«Монгольское нашествие на Русь»
Цели урока:
обучающая – обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке;
развивающая – совершенствовать умения учащихся работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории;
воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.
Задачи урока:
– выявить отличительные особенности монгольского государства;
– охарактеризовать суть завоевательных походов хана Батыя на Русь;
– показать героический характер обороны русских княжеств;
– выявить причины покорения монголо-татарами Русского государства, находящегося на более высокой ступени общественного развития.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные даты:
31 мая 1223 г. – битва на реке Калке.
1237—1238 гг. — поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
1239—1240 гг.— поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.
1241г. — вторжение Батыя в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию.
Ок.1243г. — образование государства Золотая Орда.
План урока:
I. Организация начала урока.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Изучение нового материала.
1. Образование монгольского государства.
2. Военные походы монголов.
3. Битва на реке Калке.
4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
IV. Закрепление пройденного материала. Тест.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организация начала урока.
– приветствие
– проверка присутствующих учеников на уроке.
II. Постановка целей и задач урока.
"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? Об этом пойдет речь на уроке, тема которого “Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига»
III. Изучение нового материала.
1. Образование монгольского государства.
XIII век был для Руси временем борьбы с внешней опасностью. На востоке возникает грозный враг — Монгольская держава. Но прежде чем говорить о монгольском государстве, сначала разберем происхождение термина “монголо-татары”. Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в XIII в. – монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает “монголы, называемые татарами”.
Задание: работа с текстом. Ученики в течение 5 минут читают каждые свой текст. И отвечают на вопросы учителя.
Вопросы:
Как называлось место проживания монголо-татар?
Главное занятие монголо-татар и основа их хозяйства?
Что такое Великая Яса? Что она регулировала?
На какой ступени развития находилисьмонголо-татары в XII веке?
Какова социальная стурктура монголо-татар?
Охарактеризуйте кратко монгольское войско?
Монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Датой образования государства у монголо-татар является 1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, который поставил цель завоевать весь мир.
Запись в тетради:
1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, образование государства у монголо-татар.
2. Военные походы монголов.
Выносливые и смелые войны, монголы легко вели завоевательную политику.
Дата | Направление | Последствия |
1206– 1211 гг. | Восточная Азия | Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства. |
1211-1215 гг. | Китай | Захват Северного Китая. |
1218 г. | Корея | Завоевание государства. |
1219-1221 гг. | Средняя Азия | Завоевание. |
Далее монгольское войско во главе с Чингисханом завоевывает северный Иран и продвигается на территорию Закавказья.
Все покоренные народы должны были платить огромные налоги и участвовать в завоевательных походах.
Далее Чингисхан со своим войском поворачивает назад, а два лучших его полководца Джебе и Субедей совершают грабительский поход в Закавказье.
С юга они вторгаются в половецкие степи и наносят им поражение.
Таким образом, проделав огромный путь своих завоеваний, монголы доходят до половецких степей.
3. Битва на реке Калке.
Происходит первая встреча монголо-татарского войска с русским в битве на реке Калке.
Запись в тетради: 31 мая 1223 г. – битва на реке Калке между моноголо-татарами и объединенным русско-половецким войском.
Какое значение имело поражение русских войск на Калке? И почему только через 14 лет после этой битвы монголы организуют поход на Русские земли?
4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
Разведка боем показала, что нести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. В 1235г. на курултае в Карокуме было принято решение о начале похода на Русь. Во главе этого похода стал внук Чингисхана — Батый. Его главным военным советником стал Субэдэй. В 1236 г. была захвачена Волжская Булгария, а в 1237г. начинается поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
Запись в тетради
1236г. была захвачена Волжская Булгария.
1237-1238 гг.– поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
Численность войска Батыя по разным подсчетам составляла.
Венгерский монах Юлиан (XIIIв.) | Персидский историк Рашид-ад-Дин (XIVв.) | Современная отечественная историография |
135 тыс. воинов-монголов и 240 тыс. немонголов (рабов) | 129 тыс. воинов | В.В. Каргалов — 40—50 тыс. воинов |
Д.В. Чернышевский — 55—65 тыс. воинов |
В.А. Кучкин— 37,5—75 тыс. воинов |
В.Б. Кощеев — 45—52 тыс. воинов-монголов и 80—90 тыс. воинов-немонголов |
Такие различия в подсчетах численности монгольского войска объясняются недостаточностью письменных источников этого периода, а также отсутствием четких данных самих монголов.
Русские войска противопоставляли:
Рязань – 3-7 тыс. воинов.
Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс. воинов.
Новгород – 7-10 тыс. воинов.
Просмотр видео
5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
Учитель: А. С. Пушкин писал: «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы...”
Объясните слова поэта.
Теперь вернемся к проблеме, которая прозвучала вначале урока.
Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Причины поражения Руси:
невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
феодальная раздробленность и разобщённость русских войск;
умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.
Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237г. по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города (из 74 49 городов разгромлено), уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел... Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.
После завоевательных походов Батыя на Руси установилось.
Золотоордынское иго (1243—1480гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. |
“ордынский выход” | перепись податного населения | баскаки | ярлык | военная повинность |
дань, которую Русские княжества платили Золотой Орде. | учет податного населения на Руси. (с духовенства дань не брали) | военная охрана сборщиков дани. | грамота на княжение, выдаваемая русскому князю монгольским ханом. | мужское население должно участвовать в завоевательных походах монголов. |
IV. Подведение итогов урока.
Монголо-татарское нашествие на Русь 1237-1241гг, а затем и ордынское иго (1243-1480гг) принесут разруху, смерть, экономическое оскуднение целых регионов, а также станут основными причина отставания Руси от западноевропейских держав в XIII-XV вв.
V. Домашнее задание и выставление оценок за урок.