СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории 9 класс "Детство, опаленное войной"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка музейного урока по теме "Детство опаленное войной"  Цель  урока:раскрыть понятие "Дети войны" на примере учителей школы, показать, как жили дети в 1941-1945 годах.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории 9 класс "Детство, опаленное войной"»

Музейный урок

Тема: «Детство, опаленное войной»

Эпиграф к уроку: У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Р. Рождественский

Цель урока:

• Раскрыть понятие «дети войны», на примере учителей школы, показать, как жили дети в 1941-1945 годах;

• Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах жизни своих сверстников в годы войны.

• Формирование у подрастающего поколения ценностей жизни по нормам добра, осознание учащимися через исторический материал ценности каждой человеческой жизни.


Задачи:

  • обучающая – получение основанных на краеведческих и исторических источниках, сведений по истории Великой Отечественной войны;

  • воспитательная – воспитание уважительного отношения к военному поколению, формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей малой Родины;

  • развивающая – развивать лучшие качества человека: чувство сострадания, сопереживания детям войны, уважительное отношение к исторической памяти своего народа, интерес  к поэзии и поэтическому слову.  



Подготовительная работа к уроку:

 1.Посещение школьного музея, знакомство с материалами, рассказывающие об учителях, работающих в Сухо-Терешанской средней школе, детство которых пришлось на военные годы.

2. Посещение на дому учителей – детей войны.

3. Встречи с детьми войны.

4. Поздравление со знаменательными датами учителей – детей войны.

Место проведения урока: школьный музей «Истории родного края в селе Сухая Терешка».

Форма проведения: Музейный урок.

В ходе проведения мероприятия освещается тема военного детства.

Оборудование: компьютер, проектор.

 Оформление: презентация

Предварительная работа:

1. поиск материала по теме, музыкального сопровождения и подбор стихотворений.

2. компоновка собранного материала и оформление;

  1. чтение произведений и разучивание стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне;

  2. изготовление буклета. 

Общие методические указания:

Проведение музейного урока приурочено к празднованию 9 мая.

Дата и место проведения: 6 мая 2022 года

Предварительно были даны задания отдельной группе обучающихся:

Задание 1. Заучивание стихотворений наизусть.

Задание 2. Подготовка сообщений о своих родственниках.

Задание 3. Подготовить музыку и презентацию по теме.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы: мультимедийная презентация.

Место проведения: учебный кабинет истории

Оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозаписи.

Количество участников: коллектив учащихся в составе 20 человек, приглашенные гости, дети войны Костогрыз Алексей Дмитриевич, Никитин Николай Федорович, бывшие учителя школы.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, учителя нашей школы и, конечно, ребята. Сегодня мы проводим необычный урок истории в музее. На уроке мне бы хотелось познакомить вас с вашими сверстниками. Со сверстниками из прошлого. Будем говорить о тех, кому выпало родиться в несчастливое для нашей страны время, время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Будем говорить о детях войны. О таких же детях, как и вы, только их детство пришлось на годы суровой и трагической войны.

Наша сегодняшняя встреча посвящена великому празднику Победы над фашистской Германией. 77 лет мы живем в мире, благодаря тем людям, кто жертвовал своими жизнями ради всех нас.

Цель нашего урока: понять умом и прочувствовать сердцем драматизм людских судеб, чьё детство отняла война.

Мы не ставим сегодня цель рассказать о каких-то конкретных исторических лицах, о конкретных именах. Сегодня мы вспомним всех тех детей, подростков, которым пришлось пережить в страшные годы войны. Кто они? Как сложилась их судьба?

Показ презентации «Детство, опаленное войной»

Слайд 1.

Учитель: Вдумайтесь в эти цифры… Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Около миллиона детей остались без родителей.

Учитель: Страшная война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.

