СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Изготовление народных кукол из ниток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Изготовление народных кукол из ниток"»

ТЕМА ЗАНЯТТЯ. ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУКЛЫ. МАРТИНИЧКИ – НАРОДНЫЕ КУКЛЫ ИЗ НИТОК. Изготовление народной куклы из ниток.

Изделие. Народная кукла.

Ц ЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Научить учащихся самостоятельно изготавливать народную куклу, проявлять творческий подход к делу. Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.

  • Обогащать представления учащихся о видах древних детских игрушек;

  • Ознакомить учащихся с историей происхождения народной куклы;

  • Дать представления учащимся о видах народных тряпичных кукол, приёмах их изготовления, материалах для их выполнения и отделки;

  • Научить изготавливать народную куклу из ниток;

  • Расширять словарный запас учащихся;

  • Создавать условия для развития творческих способностей детей, расширения их знаний при работе с разными материалами, формирование технологических умений;

  • Развивать умения и навыки изготовления тряпичных кукол;

  • Сохранять любовь к народной культуре, способствовать возрождению забытых народных традиций – тряпичных кукол;

  • Развивать навыки работы с различными материалами, глазомер и умения работать с лоскутами ткани, творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.

  • Вырабатывать навыки, способствующие развитию аккуратности, чувство к красоте в изделии.

  • Прививать интерес к шитью, истории народного костюма.

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, старательность настойчивость.

ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. Образцы кукол, ткань: лоскуты цветных и однотонных х\б тканей, тесьма различной ширины и цвета, бисер, ножницы, вата, нитки, карандаш, пособие “Традиционная народная кукла”, инструкционно-технологические карты для изготовления куклы, карточки по технике безопасности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Народная игрушка, кукла-мотанка, тряпичная кукла, кукла-закрутка, шитая кукла, игровая кукла, обереговая кукла.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. История.

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.

ТИП ЗАНЯТИЯ: комбинированное занятие.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ: каждые 20 минут занятия.



ХОД ЗАНЯТИЯ.

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. Подготовка дежурными рабочих мест.

  2. Подготовка учащихся к занятию.

  3. Получение сведений об отсутствующих учащихся.

ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Добрый день! Посмотрели друг на друга, улыбнулись, зарядились хорошим настроением и включились в работу. Я думаю, что у всех хорошее настроение. И сегодня мы с вами займемся рукоделием, которое развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучаете к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

  • Сообщение темы занятия.

Посмотрите, что я приготовила к сегодняшнему занятию: тряпичные куклы. Сегодня вы познакомитесь с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства – народной тряпичной куклой. Вы узнаете, какие куклы были в старину, для чего люди их придумали, каково было их назначение.

ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  • История тряпичной куклы

Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков - древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называются обрядовыми.

В деревнях даже в начале 20 века самодельная тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5-6 девочки сами начинали «вертеть» простейших кукол для себя. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определенную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица не может селиться нечистая сила. Кукол стали наделять рисованным или вышитым лицом только к концу XIX века, под влиянием городской игрушки.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Традиционных славянских кукол можно подразделить:

  • по назначению – на игровые, обереги и этнографические;

  • по способу изготовления – на сшивную и не сшивную куклу (закрутку, мотанку), особенностью этой куклы является то, что при её изготовлении иголка не нужна.

  • по образу – на куклу – крестьянку и куклу – барыню.

Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира.

В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Кукол наряжали в национальный костюм. Ее клали в колыбель. Мастера создавали куклы для своей семьи, а потом для продажи. Игрушек у крестьянских детей было мало, выполняли их из того, что было под рукой.

  • Мартинички – народные куклы из ниток.

И первую куклу, которую мы с вами сделаем при изучении этой темы это куклы, скрученные из ниток. Их называют Мартинички. Мартинички - это соединенные пояском две куколки, скрученные из ниток – белая и красная, мужская и женская. Белые нитки – символ уходящей зимы, красные – символ весны и жаркого солнца. Их дарят весной 1 марта на День Бабы Марты.  Название Мартинички уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу.  По традиции, мартинички прикалывали на одежду близким людям 1 марта, и носили до тех пор, пока не удастся увидеть первого аиста. После чего или пускали по воде, или повязывали на ветку цветущего плодового дерева (загадав желание). В наше время, когда аиста увидеть проблематично даже в сельской местности, мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева.

И конечно, кроме праздничного, притягивающего событие, значения, эти куколки играли еще и обережную роль. Все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.

  • Схема изготовления обереговых кукол Мартиничек.

  • Для работы нам необходимо:

  • нитки "Мулине", "Ирис" или пряжа красного и белого цветов  (шерсть, акрил).  Самыми удобными в этой работе будут акриловые или шерстяные нитки (пряжа). Они объёмные и из них легко формируются детали куколки. Нитки "Ирис" тоже хороши, но они тоньше и жёстче, это нужно учитывать.

Мы будем делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Для Мартиничек мы будем использовать нитки красные и белые, а для декоративных, радужных,  куколок, которых вы можете самостоятельно сделать дома - всю цветовую палитру, которая вам придётся по душе.

