7 класс
Тема урока: Южная Америка: Географическое положение, история открытия и исследования.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Педагогическая: организовать работу учащихся по получению и первичному закреплению новых знаний.
Дидактическая: Углубить и систематизировать знания учащихся об открытии и исследовании Южной Америки. Сформировать у учащихся систему знаний о географическом положении материка. Совершенствовать практические умения и навыки характеристики географического положения материка. Продолжить формирование умений и навыков организации учебного труда, работы с учебником, умений самостоятельно добывать знания.
Развивающая: Продолжить развитие речи (обогащение словарного запаса, выразительности речи), мышления (умение анализировать, выделять главное), творческих способностей, познавательного интереса к изучению географии.
Воспитательная: Продолжить развитие нравственных качеств личности (дисциплинированности, трудолюбия, ответственного отношения к учебе).
Развитие УУД:
Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка.
Регулятивные: развитие умения ставить перед собой цель и анализировать условия достижения цели; прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Познавательные: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями.
Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы Земли; обмен мнениями с одноклассниками.
Метапредметные: развитие умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, извлекать информацию из учебника, атласа.
Предметные: научиться давать оценку ГП материка, пользуясь планом характеристики и картами атласа.
Оборудование: учебники, атласы, иллюстрации по теме, физическая карта Южной Америки и мира, презентация по теме урока, ноутбук, мультимедийный проектор, на партах для каждого ученика – конспект урока (приложение 1), тестовые задания (приложение 2).
Структура урока:
I Организационный этап 1 мин
IІ Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний 5 мин
IІІ Этап усвоения новых знаний 23 мин
IV Этап закрепления новых знаний 10 мин
V Подведение итогов урока 4 мин
VI Инструктаж по выполнению домашнего задания 2 мин
Ход урока:
I Организационный этап
1) Приветствие
2) Проверка готовности учащихся к уроку
3) Организация внимания
IІ Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний
1) Объявление темы урока Слайд 1
2) Мотивация познавательной деятельности
Сегодня на уроке мы начинаем изучение Южной Америки с ГП и истории открытия и исследования. У европейцев материк ассоциируется с бразильскими карнавалами, футболом, танго, кофе. Принято считать, что Америку открыл Х. Колумб. Но на территории Парагвая живет небольшое племя гуайяков, отличающееся светлой кожей и светлыми волосами, а в близлежащих джунглях было обнаружено 140 небольших пещер с наскальными надписями на языке… викингов.
3) Формулировка совместно с учащимися целей и задач урока Слайд 2
- Какие вопросы мы должны раскрыть, чтобы изучить тему?
- Для чего вам необходимо знать эту тему?
- На какие вопросы вам хотелось бы получить сегодня ответ?
IІІ Этап усвоения новых знаний
1) Актуализация опорных знаний
- Какое место по площади занимает Южная Америка среди других материков? (4)
- В честь кого назван материк? (Америго Веспуччи)
- Какая древняя индейская цивилизация была на территории Южной Америки до прихода европейцев? (цивилизация инков)
2) Содержание вопросов, которые рассматриваются на уроке
Одному из учащихся было дано опережающее задание – подготовить сообщение на тему «Рекорды Южной Америки». Учащиеся класса слушают сообщение и выполняют задание № 1 в конспектах.
Рекорды Южной Америки
Слайд 3 Южная Америка – материк многих рекордов. Вместе с островами он занимает площадь 18,2 млн км2. На материке проживает более 400 млн человек. Это самый влажный материк на Земле.
Слайд 4 Самые длинные горы на Земле - Анды - протянулись с севера на юг на 9 000 км. Название гор на языке индейцев означает «медные горы». Здесь находится самая высокая точка материка – гора Аконкагуа – 6960 м. Самый высокий действующий вулкан - Льюльяйльяко достигает высоты 6723 м.
Слайд 5 Самый высокий водопад - Анхель (1054 м). Его открыл в 1935 году венесуэльский летчик Д. Анхель.