Ученик 1 - Каждый год становится всё меньше тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. В нашем селе, к сожалению, не осталось в живых ни одного ветерана Великой Отечественной войны, но живы ещё другие свидетели войны, те, кто в годы войны были детьми, нашими сверстниками.

Ученик 2 -Дети войны.… У них не было детства. Они рано узнали цену таким словам, как «жизнь», «кровь», «смерть», «победа», «Родина». Дети войны… Они рано повзрослели, рано поседели…

Учитель: Сегодня, на нашем празднике присутствуют бывшие учителя школы – Дети войны, которые многие годы работали в нашей школе – Костогрыз Алексей Дмитриевич, бывший директор школы, учитель истории. Никитин Николай Федорович, учитель технологии. В их памяти также живы воспоминания о тех страшных годах войны. Сегодня на нашем уроке речь пойдет о ветеране педагогического труда, учителе начальных классов Романовой Лидии Васильевне, которой, к сожалению, нет в живых, но остались её стихи собственного сочинения.

Ученица: В школьном музее собраны материалы об учителе начальных классов, ветеране педагогического труда Романовой Лидии Васильевне, о её трудном детстве. На краеведческих конференциях неоднократно представлялись исследовательские работы, о её военном детстве. Детство Лидии Васильевны было украдено войной. Меня лично заинтересовали стихи Лидии Васильевны собственного сочинения. Они бережно хранятся в школьном музее, их никто и никогда не печатал. Свои стихи она посвящала своей нелегкой жизни и судьбе. Жизнь этого человека действительно была сложной, но интересной. Родилась Лидия Васильевна в одном из прекраснейших уголков России, в деревне Новоселки, недалеко от Смоленска. Так описывает свою Малую родину в стихах:




Деревня Новоселки,

Ты – Родина моя.

Стояла, красовалась

На берегу Днепра.

Цветочные поляны,

Еловые леса,

Цветы садов вишневых,

Да трели соловья…

Так вылились воспоминания детства Лидии Васильевны в её стихи. Детство, счастье, радость− вот, что сохранила память о довоенном времени.

Все радовало сердце

И неба синева,

Но тучами закрыла

Проклятая война.

Война у Лидии Васильевны украла детство. Подросток –тринадцати лет, старший ребенок в семье. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Можно спросить: что героического в том, чтобы в десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Из воспоминаний Лидии Васильевны. Немцы вошли в село «Никогда не забуду смерть мамы от полученного ранения; дяди и его малолетнего сына, расстрелянных немцами; смерти детей на дорогах войны. Надеяться приходилось лишь на протянутую руку помощи добрых людей, ведь отец с первых дней войны значился в списках «Пропавших без вести». Всегда буду помнить страх от разрывов бомб и снарядов. До сих пор стоят перед глазами пылающие в огне деревни. Помню погромы и издевательства немецких оккупантов: «Однажды немцы выгнали нас на улицу, − вспоминала Лидия Васильевна.

− Мы стояли, подняв руки по приказу, и смотрели, как полыхает дом». Согнанные на край села, сельчане предчувствовали скорую смерть. «Но видно, судьба даровала нам жизнь». Вдруг подъехал на машине немецкий офицер, после разговора, с которым солдаты стали в отдельную колонну строить мужчин. Немногим позднее стало известно, что мужчины были расстреляны в лесу. Немцы мстили за свои поражения на фронтах. Здесь они брали «реванш» за Москву. Помню, как захватив что-то из одежды и продуктов, бежали ночью в глубину лесов. Помню, как сестренки взявшись за руки, ходили и просили поесть и найти теплый приют». Ох, тяжелы вы, дороги Смоленщины. Каждое село, каждый дом –трагедия.

Ученик - Август 1942 года стал для юной девчушки переломным и счастливым. Лида со своими сестренками попадают к партизанам, и их вместе с другими детьми отправляют в тыл. Всех их определили в детский дом №10 города Ульяновска. Лида была отправлена сразу в областную больницу на лечение, а впоследствии была там же и оформлена в детский дом.

