СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории в 6 классе по теме "Культура Киевской Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории в 6 классе по теме "Культура Киевской Руси"»

Класс - 6

Тема урока: Культура Киевской Руси

Цели урока:

- образовательная: сформировать у учащихся представление о достижениях древних славян, месте древнерусской культуры в культурном развитии Средневековья, показать, что в начале XII века культура Киевской Руси достигла высшего расцвета.

- развивающая: развитие общеинтеллектуальных навыков, навыков анализа текста, умений делать выводы и обобщения.

- воспитательная: воспитание чувства гордости за богатейшее культурное наследство, полученное нами от предков.

Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ – ХI вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма», «Кириллица»; памятники древнерусского зодчества – Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире, и др.; костюм Киевской Руси; изборник «Повести временных лет»; схема устройства кровли; оружие; карточки-задания; творческие работы учащихся.

Основные понятия: былины, культура, фольклор, вотчина, миниатюра, береста, летопись, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, крестово-купольное строение, мозаика, патриотизм, икона, фреска, летопись, зернь, скань



Основные даты: 1037 – Софийский Киевский собор, 1052 – Софийский новгородский собор, XII в. – Успенский собор во Владимире; 1185 – время написания «Слова о полку Игореве»; конец XII в. – «Хождение игумена Даниила», «Поучение Владимира Мономаха»



Основные личности: Нестор-летописец, Даниил Заточник, Владимир Мономах.

Проблема: Так что же собой представляла древнерусская культура: самобытное уникальное творчество славян или плагиат (воровство, заимствование) культуры соседей (Византии, кочевников, варягов)?

Решение проблемы: Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов: культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной.

Ход урока.

«Не знать, что было до твоего рождения,

значит…навсегда остаться ребенком»

Марк Туллий

I Организационный момент. Мотивация урока.

Кочевые народы жуаньжуаны, захватившие киргизские племена в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой- надеванием на голову верблюжьей кожи. Обычно эта участь постигала молодых воинов. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливая каждую волосинку под корень. Затем забивали верблюда и еще парную шкуру натягивали на голову, как современную плавательную шапочку. После обреченного заковывали деревянной шейной колодкой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться к земле головой. В этом виде их отвозили подальше в степь, чтоб не слышать их душераздирающих криков, и бросали их там со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своем погибали, а те, кто выживали, лишались на всю жизнь памяти, превращались в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого. Погибали они не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове верблюжьей кожей. Обритые волосы начинали прорастать. Жесткие и прямые азиатские волосы не находя выхода загибались и снова уходили концами в кожу головы. Такие мучения сопровождались помутнением рассудка. На пятые сутки выживших рабов подбирали, откармливали, ставили на ноги, восстанавливали силу. Это и был раб манкурт, насильно лишенный памяти и поэтому весьма ценный, стоивший десяти невольников. Манкурт не знал, кто он, откуда родом, не ведал своего имени, не помнил мать и отца. Но он был физически силен, много и хорошо работал, не помышлял о побеге. Если до родных доходил слух, что такой- то превращен в манкурта, то близкие люди даже не пытались спасти или выкупить его, ибо это означало вернуть себе чучело вместо человека.

Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред, нежели отбить человеку память, разрушить в нем разум, вырвать корни. Но кочевые народы жуаньжуаны нашли самую варварскую пытку, нашли способ отнимать у людей живую память, нанося тем самым человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.

В этой легенде о манкурте из повести Ч. Айтматова «Буранный полустанок» звучит грозное предостережение человечеству и касается оно не только памяти обыденной, но и исторической, вот почему изучение истории своего народа, своей страны является очень важным.

Сообщение темы урока и постановка цели.

II Проверка домашнего задания.

1.Фронтальный опрос

1)Мы изучили начальный период в истории нашей страны, период становления государства. Наши предки славяне совершили переход от язычества к единобожию. Какая же религия была принята у славян? Когда?

2) Кто считался главой Православной церкви?

