СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Генетическая связь между классами неорганических соединений

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний. С элементами английского, русского и казахского языков. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Генетическая связь между классами неорганических соединений»

«Чудеса - науки химии»

Выполнила: преподаватель химии Хатипова РайгульТабылдиевна





















Внеклассное мероприятие «Чудеса - науки химии»

Цель мероприятия: развитие познавательной активности учащихся, повышение интереса к предмету.

План:

1.Правила техники безопасности в стихах.

2.Интересные опыты.

3.Эксперименты.

Слово преподавателя

Химию называют наукой чудес. Чудесные превращения предлагают вам посмотреть ребята, которые уже изучают предмет «Химия». Придет время и вы, также, сможете проводить такие интересные и занимательные опыты.

Ведущий 1: 

Чего только нету, чего только нет 
На этом на белом на свете. 
Химия - трудный, но важный предмет, 
Ее изучают дети. 
Метан, аммиак и бензол –все равно 
Раскроют секреты однажды. 
Нам жить интересно и весело, но 
Всем похимичить нам хочется страшно.

Ведущий: Но сначала я хочу попросить моих помощников напомнить вам правила техники безопасности. 

Мазанов Дмитрий
1. При работе с веществами. 
Не берите их руками 
И не пробуйте на вкус. 
Реактивы –это не арбуз: 
Слезет кожа с языка, 
И отвалиться рука. Исмагулова Аида

2.Если на руку тебе кислота или щелочь попала- 
Руку быстро ты водой промой из крана. 
И, чтоб осложнений себе не доставить, 
Не забудь учителя в известность поставить. 

Архипова Надежда
3.В кислоту не лей ты воду, а наоборот- 
Осторожненько мешая, тонкой струйкой подливая, 
Лей в водичку кислоту- 
Так отвадишь ты беду. Понамарев Никита

4.Чистота –друг человека. 
Не забывай об этом никогда. 
И пользуйся чистой посудой 
На лабораторных работах всегда! 

Ведущий 2: Правила техники безопасности мы вспомнили, теперь мы вам предлагаем опыты.

Ведущий 1: Я думаю, все вы знаете, что такое вулкан и видели по телевизору или в кино его извержение. Это захватывающее зрелище. Ну, а те, кто еще не представляет себе этого явления природы, не огорчайтесь, мы вам покажем действующий вулкан в миниатюре.




А теперь вернёмся к нашему вулкану и запишем уравнение химической реакции, которую мы наблюдали:

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O

(расставить коэффициенты в этом уравнении)


Ведущий 2: Мы юные химики вырастили очень красивые, разноцветные «водоросли». Пришло время проверить, прошло две недели. Сможете ли вы самостоятельно расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

(Слайд)

«Морское дно»

Необходим химический стакан примерно на 200мл. Налить в стакан около 100мл водного раствора метасиликата натрия (канцелярский, или силикатный клей) и добавить около 60-70мл воды. Перемешать. Теперь внести в раствор кристаллики хлоридов различных металлов, и сразу каждый из них пускает "отросточек": вверх начинает двигаться пузырёк, оставляя за собой след, похожий на водоросль. Цвет водоросли зависит от того, хлорид какого металла вы погрузили в раствор.

    Вот некоторые цвета:
CoCl2*6H2O - сначала розовые, потом синие;
NiCl
2*6H2O - зелёные;
FeCl
3*6H2O - буро-коричневые;
MnCl
2*4H2O - телесного цвета;
FeSO
4*7H2O - чёрно-зелёного;

   Кристаллик будто превращается в кустик.

  Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, которые происходили в стаканчиках:

CoCl2 + Na2SiO3 = CoSiO3 + 2NaCl
NiCl2 + Na2SiO3 = NiSiO3 + 2NaCl

FeCl2 + Na2SiO3 = FeSiO3 + 2NaCl



Ведущий 1: А сейчас мы вам продемонстрируем следующий опыт, догадайтесь, почему платок не горит. (Слайд)

«Несгораемый платок»

В приготовленный раствор силиката натрия платок погружают на несколько минут. Спустя 5 минут извлекают пинцетом и хорошо выжимают, но не сушат. Затем платок погружают во второй химический стакан, где налито легко воспламеняющаяся жидкость (спирт). Через минуту платок извлекают и держат над открытым пламенем спиртовки. Огонь мгновенно охватывает всю площадь платка, но платок остается невредимым.


С2Н5ОН + 3О2→2СО2+3Н2О

Ведущий 2: Происходит горение этилового спирта

(Расставьте коэффициенты в этом уравнении)

Ведущий 1: Следующий опыт докажет, что дым без огня бывает. (Слайд)

«Дым без огня»

Берут 2 стеклянные палочки на которых намотана ватка. Одну из них опускают в соляную кислоту, другую в аммиак. При соприкосновении палочек возникает "дым", состоящей из хлорида аммония.

NH3 +HCI = NH4CI



Ведущий 2: При взаимодействии аммиака с соляной кислотой образуется дымящийся хлорид аммония.



«Кровь без раны»

Для проведения опыта используют раствор хлорида железа (III) и раствор роданида калия KSCN . Для демонстрации опыта используют тупой нож. Вызывают кого-нибудь из желающих. Ваткой промывают его ладонь раствором хлорида железа («йод»), а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож( спирт). Далее ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». «Кровь с ладони смывают быстро водой.

FeCI3+KSCN= KCI+Fe(SCN)3

(Расставьте коэффициенты в этом уравнении)



Ведущий 1: А теперь проведем эксперимент. 


Наука химия тесно связана с такими науками как физика, биология, экология и другими науками.

На физике вы познакомились с такими понятиями, как физическое тело, физические явления, а химия изучает вещества, из которых состоят эти тела. Если привести примеры тел и веществ. Сапоги мои – того

                            Пропускают  H2O.

О каком веществе идет речь?

Правильно, о воде. А теперь посмотрите, как пишется формула воды. (на доске крупно написать формулу воды)



Эксперимент №1. А как можно распознать воду среди других веществ?



На столе 3 стакана:

1-й --- раствор щелочи

2-й ---- вода

3-й ---- раствор кислоты.

Распознавание с помощью универсального индикатора

             В кислоте—красный,

             В щелочи – синий,

             В воде – не изменяется.



Эксперимент №2. А сейчас мы вам продемонстрируем как получить из воды вино, а из вина  воду?

На столе 3 стакана.

1 й ---  раствор щелочи (имитация воды)

2 й --- несколько капель фенолфталеина

3 й ---- небольшое количество серной кислоты.

Выливаем содержимое первого стакана во второй и получается вино (малиновая окраска), затем «вино» выливаем в третий стакан и вновь получаем воду (раствор обесцвечивается).



Как вы думаете, можно пробовать эту «воду» на вкус? Правильно, нельзя. В кабинете химии есть свои правила, которые необходимо выполнять.

Теперь мы вам предлагаем просмотреть видео материал. (Видеофильм)



Заключение.

Ведущий 1.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.

Ведущий 2.

Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Так что вы без нее пропадете, 
Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать, 
Надо химию понять.


Выступление преподавателя

 Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!






















Литература:


  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.

  4. Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 2009г.

  5. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.

  6. Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа 2005.

  7. «Я иду на урок химии». Книга для учителя. – М.: ИД «Первое сентября», 2010г.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!