Слайд 6 Самый широкий водопад в мире - Игуасу - состоит из 275 отдельных потоков. Их общая ширина составляет 2700 м. Наибольшая высота 82 м. Находится водопад на границе Аргентины, Бразилии и Парагвая.
Слайд 7 Самое сухое место на Земле - пустыня Атакама. Здесь наблюдалась самая длительная засуха - 14 лет.
Слайд 8 Самая большая низменность на Земле - Амазонская - имеет площадь более 5 млн. км2. Амазонка - самая полноводная, широкая и глубокая река на Земле. Ширина реки в нижнем течении составляет 15-20 км, а глубина - 100 м. Река имеет более 500 притоков. По длине она занимает второе место после Нила. Амазонка приносит в океан воды в 130 раз больше, чем река Днепр. В джунглях Амазонки водятся самые крупные муравьи длиной 7 см.
Слайд 9 В бассейнах рек Амазонки и Ориноко растет самая большая водяная лилия – Виктория-регия. Ее листья достигают в диаметре двух метров и могут выдержать вес до 40 кг. Диаметр цветков 35 см.
Слайд 10 Крупнейшее по площади высокогорное озеро - Титикака - находится в Андах на высоте 3812 м. По легендам, на дне озера находятся сокровища древней империи инков. Глубина озера 304 м. Интересно, что по химическому составу его вода близка к морской.
Слайд 11 Мачу-Пикчу — это город инков, находящийся на территории современного Перу, на вершине горного хребта на высоте 2450 метров. В 1532 г. после вторжения испанцев все его жители таинственно исчезли.
Самая узкая и вытянутая в длину страна - Чили - протянулась с севера на юг на 4200 км. Тут бывают извержения вулканов и разрушительные землетрясения.
Колибри - самые маленькие птицы на Земле. Отдельные виды бывают размером с нашего шмеля. Питаются колибри насекомыми или нектаром цветов.
Слайд 12 Пользуясь текстом учебника (§ 34, стр. 136) и картами атласа, учащиеся выполняют задание № 2 в конспектах (заполняют таблицу). Затем учащиеся зачитывают свои ответы. Учитель проверяет и дополняет ответы учащихся.
Географическое положение Южной Америки:
План | Ответ |
1. Положение относительно экватора и нулевого меридиана | Пересекается экватором в северной части, лежит в северном и южном полушариях. Не пересекается нулевым меридианом, лежит в западном полушарии. |
2. Положение относительно климатических поясов | Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный. |
3. Положение относительно других материков | Южная Америка соединена с Северной Америкой Панамским перешейком (граница - Панамский канал). От Антарктиды материк отделен проливом Дрейка. |
4. Положение относительно океанов, океанических течений, характер береговой линии | На востоке материк омывает Атлантический океан. На западе - Тихий океан. Береговая линия изрезана слабо. Теплые течения: Бразильское, Гвианское. Холодные течения: течение Западных Ветров, Перуанское, Фолклендское. |
Вопрос: как влияет ГП материка на его природу?
Гимнастика для глаз «В пучине морской». Слайд 13
Рассказ учителя об открытии и исследовании Южной Америки. Учащиеся слушают рассказ и выполняют задание № 3 в конспектах. Слайды 14-21
Открытие и исследование Южной Америки:
Дата | Имя | Исследование |
1498 г. | Христофор Колумб | Во время третьей экспедиции подошел к берегам Южной Америки в районе устья реки Ориноко. |
1499-1502 гг. | Америго Веспуччи | Участвовал в экспедициях к Южной Америке, описал природу и население земель, дал им название Новый Свет. |
1519 г. | Ф. Магеллан | Обследовал западное побережье материка, открыл пролив, отделяющий материк от острова Огненная Земля. |
1532 г. | Ф. Писсарро | Возглавлял испанскую военную экспедицию, которая завоевала и уничтожила империю инков. |
1542 г. | Ф. Орельяна | Испанская экспедиция пересекла материк с запада на восток по реке Амазонке. |
1799-1804 гг. | А. Гумбольдт, Эме Бонплан | Изучали внутренние районы материка, описали природу Анд, исследовали вулканы, составляли карты. |
1831-1832 гг. | Чарльз Дарвин | На корабле «Бигль» прошел вдоль побережья, собрал коллекции растений и животных. |
1932-1933 гг. | Н.И. Вавилов | Установил, что Южная Америка - центр происхождения кукурузы, картофеля, томатов, ананасов, какао, хлопчатника. |
IV Этап закрепления новых знаний Слайд 22
1) Выполнение тестовых заданий (приложение 2), затем – взаимопроверка.