3) Можно ли назвать Русскую Православную церковь того периода самостоятельной? Почему?

4) А в настоящее время?

5) На какие доходы жила церковь?

6)Кто такие монахи? Назовите известных нам монахов?

7) Как назывался самый известный монастырь Киевской Руси?

8) Докажите, что в Древней Руси существовало неравенство.

2. Работа у доски

(1 ученик)

Заполни таблицу:

Свободное население Древней Руси

Зависимое население Древней Руси











Люди, рядович, холоп, отроки, закуп, гриди, князь, челядь, изгой, бояре

(2 ученик)

Соотнеси имя древнерусского князя и его деяния:

1.Владимир Мономах А – принял христианство на Руси

2.Ярослав Мудрый Б –говорил: «Иду на вы…»

3.Владимир Святой В – объединил северные славянские племена

4.Святослав Г – повесил щит на вратах Царьграда

5.Игорь Д – убит восставшими древлянами

6. Олег Е – Созвал съезд в Любече

7. Рюрик Ж – написал «Русскую Правду»

1

2

3

4

5

6

7








3. Опрос по датам: класс - ученик

III Работа по теме урока.

  1. Вступительная беседа.

  1. Наши предки славяне за первые несколько веков создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить. А что такое культура? (Культура – совокупность созданных обществом материаль­ных и духовных ценностей).

  2. Что относится к материальной культуре? (Жилище, одежда, трудовой опыт людей, орудия труда).

  3. Что относится к духовной культуре? (Искусство, просвещение, наука).

  1. Постановка проблемы: Так что же собой представляла древнерусская культура: самобытное уникальное творчество славян или плагиат (воровство, заимствование) культуры соседей (Византии, кочевников, варягов)? Это нам и предстоит решить сегодня на уроке.

  2. Сообщение учителя.
    Тот язык, на котором говорили жители Киевской Руси, ученые называют древнерусским. В 15 веке на его основе возникли три современных языка: русский, украинский и белорусский. Чтобы сравнить звучание древнерусского языка и нашего современного предлагаю вам послушать отрывок из «Слова о полку Игореве»

…На Дунаи Ярославны глас ся слышится,

Зегзицею рано кычет,

Полечу рече зегзицею по Дунаеви,

Омочу бебрян рукав в Каяле-реце

И утру князю кровавыя его раны

На жестоцием его теле…

…Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землей,

Плачет,из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

Обренусь я бедная кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны

Над могучим телом наклоняясь…

До принятия христианства древнерусский язык не мел своей письменности. Только в конце 10 века на Руси появилась азбука, которая называлась кириллицей. Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения. Рождение новой славянской азбуки – кириллицы - заслуга Константина (Кирилла) и Мефодия. В 862 году из Великой Моравии прибыло посольство. Славя­не, жившие в селениях на берегах Эльбы, Моравы, про­сили Константинополь прислать им проповедников, которые бы знали славянский язык. Простые люди не понимали речей на ла­тинском и немецком языках. Царь Михаил отправил к славянам братьев Кирилла и Мефодия. В древних источниках сказано, что Кирилл и Мефодий прибыли в Великоморавскую державу для ведения богослужения на славянском языке. А потом началось и создание азбуки. Некоторые буквы Ки­рилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам. Братья начали переводить греческие и латинские рукописи на славянский язык, в частности основные богослужебные книги. Сохранилось предание, что первая фраза, переведенная Кириллом, гласила: «В начале было слово...». Как вы думаете, почему? Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные дея­тели и переводчики. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей. Первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Их писали на пергаменте и бересте. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшены орнаментом (узорами) и миниатюрами - небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты. Перелеты книг делали из досок, обтянутых кожей и украшали металлическими узорами, золотом, драгоценными камнями. В Древнерусском государстве было много грамот­ных людей (мальчик Онфим).(Работа с иллюстрациями на стр 77)

Русский народ издревне славился свои устным творчеством – фольклором.