Ученица 1.Стихотворение посвятила этому событию.

Ульяновск –город Волги

Нас ласково принял

Сказал: «Живите, дети»

Дорогу указал.

Дорога эта, дети

Открыта вам везде.

Дерзай свое желанье

В учебе и труде.

Учитель: Местный детский дом принял детей сирот. Теплую, трепетную память сохранила она в своем сердце о педагогах, работающих там. «сколько тепла, добра дарили они нам, вырывая из сердец боль воспоминаний того жуткого времени». В детском доме детей учили всему: и шить, и вязать, и вышивать, и даже косить и молотить. Поощрялась инициатива, а фантазия была ненаказуема. С радостью и увлечением занималась Лида в кружке «Устное народное творчество» в Доме пионеров. Именно в кружке она предпринимала первые попытки самостоятельно слагать стихи.

Ностальгические чувства Родины переполняли её юное сердце, постоянно вставали пред глазами до боли родные места:

Ученик:

«Смоленщина, родная,

Болота и леса,

Вы, дали голубые,

Цветочные луга».

Как дорого всё сердцу,

Вдали от этих мест,

Подняться б птицей к небу.

Окинуть взором лес.

Хочу потрогать землю.

Сорвать цветок в лугах,

И нежную березу

Обнять в своих руках.

Смоленщина, Смоленщина,

Родная сторона,

Навеки ты останешься

Моему сердцу дорога».

Учитель: После окончания школы Лида продолжила учебу в педагогическом училище, которое закончила с отличием. Было рекомендовано Лиде продолжить обучение в институте, но материальное положение было тяжелое, ведь помощи не было, здоровье было слабое. По распределению Лида была направлена на работу в Сухо-Терешанскую среднюю школу учителем начальных классов. Тридцать два года проработала Лидия Васильевна в школе. Здесь она убедилась в правильности выбранного пути. Село Сухая Терешка бесконечно дорого Лидии Васильевне. Здесь родились и выросли её дети, здесь была прожита её жизнь. Большую часть своих стихов Лидия Васильевна посвятила трагической теме войны.

Стихотворение «Рассказ березки».

  1. Ночь тиха. Тиха долина.

Прогремел в долине бой,

Где ж ты дочка, где ж ты Лина?

Что случилось с тобой?

  1. Что молчишь, моя родная?

Аль дошла ты до беды?

Отзовись. Ведь мать – старушка

Принесла тебе воды.

  1. Дочь молчит. Не отвечает.

Сердце чувствует беду

Ноги мчатся как на крыльях,

Я иду, иду, иду.

  1. Вижу холмик на пригорке

У березки у реки.

Фотографии Алины

И следы, следы войны.

  1. Под цветущей яблонькой любимой

Ты в саду на лавочке сидишь,

А теперь подружкой вечной стала

Русская березка, на которой фотография висит.

  1. Ты березка, стройная,

Войною опаленная.

Расскажи –ка матери

Про Лину, дочь мою


  1. Кукушка замолчала

Всё замерло вокруг,

Березка поклонилась

Заговорила вдруг

  1. Родную страну защищая,

Сражаясь в жестоком бою.

За Родину – мать, за старушку седую

Мы кровь проливали свою.

  1. Свинцовая метелица мела.

Рвались снаряды, мины завывали

Святая Родина нас в бой звала

Её мы грудью защищали.

  1. Песни солдатские, костры партизанские,

Землянки – теплушки у печки лесной.

Сраженья отважные, подвиги храбрые

Это история наших отцов.

Учитель: Война не только разрушила детство Лидии Васильевны, лишила теплых родительских слов и ласки, но самое страшное лишила её малой Родины.

Наказ, мечта сбылась,

Но сердце тянет вдаль

В Смоленщину зеленую,

К её родным местам.

