СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "измерение мощности и работы тока в электрической лампе"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

лабораторная работа+рассчет стоимости электроэнергии

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "измерение мощности и работы тока в электрической лампе"»

Методическая разработка урока по физике в 8 классе на тему «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Цели урока:

Образовательная: закрепить знания учащихся о работе и мощности электрического тока, научить рассчитывать стоимость электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами и способам её экономии;

Развивающая: развивать практические умения и навыки пользования приборами для измерения параметров электрических цепей, совершенствовать учебно-информационные навыки (умение обрабатывать информацию и составлять таблицы), развивать наблюдательность, инициативу, внимание, память, воображение, творческие способности и познавательный интерес учащихся к физике;

Воспитательная: воспитывать самостоятельность и коммуникативность через работу в группах, бережное отношение к своему здоровью (через знания о правилах безопасного использования электроприборов, с которыми мы соприкасаемся в жизни).  

Тип урока: урок контроля и оценивания знаний

Вид урока: лабораторная работа  

Оборудование урока (комплект для выполнения лабораторной работы): источник питания; низковольтная лампа на подставке; вольтметр; амперметр; ключ; соединительные провода; секундомер

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Добрый день! Добрый час! 
Я рада видеть вас. 
Улыбнулись. Подравнялись. 
Друг на друга поглядели 
И тихонько дружно сели

Ребята,в течение нескольких уроков мы изучали законы постоянного тока. Рассмотрели закон Ома для участка цепи, основные характеристики электрического тока.

-Сформулируйте понятие- электрический ток в металлах?

2. Этап проблематизации.

У вас на столах находится лампочка.

-А много ли она потребляет электрической энергии за пять минут? ( Можно рассчитать.?)

-Поднимите руку,(проведем соцопрос)кто экономит электроэнергию? Почему?

Из приведенных данных видно, что, хотя больше половины учеников и экономят электроэнергию, но делают это либо по привычке, либо лишь для экономии денег.

-А кто задумывался в этой связи о сохранении ресурсов планеты, а многие вообще не задумывались над проблемой энергосбережения.

Не пора ли задуматься и решить, нужно ли, и можно ли экономить электроэнергию?

Электричество – сколько оно стоит?…
Двойственное отношение к вопросу энергосбережения предлагаю определить следующим тезисом: «Экономить не стоит переплачивать».

Как расставить знаки препинания в этом предложении, чтобы четко выразить свою позицию? Чтобы обосновать свой выбор, заглянем в квитанции на оплату электроэнергию.(№1) Предлагаю вам разобраться, за что же мы платим по этим квитанциям на самом деле. И как можно сократить эти затраты при помощи знаний по физике.

-Поднимите руку, кто из вас желает сегодня найти решение этой проблемы?

3. ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Тогда приступим – рассмотрим последние три столбца квитанции.

В последнем столбике написана стоимость электроэнергии в рублях.

-Как, по-вашему, была рассчитана эта стоимость?(Цена умножена на расход электроэнергии.)

-Хорошо, а в чем измеряется энергия?(Энергия измеряется в джоулях)

-Да, но в квитанции указана какая-то другая единица. В чем дело? (Для решения проблемы пока не хватает знаний.)

-Определим сначала, зачем мы покупаем электроэнергию?(Чтобы работали холодильник, стиральная машина, .Самое главное компьютер, телевизор.)

Получается – мы оплачиваем работу электрического тока. И для решения нашей проблемы нам стоит внимательнее присмотреться к этой величине.

-Кто догадался, чем мы сейчас будем заниматься? Посмотрите, что стоит у вас на столе? (Выполнять лабораторную работу)

- Как бы вы ее назвали? -Какая тема урока? («Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».)

-Определим цель урока.

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока:

1.Научиться измерять работу и мощность тока .

2.Рассчитывать стоимость электроэнергии.

3. Найти способы эффективного использования и экономии электроэнергии.

4. Решать задачи на работу и мощность тока.

Сформировать знания о работе и мощности электрического тока для определения критериев, которые помогут нам найти способы эффективного использования и экономии электроэнергии.



4. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП

Этап актуализации.

Вспомним сначала, что вы знаете о работе и мощности электрического тока.

Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому –

И я научусь.

