История 6 класс
Тема: «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси»
Цель урока: познакомить с причинами и последствиями политической раздробленности в Европе и на Руси; определить особенности этого процесса на Руси.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
определить хронологические рамки периода раздробленности Руси
-
проанализировать причины и последствия политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси;
-
ознакомить и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для характеристики последствий раздробленности на Руси
Личностные:
-
развивать устойчивую мотивацию к изучению истории России, через умение высказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссиях;
-
формировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Руси периода политической раздробленности;
-
формировать познавательный интерес к историческому наследию своей страны
Метапредметные:
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-
вырабатывать умения работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии– технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: учебник История России. 6-й класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова - М: Просвещение,2022.; карта «Русь в XII-XIII вв.; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; рабочие листы
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Велика и могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но внутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132 г. началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц.
План:
1.Время политической раздробленности в Европе.
2.Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.
3.Идея единства Руси
4.Государственное управление в период раздробленности
5.Развитие русской культуры: формирование региональных центров.
Проблемный вопрос: Является ли период раздробленности неизбежным этапом в истории Руси?
III. Введение в новый материал
Работа с рабочим листом.
Беседа:
1.Какие важные события происходили в XI-XII вв. в Германии, Франции, Англии?
IV. Работа по теме урока
1.Время политической раздробленности в Европе.
Задание 1. Сравните причины политической раздробленности в Западной Европе и на Руси.
2.Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.
Задание 2. Подтвердите слова летописца «раздрася вся Русская земля». Ответ запишите в виде тезисов.
Задание 3. Работа с учебником. Выпишите экономические и политические причины раздробления государства Русь?
Экономические причины | Политические причины |
| |
| |
| |
| |
4.Государственное управление в период раздробленности.Задание 4. Составьте примерную схему управления отдельными землями Руси.
Задание 5. Работаем с контурной картой. 1
.Используя карту с.105, определите, какие из русских земель были самыми большими по площади.
2.Покажите на карте поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев.
3.Назовите города – центры русских земель.
4.Назовите центры формирующихся земель в конце XII в.
5.Назовите русские земли, имевшие границы с королевством Польшей.
6.Используя карту, назовите земли, которые в наибольшей степени страдали от набегов половцев.
Работа со словарем понятий и терминов.
Политическая раздробленность - закономерный этап в развитии феодального государства, сопровождающийся политической и экономической децентрализацией.
Удел — владение младших членов княжеского рода.
Вотчина — вид наследственного землевладения.
Задание 6. Работа с рубрикой «История в лицах. Современники». Дайте характеристику историческим личностям.
Игорь Святославович (1151-1201) | Ричард Львиное Сердце.(1157-1199) |
| |
5.Развитие русской культуры: формирование региональных центров
Работа с историческим документом «Слово о полку Игореве».
Задание к документу: 1. С какими историческими событиями связано создание «Слова о полку Игореве»? 2. Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?
3. Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении?
4.Что препятствовало полному распаду Руси?
Беседа:
1.Какая связь существовала между экономическим развитием отдельных земель и политической раздробленностью? 2. Каковы были политические причины раздробления Древнерусского государства? 3. Как вы думаете, какие слои населения и почему были заинтересованы в освобождении своих земель от власти Киева?4. Как изменилось государственное управление на Руси в период раздробленности?5. Сформулируйте положительные и отрицательные последствия политической раздробленности Руси.
Решение проблемного вопроса
Является ли период раздробленности неизбежным этапом в истории Руси?
Вывод: В XII в. государство Русь распадается на ряд фактически самостоятельных государственных образований — земель, в большинстве из которых правили представители разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую самостоятельность земель, у многих их жителей продолжало существовать представление о единстве Руси.
V. Подведение итогов.
Домашнее задание:
1.Изучить § 14 учебника (ч. 1).
2. Выполнить задания 1—4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 108 учебника (ч. 1).
3.Используя Интернет, подготовить презентацию (экскурсию) по одному из городов — столиц отдельных русских земель (по выбору).
Разработка урока истории для 8 класса на тему «Начало освоения Новороссии и Крыма».
Цель: познакомить обучающихся с причинами, ходом и значением освоения Новороссии и Крыма для Российской державы.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь излагать собственное мнение, аргументируя свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями.
Предметные: указывать хронологические рамки и называть даты сражений, уметь определять последовательность событий, проводить самостоятельный поиск информации в исторических источниках в соответствии с заданиями.
Метапредметные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; логически строить выводы, обосновывая их фактами и аргументировать выбор собственной позиции.
Тип: урок освоения новых знаний.
Предметные:
-
определить хронологические рамки периода раздробленности Руси
-
проанализировать причины и последствия политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси;
-
ознакомить и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для характеристики последствий раздробленности на Руси
Личностные:
-
развивать устойчивую мотивацию к изучению истории России, через умение высказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссиях;
-
формировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Руси периода политической раздробленности;
-
формировать познавательный интерес к историческому наследию своей страны
Метапредметные:
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-
вырабатывать умения работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии– технология проблемно-проэктного обучения, ИКТ.
