4
Конспект урока по теме: «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа» 5 класс
Тема: Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Цели:
Образовательные:
- формирование знаний об именах существительных, имеющих форму только множественного числа;
- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных.
Воспитательные:
- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Предметные:
- какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Метапредметные:
- умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы.
Регулятивные:
- умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку.
Личностные:
- воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Задачи:
Научить определять существительные, имеющие форму только множественного числа, использовать их в речи;
Научить образовывать трудные формы множественного числа и употреблять эти существительные в речи;
Способствовать расширению словарного запаса учащихся;
Развивать речь учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания (______________)
Комментарий:
-Ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь? (О имени существительном).
1) что такое имя существительное как части речи;
2) на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
3) на какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? примеры
4) какие имена существительные являются нарицательными?
5) какие имена существительные являются собственными?
6)что вы знаете о правописании собственных имен существительных?
Ключевое слово: ПРОГУЛКА.
самый распространенный злак.
место, где ты родился или живешь.
красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
проявление мужества, отваги.
…- от семи недуг.
белый камушек растаял, на доске следы оставил.
ее собирают на болоте.
- Составляем с полученным словом предложение.
- Чем интересно слово “морковь” и “лук”?
- Что можно сказать о слове “баскетбол” с точки зрения этимологии?
ІІІ. Объяснение нового материала.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о числе имен существительных. Уж здесь-то, наверное, все просто: когда говорим об одном предмете, используем ед.ч., когда говорим о двух и больше, используем мн.ч..
-Посмотрите, у меня в руках несколько предметов: назовите их. (в руках учителя очки, ножницы)
- Каждого предмета по одному, почему же мы используем форму мн. числа, называя их?
- Дело в том, что в русском языке существуют слова, имеющие форму только множественного числа. Если мы добавим еще одни ножницы или очки, мы точно так же употребим форму мн. числа.
- Приведите другие примеры подобных существительных, попробуйте найти этому объяснение.
Работа с учебником
Обсуждение рис. § 93, стр. 58 (учебник Русский Язык Т.А. Ладыженская)
Закрепление изученного материала. Выполнение упражнений 508 (комментированное письмо), 509 (обсуждение, запись слов).
Комментарий к упр.509:
1. …, вилы, тики, клещи.
2. …, салочки, городки, шахматы, нарды.
3. …, сливки, макароны.
Выполнение упр. 510 (устно)
Словарная работа (выполняется по учебнику)
Упр. 511. – чтение, отработка орфоэпических норм.
ІV. Подведение итогов
- Что нового узнали на уроке?
- В чем особенность существительных, имеющих форму только множественного числа?
Домашнее задание
1. §93, упр. 512