Китайская мудрость

  1. За 5 минут выполните тестовую работу на местах.

Оцените работу соседа.

Отметка

5

4

3

2

Верные ответы

9

7,8

5,6

1,2,3,4



Правильные ответы теста

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

б

г

а

б

в

б

в

б

в

2)Фронтальный опрос по презентации

По какой формуле рассчитывается работа электрического тока?

В каких единицах измеряется работа электрического тока?

Где на практике ( в жизни) мы встречаемся с этой физической величиной?

Что называется мощностью электрического тока?

По какой формуле рассчитывается мощность электрического тока?

В каких единицах измеряется мощность электрического тока?

3) Выдающийся американский ученый Ричард Фейнман утверждал: "Опыт, эксперимент- это единственный судья научной "истины" . 

Вам предстоит выполнить лабораторную работу и решить(если успеем) дополнительное задание - задачу, которая лежит на столах. В ГИАэта л/р-экспериментальная задача .

-Что должен содержать отчет о выполнении лабораторной работы ? номер работы, название работы, цель работы, приборы и материалы ,ход работы

4)Инструктаж по технике безопасности Прежде чем к работе приступить 
Технику безопасности нужно повторить: 
1. К выполнению лабораторной работы без разрешения учителя не приступать! 
2. Пересечения двух проводов старайся избежать! 
3. Без изоляции к элементам цепи не прикасаться! 
4. В последнюю очередь источник должен подключаться! 
5. За исправностью приборов тщательно следи! 
6. Включать схему только после проверки учителем цепи! 
7. После окончания работы цепь аккуратно разбери! 
8. На рабочем месте порядок наведи!



5)-Какова будет цель этой работы? Попробуйте сформулировать её сами. (измерить мощность и работу тока)

-Итак, давайте наметим план выполнения работы.

– Начертить схему электрической цепи.
– Собрать электрическую цепь по схеме.
– Измерить силу тока и напряжение.
– Вычислить по формулам работу и мощность тока.


 Я загадаю загадки--: поднимите прибор о котором идет речь
Я- царь цепи! 
Даю вам напряжение. 
Внутри себя заряды я делю 
Еще я создаю электрополе 
И электронам я бежать велю! Источник тока 

Я- прибор известный. 
Включаюсь интересно. 
В любой цепи мне рады, 
Я для зарядов не преграда. 
Услугу вам я окажу- 
силу тока покажу. Амперметр 

Мое в цепи обозначенье 
Вы узнали без сомненья! 
На схеме я- кружок с крестом! 
И освещаю все кругом! Лампа 

Я немного напрягусь, 
Параллельно подключусь. 
Вам услугу окажу- 

Напряжение покажу! Вольтметр 

Я- диспетчер всей цепи! 
Последним ставлю точку. 
И в сегодняшней игре. 
Я сейчас замкну цепочку! Ключ 
-Все ли приборы находятся у вас на рабочем месте? (Все).



6)Оформляем работу в тетрадях.Если можете выполняйте лабораторную работу без инструкции(стр 175 л/р № 7) Таблица в презентации

Сила тока,А

Напряже- ние,В

Время, с

Работа тока,Вт.с

Р Вт






Кто быстро сделал-помогают другим. Сдали тетради для л/ р

-Итак , цель лабораторной работы достигнута?

-Какой вывод?

-О каких физических величинах вы сегодня узнали?

-Назовите единицы измерения этих величин?

-Какие приборы используют для измерения работы и мощности тока?

7)Ребята существуют 2 способа измерения работы и мощности электрического тока:

1) косвенный метод;

2) прямой метод.

Схемы способов измерения работы и мощности
электрического тока

1. Способы измерения работы электрического тока

1. Косвенный метод

2. Прямой метод

А = UIt, в Дж = В ∙ А ∙ с

А = Рt, в кВт/ч

2. Способы измерения мощности электрического тока

1. Косвенный метод

2. Прямой метод

Использование амперметра и вольтметра:

Р = UI.(Вт)


Измерение ваттметром (шкала
проградуирована в ваттах).



8)Из таблицы видно, что на практике мощность тока измеряют в кВт, а время прохождения тока – в ч.

Поэтому используют такую единицу работы, как кВт ч. Именно в таких единицах дают показания электросчётчики.

