СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока : Как ориентироваться по карте России. Практическая работа № 2 «Анализ административно-территориального деления России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока : Как ориентироваться по карте России. Практическая работа № 2 «Анализ административно-территориального деления России»»

Дата______________Предмет: География Класс: 8-А, 8-Б Урок № 6 Урок: Как ориентироваться по карте России. Практическая работа № 2 «Анализ административно-территориального деления России»

Цели урока:

· формировать умение читать карты России, ориентируясь относительно природных объектов и объектов, созданных человеком;

· сформировать понятия «географический район», «районирование», «административно-территориальное деление».

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о самых крупных природных объектах России, помогающих ориентироваться по карте; о видах районирования территории России.

Метапредметные: формирование умений: 1) определять географические объекты, помогающие ориентироваться на карте России; 2) анализировать физическую карту России и карту экономических и географических районов России; 3) работать с текстом и делать самостоятельные выводы.

Личностные: осознание практической значимости ориентирования по картам России.

Оборудование: карты России — физическая, административно-территориального деления, природных, экономических и географических районов. Презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих



II. Проверка знаний (опрос)

  1. Сколько часовых поясов и зон выделено на территории России? В каком часовом поясе расположена ваша местность (область, республика, край)?

  2. Что такое местное солнечное время?

  3. Для чего необходима карта часовых поясов? Какие особенности характерны для карты часовых поясов?

  4. Определите время в Анадыре, Красноярске, Омске, если в Москве 12 ч, 20 ч, 24 ч.

  5. На сколько часов и в каком направлении необходимо перевести стрелки часов, если мы перелетаем из II часового пояса в VII, X?

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с мотивации обучающихся, а также с выявления роли географической карты в жизни человека и хозяйстве страны. На важную роль карты указывал ещё Н. Н. Баранский, утверждая, что карта — альфа и омега географии, второй язык географии, один из критериев географичности.

На современном этапе повышается роль карты в жизни общества, расширяется её значение как средства накопления и передачи информации. Карта — важнейший язык межнациональной коммуникации, с её помощью человек ориентируется в пространстве. В последние годы некоторые учёные рассматривают карту как образно-знаковую геоинформационную модель.

Задача, которую обучающиеся решают на уроке: как следует ориентироваться по карте России? Чтобы школьники получили представление о том, как нужно ориентироваться по картам России, находить на них географические объекты, устанавливать взаимосвязи географических объектов с другими объектами, им предлагается ознакомиться с фрагментами текста «Каковы самые крупные природные объекты России?» и с физической картой России. После изучения текста учитель предлагает обучающимся назвать объекты природы или объекты, созданные человеком, по которым нужно ориентироваться на карте России. Затем они находят на физической карте России названные в тексте географические объекты, а дома наносят их на контурную карту.

Далее обсуждается вопрос: «На какие районы и субъекты делится Россия?» Сначала обучающиеся раскрывают понятия «районирование» и «географический район». Затем, последовательно выполняя практические задания рубрики «Читаем карту» на с. 15—17 учебника и анализируя рисунки 7 и 8 учебника, знакомятся с видами районирования — природным, географическим и экономическим.

Результатом работы обучающихся является их самостоятельный ответ на вопрос: «Чем различаются природное и экономическое районирование и что у них общего?»

IV.Проведение физкультминутки.

Выполнение практической работы № 2

Следующая часть урока (это может быть и самостоятельный урок) посвящена изучению административно-территориального деления России.

Обучающиеся вспоминают официальное название нашей страны — Российская Федерация (Россия). В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». Это форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеративных (составляющих) единиц и субъектов федерации, обладающих определёнными политическими правами.

Сначала обучающиеся знакомятся с картой «Федеративное устройство России» (см. Приложение, с. 246—247 учебника), затем они выясняют, какие субъекты входят в состав Российской Федерации. Учитель акцентирует внимание учеников на равноправии всех её субъектов. Он обращает внимание на то, что на территории России образовано 9 федеральных округов.

Учитель отмечает, что деление территории на участки осуществляется для удобства управления страной. Первые попытки разделения России на районы были предприняты ещё в XVIII в. путём группировки смежных губерний, сходных между собой. Учитель называет имена русских географов К. И. Арсеньева и П. П. СемёноваТян-Шанского, занимавшихся вопросами географического районирования.

V. Подведение итогов

VI. Рефлексия

VII. Домашнее задание: 1) изучить § 4; 2) ответить на вопросы 1-7 устно и выполнить задание №9 после параграфа; 3) нанести на контурную карту субъекты Российской Федерации — республики, края, автономные округа и автономную область;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!