СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Главные политические центры Руси".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема раскрывает особенности развития основных удельных княжеств Руси периода раздробленности.

Просмотр содержимого документа
«ГЛАВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РУСИ»

ГЛАВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РУСИ

Цели:

  • показать особенности развития основных удельных княжеств Руси периода раздробленности;

  • сформировать представление о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями;

  • рассмотреть какие последствия в политическом устройстве для княжеств играла борьба князя с боярством;

  • продолжить развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой, работы в группах; формировать умения обобщать, делать выводы;

  • ознакомить учащихся с деятельностью выдающихся русских князей; (Второй урок)

  • воспитывать интерес к истории своей Родины.



Оборудование:

  • презентация, атласы, карточки с заданиями, рабочий лист «Характеристика русских земель в XII-XIII вв.»

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ



АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ОПРОС



Ребята, перед вами лежит документ, прочтите его. (СЛАЙД, Приложение)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.


ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

В ту пору засевались и росли одни усобицы.

В таких крамолах княжеских

Коротали люди свой век.

В ту пору на святой Руси

Не покрикивали пахари.

Только вороны, на трупах сидя, каркали,

Да скликались галки на кормы лететь.

Разлилась тоска тяжёлая

По Руси, и горе лютое

Затопило землю Русскую.

А князья ковали сами на себя беду.

А поганый ворог рыскал по святой Руси,

Со двора по белке подать отбираючи.

А князья позабыли брань на ворогов,

А затем, что брату молвил брат:

«То моё и вот это опять моё!»

Повели князья про малое речь, как про великое.

А неверные со всех сторон с победами

Приходили на землю Русскую.

Крамола-ссора, распри, несогласие.


1) Как назывался период русской истории, о котором идёт речь в тексте? (ФР)

  • Что такое Феодальная раздробленность?

  • Можем ли мы сказать, что ФР это явление, характерное только для Древнерусского государства?

  • С именами каких князей связаны последние годы существования единой Руси?

  • Назовите даты правления этих князей

  • Теперь давайте вспомним причины ФР. Какие из них относятся к политическим, а какие к экономическим? (СЛАЙД )



1) Князья-наместники имели свой аппарат управле­ния.

2) Население крупных городов хотело иметь не киев­ского наместника, а собственного князя, отстаива­ющего их интересы.

3) В Древнерусском государстве не было четкого по­рядка наследования киевского престола.

4) Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.

5) Возвышение новых городских центров.

6) Упадок торгового пути «из варяг в греки».

7) Оседание княжеской дружины на землю.

2) В чём автор упрекает князей?

3) В чём автор видит тяжёлые последствия усобиц?



Таким образом, в середине 12 века на Руси начался закономерный процесс Феодальной раздробленности, которая сопровождалась усобицами, ослаблением обороноспособности страны, но имела и положительные черты, такие как рост городов и расцвет культуры.


Итак, на прошлом уроке мы с вами рассмотрели причины Феодальной раздробленности на Руси, а так же выяснили, что государство распалось на 15 княжеств, но рассматривали мы эти княжества? (нет)

Тогда давайте предположим, чем мы будем заниматься сегодня на уроке (изучать эти княжества).

Как вы думаете, сумеем ли мы за один урок рассмотреть все 15 княжеств? (нет)

А какие из них нам стоит изучить? (самые важные, главные)

Запишите тему сегодняшнего урока:

ГЛАВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РУСИ (СЛАЙД )


Давайте теперь, подумаем, какие вопросы нам следует рассмотреть, изучая новую тему (ученики высказывают мнение, можно фиксировать их на доске, затем озвучить те, которые будут разбираться на уроке).

Территория

Занятия населения

Как управлялось

Правителей

Внешняя политика

Культура и т.д.

Таким образом, мы должны изучить особенности развития основных удельных княжеств Руси (географическое положение, занятия населения, крупнейшие города, политические особенности), а так же рассмотреть роль Киева и деятельность выдающихся князей этого периода.(Второй урок)


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В течение урока мы изучим такие княжества, как Киевское, Владимиро-Суздальское, Новгородское и Галицко-Волынское.