Свяжем эту единицу работы с Дж:(презентация) В тетради Решение задач (А Р)

1 кВт ч = (сколько Дж в 1 кВт ч? ) = 1000Вт 3600с = 3600000 Вт с = 3600000 Дж = 3,6 МДж

1 киловатт-час (кВт/ч) – это работа А, совершенная током мощностью Р = 1 кВт за время t = 1ч.

Израсходовав 1 кВт/ч электроэнергии

Что может 1 кВт/ч?, можно сделать следующее:

 прокатать 10 кг металла;

 намолотить 1 ц (100 кг) зерна;

 подоить 40 коров;

 обеспечить работу телевизора в течение 4 часов.

А вот для того, чтобы человеку самому совершить такую же работу, равную 1 кВт/ч, нужно, например, поднять груз массой 50 кг на высоту более 7 км!



-А сколько заплатить надо за израсходованную электроэнергию? Что для этого надо знать?

Стоимость единицы работы называется тарифом- к.

S = k A ; k – тариф.(в тетрадь)

-А как подсчитать? За 1 кВт ч – к=3,56коп.

Самые мощные бытовые приборы - электронагревательные.

Мощность электроприбора записана в его паспорте.

Чем больше мощность прибора, тем большую работу он совершает за единицу времени, тем больше электрической энергии он расходует, тем дороже обойдётся потребителю его использование.

5. д/з;П52упр 26 №1

Рассмотреть дома электросчетчик. Записать его показания за сутки. Рассчитать энергию, израсходованную за день и ее стоимость. В течении следующего дня попытаться её экономить, выключая все, чем не пользуетесь. Определить с помощью счётчика, сколько энергии удалось сэкономить. Вычислить стоимость сэкономленной энергии.

6. Электрическая энергия не дается даром. Для ее производства работают многочисленные электростанции. В их топках сгорает ценное топливо, запасы которого очень медленно возобновляются или не возобновляются вообще. Вот почему так важно беречь электроэнергию и не тратить ее впустую. Ученые и инженеры создают электроприборы нового поколения с малым потреблением электроэнергии, изобретают энергосберегающие производственные технологии. И вы можете внести свою лепту в это важное дело, нужно только бережно и в соответствии с правилами пользоваться электрическими помощниками

7. ******* Предложите пути экономии энергии.

- хорошо утеплять окна, чтобы не использовать обогреватель;

- выключать лампочки в тех помещениях, где никто не находится;

- выключать из сети приборы, которые находятся в режиме ожидания.

- использовать энергосберегающие лампы

УХОДЯ, ГАСИТЕ СВЕТ!

ЭКОНОМЬТЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ!(презентация)

8. . Задача. Допустим, что в квартире одновременно светят 10 ламп мощностью 75 Вт каждая в течение 4 часов ежедневно. Сколько кВт ч «накрутят» эти лампы на электросчётчике за месяц? (30 дней) (стр122 пример смотреть если не знаете как решать)

Общая мощность всех ламп 750 Вт = 0,75 кВт

А = P t = 0,75кВт 4ч 30 = 90 кВт ч*3.56=320.4 руб

9.Этап рефлексии.

-А теперь, закончите предложение:

- чтобы найти работу тока надо…..

- чтобы найти мощность электрического тока надо….

- сегодня я узнал….

- мне было интересно….

- теперь я могу….

- я научился….

- урок дал мне для жизни….

Итак, сегодня на уроке вы научились измерять и рассчитывать работу и мощность тока, а также определять стоимость потраченной энергии. Эти знания обязательно пригодятся вам в жизни. Электроэнергию надо экономить.Где поставим запятую в тезисе? «Экономить, не стоит переплачивать».

-Подчеркните те утверждения, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока.



1. На уроке я работал (а)

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был



Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок, А главное, чтоб был он впрок !!!











Задача. 1. Рассчитайте, какое количество электрической энергии потребляет холодильник мощностью 0,16 кВт за 24 часа работы. Какова стоимость этой электроэнергии, если ее тариф 3,56 руб/кВт•час?

Задача. 2. Рассчитайте стоимость израсходованной энергии при тарифе 3,56 руб/кВт•час при горении электрической лампы мощностью 100 Вт, если лампа горит по 8 ч в сутки в течении месяца (30 дней).























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!