О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачипричитания, песни на пирах и тризнах. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни. Вершиной устного народного творчества является былина. В ней отразилось единство государства, борьба с иноземными захватчиками, дух патриотизма, гордость за свою Родину. Какие былины вы можете назвать?



Молчат гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом…

Он писал из года в год

Про великий наш народ…

О ком идет речь в данном стихотворении? Нам известен один из памятников древнерусской литературы - «Повесть временных лет» (1113 г.), ее автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Именно в этот период появилась древнерусская литера­тура. Первыми произведениями были летописи, жития, поучения.

Житие - литературное описание людей, причисленных пра­вославной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.

Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве. А Владимир Мономах написал «Поучение»

  1. Физкультминутка (Закройте глаза, представьте себе на церковь – храм Михаила Архангела, Хлевенский или Задонский храмы. Что у них общего? Что их венчает?) А теперь посмотрите в окно на наш храм. Что общего у Софийского собора в Киеве и наших храмов? (Крестово-купольные)

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, трудность добычи и нехваткой строительного камня. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. В связи с преимуществом деревянного строительства, многие архитектурные памятники 10-17 вв. не сохранились.

Каменное строительство получило определенное развитие в 10-начале 11 вв., что было связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе Св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киев­ской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.
Софийский собор в Киеве - шедевр древнерусской архитек­туры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительст­ва. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская.
Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть вре­менных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печене­гами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести.
Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием (13). Все это поражает и вызывает восторг.
Также Софийский собор был возведен и в Новгороде. Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по по­велению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений. С внутренней стороны стены храмов украшали мозаикой и фресками.
Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке; Живописцы Древней Руси писали и на досках. Это была исключительно церковная живопись.
Иконопись
– произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. Иконопись - это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.

Большое развитие на Руси получили декоративно-прикладное искусство: зернь – узор из припаянных сотен мельчайших шариков и скань – рисунок из тончайшей золотой или серебряной проволоки, а промежутки заполнялись цветной эмалью.

5. Закрепление нового материала.

5.1.Работа с учебником

1)Познакомьтесь с кириллицей на стр 77. Сколько в ней букв? А сколько букв в современном алфавите? Какие буквы из старинного русского алфавита исчезли, не сохранились до нашего времени?

2) Давайте вспомним: как назывались знаки письменности в разных странах?

На чем писали?

В какой стране изобрели бумагу?

На чем же писали и чем писали в Киевской Руси?(найдите эти строки в тексте параграфа12 и прочитайте)

3)С/работа: заполните таблицу

Жанр древнерусской культуры

Основные памятники

Авторы

Фольклор



Литература



Архитектура (зодчество)



Храмовая живопись



Декоративно-прикладное искусство



5.2.Работа с документами.

1)Откуда взяты эти слова: «…Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то не забудет, а чего не умеет, тому не научится.» («Поучение» Владимира Мономаха своим детям.)

2) «…Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое…» (Повесть временных лет) О чем повествует этот отрывок? Покажите его на карте.

3) «…Имейте любовь между собой, потому что все вы – братья. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов и будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом великим». (Завещание Ярослава Мудрого детям)

IV Итоги урока: Так как же мы ответим на вопрос, поставленный в начале урока: древнерусская культура- это самобытное уникальное творчество славян или плагиат (воровство, заимствование) культуры соседей?

V Рефлексия: Урок наш подошел к концу: кто-то узнал для себя что-то новое, кому-то было интересно, а кому-то просто скучно, давайте, не лукавя перед самим собой, анонимно напишем на карточках наше отношение к уроку.

Мне было на уроке:

Я узнал на уроке 3 новых понятия:

Я узнал на уроке 3 имени:

Я доволен своей работой

Интересно



Да

Скучно



Нет

Весело и увлекательно



Не могу определиться



VI Оценки:

VII Домашнее задание: Составить план экскурсии в Древний Киев для знакомства с достопримечательностями города.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!