Оборудование: учебник История России. 6-й класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова - М: Просвещение,2022.; карта «Русь в XII-XIII вв.; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; рабочие листы
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Задачи:
Оборудование: учебник, историческая карта, авторская презентация, рабочий лист к уроку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания (работа с рабочим листом)
III. Мотивационно-целевой этап.
Сегодня на уроке мы охарактеризуем одно из направлений внешней политики времен правления Екатерины II - взаимоотношения России и Турции, рассмотрим причины и результаты двух русско-турецких войн.
– Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II? Назовите причины предстоящей войны России с Турцией.
В результате этого:
– ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства;
– открылась возможность заселения и освоения южных плодородных земель;
– развивались внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).
– Как можно было решить задачи?
Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя, так как здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.
Задача выхода к южным морям поставленная Петром I, была решена в правлении императрицы Екатерины II.
План:
1.Время политической раздробленности в Европе.
2.Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.
3.Идея единства Руси
4.Государственное управление в период раздробленности
5.Развитие русской культуры: формирование региональных центров.
Проблемный вопрос: Какое значение для Российской державы имело освоение Новороссии и Крыма?
III. Введение в новый материал
Работа с рабочим листом.
В ходе лекции, ученики делают записи событий.
Первоначально, учитывая неудачи, Екатерина II хотела оторвать Крымское ханство от подчинения Османской империи и превратить Крым в самостоятельное государственно-политическое образование. Но на российские предложения крымский хан ответил отказом.
В своей государственной военно-политической деятельности Екатерина II опиралась на военных руководителей. Среди них был: Григорий Александрович Потемкин-Таврический, Петр Александрович Румянцев, Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков и другие.
Решающей в судьбе Крыма, стала русско-турецкая война 1768-1774 годов.
В начале мая 1771 года вторая русская армия с новым главнокомандующим Василием Михайловичем Долгоруковым, начинает наступление. Успешно преодолены перекопские укрепления, и продвижение русской армии в глубь Крымского полуострова. Добравшись до центра полуострова, Долгоруков устроил укрепленный лагерь на реке Салгир, рядом с Ак-Мечетью (поселение на месте которого в 1784 году года был заложен в город Симферополь).
Заняв степную часть полуострова, Долгоруков потребовала от хана и местной знати отказаться от вассальной зависимости от Турции и перейти под покровительство российской императрицы.
Физкультминутка
Правительство Крымского полуострова понимало, что надеяться на военную помощь турок не приходится, а сопротивление собственными силами бессмысленно. В этих условиях избранный хан Сахиб-Гирей и калга Шахин-Гирей на собрании крымско-татарской знати заявили, что отказываются от турецких благ и вступают под российское покровительство.
В русский лагерь под Кафой (Феодосия) татарские уполномоченные привезли присяжный лист, подписанный знатными лицами ханства. Этот документ провозглашал ханство независимым государством и закреплял вступление в союз с Российской империей.
Еще более двух с половиной лет русско-турецкая война завершилась поражением Турции. По мирному договору, заключенному в небольшой болгарской деревушки, Кючук-Кайнарджи, турецкий султан вынужден признать за Российской империи статус черноморской державы.
К России отходили Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн. Россия теперь могла держать военный флот на Черном море, а ее торговые суда получили право свободно проходить через Босфор и Дарданелы. Третья статья договора определяла новое положение Крымского ханства: она отменяла его вассальную зависимость от Османской империи.
После заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора попытки турецкого султана переиграть итоги войны не прекращались. Турки и часть татарской знати всеми силами стремились не допустить утверждение России в Крыму.Они продолжали провоцировать недовольства и выступления местного населения против российского присутствия на полуострове.
8 апреля 1783 года Екатерина II Манифестом объявила, что Крымское ханство ликвидируется, а его территория включается в состав Российской империи.
V. Рефлексия.
VI. Подведение итогов.
Таким образом завершилась многовековая история русско-турецких и русско-крымских войн и конфликтов, которые несли страдания людей и разрушения. В 1784 году на территории бывшего ханства была образована Таврическая область. В 1797 году Крым вошел в состав вновь образованной Новороссийской губернии, а в 1802 году была учреждена Таврическая губерния.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Чит. конспект.
Цели и задачи урока : Сформировать интерес и любовь учащихся к изучению
истории России, фактов, событий, судеб исторических личностей, свидетельствующих о культурно-
исторической общности России и Новороссии.
Стимулировать учащихся к проведению собственных
исторических исследований и креативному
представлению результатов.
Приобщить учащихся к изучению, сохранению и
возрождению культурного наследия, традиций и
идеалов исторической Новороссии.