Ответы:
1 – Г
2 – Б
3 – А, Д
4 – А, В, Е
5 – 1-Б, 2-Д, 3-Г, 4-А
6 – В, А, Б, Г
2) Творческое применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Интеллектуальная игра «Мозговой спурт»
В игре принимает участие весь класс. Учитель читает вопрос. Тот ученик, который знает ответ, поднимает руку и получает право ответить. Если ответ неверный, учитель дает возможность ответить другому ученику.
1. Людвиг Соучек пишет, что почти все они черные, а чудные цвета приобретают только во время полета благодаря эффектам преломления и отражения света. В неволе их кормят исключительно разведенным водой медом. Несмотря на очень небольшие размеры, у них взбалмошный и драчливый характер. Назовите их.
Ответ: колибри.
2. Какая часть тела на языке индейцев тупи называется «ранья»?
Ответ: зубы («пира» - рыба, «ранья» - зубы).
3. Кого в Аргентине называют «андинистами»?
Ответ: альпинистов.
4. Из постоянно висящего тумана толщиной 300 м вдруг возникает река Чурун. Индейцы называют это место Алемей – «Девичья бровь». А как оно обозначено на современных картах мира?
Ответ: водопад Анхель (самый высокий на планете; из-за высоты падения 1054 м. вода распыляется, не долетая до земли).
5. Матрос Р. де Триан был первым испанцем, увидевшим Америку. Где он находился в этот момент (укажите его местоположение максимально точно)?
Ответ: на мачте.
6. Мешки с этим продуктом принято высыпать прямо на улицу, т. к. нет лучше места для его сушки, чем асфальт. Поэтому в Эквадоре транспорт вынужден был уступить половину дороги этому «нахалу». Не торопитесь с ответом и назовите напиток, который из него приготовляют.
Ответ: кофе.
V Подведение итогов урока
1) Выводы
Южная Америка – материк многих рекордов. Благодаря ГП климат Южной Америки теплый и влажный. Открытие и колонизация материка осуществлялись преимущественно испанцами и португальцами. Внутренние области Амазонии и Центральных Анд по сей день недостаточно изучены.
2) Оценивание работы учащихся на уроке
3) Рефлексия
Учащиеся читают текст на слайде и выбирают свой уровень достижений на уроке. Учитель просит поднять руки тех, кто выбрал букву А, затем – Б и т.д. Слайд 23
Самооценка результатов работы на уроке:
А – Я все понял. Могу ответить на любой вопрос из тех, которые мы разбирали на уроке. Могу рассказать тему около доски.
Б – Я сам все понял, но объяснить другим не берусь. Могу ответить на большинство изученных вопросов. Чтобы рассказать тему около доски, мне нужно еще поучить ее дома.
В – Для полного понимания темы мне нужно послушать объяснение учителя еще раз. Из того, о чем говорили сегодня на уроке, я запомнил только несколько предложений.
Г – Я ничего не понял и не запомнил.
VI Инструктаж по выполнению домашнего задания
1) Мотивация д/з
Для того, чтобы все смогли поставить себе оценку А, необходимо еще поработать над этой темой дома. Поможет нам в этом д/з.
2) Инструктаж по выполнению д/з Слайд 24
- Прочитать § 34, стр. 136 в учебнике (уметь пересказывать, отвечать на вопросы)
- Выучить конспект, принести контурные карты
- Творческое задание (по желанию): подготовить сообщение об интересных объектах материка (города Мачу-Пикчу и Куско, линии и фигуры пустыни Наска, статуи острова Пасхи и др.)
Спасибо за внимание. Урок окончен. Слайд 25