Как вы уже поняли, работать мы будем в группах, которые будут рассматривать основные княжества. Каждая группа выполняет свое задание. На это отводится 5-7 минут. После этого мы переходим к обсуждении. В конце своего ответа каждая группа делает вывод об устройстве политической власти в княжестве. По ходу урока вы будете заполнять таблицу, характеризующую основные княжества. (СЛАЙД , Приложение)


« Характеристика русских земель в XIIXIII вв.»


Вопросы для сравнения

Владимиро- Суздальское княжество

Галицко – Волынское княжество

Новгородская республика

Киевское княжество



Географическое положение









Крупнейшие города









Занятия населения











Политическое устройство











1 группа

Владимиро – Суздальское княжество

§ 10-11, п.1 + вывод стр.101+ карта стр.89



  • Покажите Владииро – Суздальское княжество на карте. В какой части Руси оно располагалось?

  • Назовите крупнейшие города.

  • Перечислите основные занятия жителей Владимиро - Суздальского княжества.

  • В чем заключались особенности управления этим княжеством?

ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «ВЛАДИМИРО - СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО» В ТАБЛИЦЕ





2 группа

Галицко – Волынское княжество

§ 10-11, п.7 + вывод стр.101+ карта стр.89



  • Покажите Галицко – Волынское княжество на карте. В какой части Руси оно располагалось?

  • Назовите крупнейшие города княжества.

  • Какие занятия были распространены у населения?

  • В чем заключались политические особенности Галицко – Волынского княжества?

ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «ГАЛИЦКО – ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО» В ТАБЛИЦЕ



3 группа

Новгородская земля

§ 10-11, п.5+ карта стр.89



  • Покажите на карте Новгородскую землю. В какой части Руси она располагалась?

  • Назовите важнейшие занятия новгородцев. Почему среди них нет земледелия?

  • Перечислите крупнейшие города Новгородского княжества.

ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ» В ТАБЛИЦЕ (Кроме графы «Политическое устройство)

4 группа

Политические особенности Новгородской земли

§ 10-11, п.6 + вывод стр.101



  • Какая форма правления сложилась в Новгороде в начале XII века?

  • Что такое республика? (ЗАПИСАТЬ в тетради)

  • Как управлялось Новгородская республика?

  • Почему, в отличие от других княжеств Руси, Новгород избежал дальнейшего дробления?

ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ» В ТАБЛИЦЕ (Только графу «Политическое устройство)

5 группа

Киевское княжество

Дополнительная литература + карта стр.89


  • Покажите Киевское княжество на карте. В какой части Руси оно располагалось?

  • Перечислите крупнейшие города княжества.

  • Назовите основные занятия населения.

  • Как управлялось Киевское княжество?

ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО» В ТАБЛИЦЕ


ИТАК, вы заполнили таблицу, можем ли мы сказать, что во всех княжествах была одинаковая система управления государством?


Таким образом, в период ФР в наиболее сильных политических центрах Руси сложились различные варианты государственной власти: во Владимиро – Суздальском княжестве – наследственная монархия; в Галицко – Волынском – власть князя ограничена боярской знатью; в Новгородской земле – республика.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Какую тему мы сегодня исследовали?

В начале урока мы поставили задачи рассмотреть особенности развития различных княжеств в период ФР (местоположение, занятия населения, крупные города, политическое устройство). Справились ли мы с этой задачей?

Остались ли у кого – то затруднения?



РЕФЛЕКСИЯ

Оцените сами свою работу на уроке.

  • Кто в вашей группе лучше всего работал: давал наиболее правильные, полные, грамотные ответы?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 10-11, завершить таблицу, отвечать на вопросы (кроме 8, 9)

Сочинение на тему «Раздробленность Руси: развитие или упадок?»

Просмотр содержимого документа
«Карточки с заданиями»




1 группа

Владимиро – Суздальское княжество

§ 10-11, п.1 + вывод стр.101+ карта стр.89


  • Покажите Владииро – Суздальское княжество на карте. В какой части Руси оно располагалось?

  • Назовите крупнейшие города.

  • Перечислите основные занятия жителей Владимиро - Суздальского княжества.

  • В чем заключались особенности управления этим княжеством?


ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «ВЛАДИМИРО - СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО» В ТАБЛИЦЕ







2 группа

Галицко – Волынское княжество

§ 10-11, п.7 + вывод стр.101+ карта стр.89


  • Покажите Галицко – Волынское княжество на карте. В какой части Руси оно располагалось?

  • Назовите крупнейшие города княжества.

  • Какие занятия были распространены у населения?

  • В чем заключались политические особенности Галицко – Волынского княжества?


ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «ГАЛИЦКО – ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО» В ТАБЛИЦЕ



3 группа

Новгородская земля

§ 10-11, п.5+ карта стр.89


  • Покажите на карте Новгородскую землю. В какой части Руси она располагалась?

  • Назовите важнейшие занятия новгородцев. Почему среди них нет земледелия?

  • Перечислите крупнейшие города Новгородского княжества.


ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ» В ТАБЛИЦЕ (Кроме графы «Политическое устройство)



4 группа

Политические особенности Новгородской земли

§ 10-11, п.6 + вывод стр.101


  • Какая форма правления сложилась в Новгороде в начале XII века?

  • Что такое республика? (ЗАПИСАТЬ в тетради)

  • Как управлялось Новгородская республика?

  • Почему, в отличие от других княжеств Руси, Новгород избежал дальнейшего дробления?


ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ» В ТАБЛИЦЕ (Только графу «Политическое устройство)




5 группа

Киевское княжество

Дополнительная литература + карта стр.89


  • Покажите Киевское княжество на карте. В какой части Руси оно располагалось?

  • Перечислите крупнейшие города княжества.

  • Назовите основные занятия населения.

  • Как управлялось Киевское княжество?



ЗАПОЛНИТЕ КОЛОНКУ «КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО» В ТАБЛИЦЕ





Просмотр содержимого документа
«Прочитайте текст и ответьте на вопросы»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы



ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

В ту пору засевались и росли одни усобицы.

В таких крамолах княжеских

Коротали люди свой век.

В ту пору на святой Руси

Не покрикивали пахари.

Только вороны, на трупах сидя, каркали,

Да скликались галки на кормы лететь.

Разлилась тоска тяжёлая

По Руси, и горе лютое

Затопило землю Русскую.

А князья ковали сами на себя беду.

А поганый ворог рыскал по святой Руси,

Со двора по белке подать отбираючи.

А князья позабыли брань на ворогов,

А затем, что брату молвил брат:

«То моё и вот это опять моё!»

Повели князья про малость речь великую.

А неверные со всех сторон с победами

Приходили на землю Русскую.



Крамола-ссора, распри, несогласие.


1) Как назывался период русской истории,

о котором идёт речь в тексте?

2) В чём автор упрекает князей?

3) В чём автор видит тяжёлые последствия усобиц?



Прочитайте текст и ответьте на вопросы


ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

В ту пору засевались и росли одни усобицы.

В таких крамолах княжеских

Коротали люди свой век.

В ту пору на святой Руси

Не покрикивали пахари.

Только вороны, на трупах сидя, каркали,

Да скликались галки на кормы лететь.

Разлилась тоска тяжёлая

По Руси, и горе лютое

Затопило землю Русскую.

А князья ковали сами на себя беду.

А поганый ворог рыскал по святой Руси,

Со двора по белке подать отбираючи.

А князья позабыли брань на ворогов,

А затем, что брату молвил брат:

«То моё и вот это опять моё!»

Повели князья про малость речь великую.

А неверные со всех сторон с победами

Приходили на землю Русскую.



Крамола-ссора, распри, несогласие.


1) Как назывался период русской истории,

о котором идёт речь в тексте?

2) В чём автор упрекает князей?

3) В чём автор видит тяжёлые последствия усобиц?



Просмотр содержимого документа
«Характеристика русских земель в XII»


« Характеристика русских земель в XIIXIII вв.»


Вопросы для сравнения

Владимиро - Суздальское княжество

Галицко – Волынское княжество

Новгородская республика

Киевское княжество



Географическое положение











Крупнейшие города









Занятия населения











Политическое устройство












« Характеристика русских земель в XIIXIII вв.»


Вопросы для сравнения

Владимиро - Суздальское княжество

Галицко – Волынское княжество

Новгородская республика

Киевское княжество



Географическое положение











Крупнейшие города









Занятия населения











Политическое устройство













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!