отрезков?
Исследовательская работа.
Работа в малых группах.
Каждой группе предлагается по три прямоугольных треугольника с углами
300, 600 и 900, но совершенно разных по размерам для выполнения
следующего задания:
А
600
С 300
В
найти отношение противолежащего катета к гипотенузе;
найти отношение прилежащего катета к гипотенузе;
найти отношение противолежащего катета и прилежащего катета;
сделать анализ полученных данных.
Все задания проводим только с углом в 300.
По мере выполнения заданий, учащиеся заполняют таблицу (формат А3):
Обмен информацией.
Каждая группа размещает на доске свою таблицу и знакомит класс со своими выводами.
Общий вывод к которому должны прийти после анализа работы всех групп гласит Отношения не зависят от длины катетов и гипотенузы.
Проверяем правильность вывода для угла в 600.(самостоятельная работа в
группах)
Далее учитель вводит определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника ( как отношение синуса к косинусу этого угла), символы их обозначающие и класса записывает их в тетрадях.
Решение задач.
В прямоугольном треугольнике катет равен 8 см, а косинус прилежащего угла равен 0,8. Чему равна гипотенуза?
В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 20 см, а синус одного из острых углов равен 0,7. Чему равен катет, противолежащий данному острому углу?
На сторонах В3ОА3 отложены
В3 отрезки ОВ1=В1В2=В2В3=5 см.
В2 Из точек В1, В2 и В3, опущены
перпендикуляры на другую
В1 сторону угла, причём ОА1=4 см.
О □А1 □ А2 □ А3
Найдите: 1) cosО из ∆А1ОВ1 2) sin из ∆А2ОВ2 3) tgО из ∆А3ОВ3.
IV. Учебный (обучающий) тест.
Дан прямоугольный треугольник АВС. В ответах на предложенные вопросы выберите и подчеркните правильные.
А 1) а) cosA=, б) соsA=, в) соsA=
17 г) соsA=
15 2) а) sinA=, б) sinA=, в) sinA=,
С□ В
8 г) sinA=.
3) a) tgA=, б) tgA=, в) tgA=,
г) tgA=.
Чему равен соsA?
а) соsA=, б) соsA=, в) соsA=, г) соsA=.
Чему равен sinВ?
а) sinВ=, б) sinВ=, в) sinВ=, г) sinВ=.
6) Чему равен tgВ?
а) tgВ=, б) tgВ=, в) tgВ=, г) tgВ=.
(Тест проверяется каждым учеником самостоятельно после демонстрации ответов на слайде, плакате или сделанной ранее записи на доске)
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
К следующему уроку предлагается творческое д\з на выбор:
- разработать чайнворд, кроссворд по данной теме;
- составить плакаты – опорные сигналы;
- разработать мнемонические формулировки, стихи и др.;