  • Ещё нам понадобится основа из картона. Самый оптимальный размер по высоте где-то 12-15см, не более.  

  • Ножницы.

Инструкционно-технологическая карта.

Изготовление обереговой народной куклы «Мартинички»

Последовательность выполнения работы:

1.

Берём заготовку из картона, на которую мы будем наматывать пряжу. Размер картонки 10*10см. Это величина символическая. Каждый для себя определяет размер куколки по желанию.

2.

Делаем туловище куколке и юбку. Наматываем пряжу на основу из картона. Нитки туго не натягиваем. Под верхним сгибом проденем нить. Всё аккуратно снимаем с картонной основы, стараясь не перепутать нитки между собой.

3.

Нитку туго завязываем на 2-3 узелка. Таким образом мы намечаем макушку куколки.


4.

Делаем поясок. Здесь так же нужны нитки красного и белого цветов. Пояс можно свить в виде жгутика или сплести косичкой. В начале и в конце пояса нитки оставляем свободными, где-то 12-15см. Этими нитками мы будем крепить концы пояса к головам куколок. Чтобы пояс не расплетался, между плетением и свободными концами завяжем узелок.


5.

Закрепляем один конец пояса на голове куколки, прямо в том месте, где мы наметили макушку. Завязываем на 2-3 узла и концы прячем внутри.

6.

Нитки по нижнему сгибу разрезаем.


7.

Формируем голову куколке. Если она получается слишком маленькая или не совсем круглая, то внутрь можно подложить кудельку из тех же ниток, их внутри видно не будет. На месте шеи укладываем 3-5 витков ниток, туго,  и завязываем 2-3 узелка.

8.

Делаем ручки. Для этого проделываем то же самое, что и при изготовлении туловища куколке, но пряжи берём вдвое меньше. Чтобы удобнее было формировать куколке ладошки или кулачки, нам нужно оба сгиба подхватить на нитки, чтобы мы потом могли их завязать. Всё аккуратно снимаем с картонной основы.


9.

Туго завязываем нитки, как всегда, на 2-3 узелка.


10.

Делаем манжетки с двух сторон. Получается что-то наподобие ручек, сжатых в кулачки, ведь как говорится: «Добро должно быть с кулаками...". Можно упростить работу. Разрезать пряжу с двух сторон по сгибам, собрать под манжеток и получатся кисти рук.

11.

Нити туловища куколки разделяем примерно на две равные пряди (перёд и спинка). В образовавшийся зев вставляем ручки и плотно притягиваем их к голове.

12.

Сразу под ручками несколькими витками нити намечаем талию. Нити затягиваем туго и завязываем на 2-3 узелка. Низ юбочки ровняем с помощью ножниц. Вот и готова наша куколка!


13.

Теперь мальчик. Делаем всё то же самое, что и при изготовлении девочки, но... юбочку мы разделяем на две пряди (левую и правую). Это будут ножки.

14.

На ножках и ручках манжетки можно сделать красного цвета. Ещё часто делают у таких куколок крест на груди из тех же красных ниток. Начинают крутить крест с талии, потом переходят на туловище и шею и вновь возвращаются на талию и там завязывают нитки, как поясок. Но на Мартиничках это не принципиально обязательно. По настроению. Просто чисто белый мальчик как-то бледновато...

Вот и всё! Мартинички готовы!



ІV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ КУКЛЫ ИЗ НИТОК «Мартиничка-девочка».

1. Вводный инструктаж.

- Мы не можем начать выполнять практическую работу, не повторив правил техники безопасности, а также вы должны вспомнить некоторые инструменты, необходимые для выполнения работы.

Ножницы – это инструмент, с которым надо обращаться осторожно, чтобы не пораниться.

М еры безопасности при работе с ножницами

Н а стол кладу я ножницы

Кольцами к себе.

Передаю я ножницы

Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы

Должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми –

Может быть беда.

2. Текущий инструктаж.

У читель следит за соблюдением правил по технике безопасности, помогает выполнять практическую работу.

  • физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

  1. Когда возникли первые игрушки? ( В глубокой древности)

  2. Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях? (Тряпичная кукла.)

  3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо? (Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.)

  4. Какими инструментами пользовались при выполнении практической работы?

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ (Мини – выставка детских работ).

Вот и готова кукла! Эту первую, чудесную куклу, сделанную своими руками, по традиции нужно оставить себе. Пусть она радует вас и принесет в ваш дом удачу и счастье. Берегите её!

  • ОЦЕНКИ. Все проявили творчество, все старались и у всех получились прекрасные куклы – обереги, куклы «Мартинички». Посмотрите, какие красавицы у нас получились!

  • И ТОГ УРОКА. Вам интересно было на уроке? Все научились этой простой технологии изготовления традиционной обрядовой куклы? Сможете сделать куклу самостоятельно, в подарок? Запомнили историю появления первых кукол? А для закрепления технологии изготовления куклы предлагаю дома изготовить куклу-мальчика.

Всем спасибо

VII. УБОРКА МАСТЕРСКОЙ





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!