Ученик: Люди, слышавшие хоть раз эти стихи, не могут забыть их. Нет ни стройности стиха, ни звучности, но они поражают душевной теплотой и искренностью. Мы молодое поколение не знавшие ужасов войны узнаем это из воспоминаний и рассказов очевидцев. Свидетелей этих, становится всё меньше и меньше. В марте 2011 года Лидии Васильевны не стало. Все стихи, записанные с её слов, бережно хранятся в школьном музее. О ней собран богатый материал.

Ученик: Кто же они – дети войны, на долю которых выпали эти ужасы? Они не воевали, не совершали подвигов, но они герои. Герои потому, что сумели выжить, сумели сохранить лучшие человеческие качества. Сумели остаться людьми с большой буквы.


Демонстрация музейного материала. Презентация о Романовой Л.В.

Учитель: Сегодня дети войны – это особое поколение россиян. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. Последние свидетели Великой Отечественной войны. За ними больше никого! Сейчас – это уже пожилые люди. Но свое военное детство они не забудут никогда…

Выступление приглашённых гостей

Ученик: Биографии этих людей бесценны, потому что, глядя на наших бабушек и дедушек, мы не можем быть хуже, мы не можем подвести тех, кто помогал одерживать победу в войне. Эти люди живут среди нас, и сейчас мы в ответе за их жизнь. Мы любим, знаем этих людей, мы встречаемся с ними, учимся у них добру, милосердию. Такими людьми являются Костогрыз Алексей Дмитриевич и Никитин Николай Федорович. Мало того, они когда-то работали в нашей школе, о ней до сих пор с благодарностью говорят их прежние ученики. Эти люди, пережив войну, ценят жизнь и остаются удивительно позитивными людьми

Учитель: Слово для выступления предоставляется бывшему директору школы, отличнику народного просвещения, почетному гражданину МО «Николаевский район» Костогрыз Алексею Дмитриевичу

Учитель: - Спасибо всем. Пока мы помним этих людей, они живы. А, значит, мы не должны забывать и о самой войне, чтобы знать, к чему она может привести. Чтобы узнать, что вы думаете о войне, я предлагаю Вам разделится на 3 группы и составить синквейн, в основе которого будет слово «Война».

На столах разложены разноцветные листы (красный, черный, синий).

Учащимся предложено выбрать для создания своей работы в зависимости от тех чувств, которые они испытывают к детям войны:

Красный – гордость.

Черный – слезы.

Синий – равнодушие.

Защита синквейнов (каждая группа).

Вопросы к учащимся: Скажите, а мы с Вами можем что-то сделать, чтобы сохранять мир? (Ответы учащихся)

Учитель: Самое главное, что Вы можете – это сохранять память в своих душах, сердцах. И, может быть, чтение стихов Романовой Лидии

Васильевны собственного сочинения тоже являются этими добрыми делами.

Итоговая часть урока:

Учитель - Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое не отопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Наше детство счастливое и безоблачное. Мы не знаем, что такое голод, холод, лишения.… Для нас война – история. Но мы обязаны знать и помнить самые страшные ее страницы...

Заключение. Сегодня мы с Вами живём в мирное время, и нам, взрослым, хочется, чтобы так было всегда, чтобы сияли и горели Ваши ясные глаза, чтобы Вы всегда улыбались, чтобы Вы не знали горя, страдания. И закончить наш музейный урок мне хотелось на позитивной нотке – сделать фото, где Вы улыбаетесь, где Вы счастливы. И, конечно же, я надеюсь, что так будет всегда.

В память о классном часе каждый получает буклет стихов Романовой Лидии Васильевны посвящённый теме мероприятия.

Учитель: Через несколько дней наступит великий праздник всего нашего народа –77 годовщина Великой Победы. Дорогие ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди тружеников тыла, но и людей, чье детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им, какие жертвы они принесли во имя этого светлого дня – Дня Победы!

А наш урок подошел к концу. Спасибо за внимание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!