Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Горловки «Школа №29»
Разработка урока
Класс: 8
Предмет: русский язык
Тема урока: Характеристика человека
Тип урока: урок развития письменной и устной речи
Подготовила
Учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Горловки «Школа №29»
Аникеева О.И.
Горловка 2023
Тема урока: Урок развития речи. Характеристика человека
Цель урока:
1. Образовательные:
сформировать понятие о характеристике человека;
учится находить ключевые слова, по ним восстанавливать текст;
формировать умение создавать текст-характеристику.
2. Развивающие:
развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся, навыки создавать свободные тексты.
3.Воспитательные:
повышать речевую культуру школьников, воспитывать и прививать гордость, уважение к героям ДНР, специальной военной операции.
Оборудование: презентация, электронные таблицы,
Вид урока: формирование и развитие письменной и устной речи
Ход урока
Организационный момент
Уважаемые учащиеся, коллеги. Тема нашего урока – характеристика человека.
А для того чтобы урок наш прошёл интересно и результативно, нам просто необходим позитивный настрой. Поэтому прошу вас продолжить фразу:
Сегодня хороший день, потому что…
У нас всё получиться, потому что…
Для того чтобы каждый из нас сегодня получил оценку, я предлагаю каждому из вас на протяжении урока заполнять листы самооценки. В конце урока, каждый поставит себе оценку. Но сложнее всего оценивать самого себя.
(учащиеся продолжают фразу)
Целеполагание
Наша сегодняшняя цель – познакомиться с понятием портретная характеристика, учиться подбирать необходимые характеристики к литературным героям, современным героям.
Постановка проблемного вопроса
И перед нами стоит вопрос:
Как описать характер человека? Какая структура текста?
Осмысление
Работа с текстом
Скажите, где мы чаще всего встречаем описание характеров, внешности, поступков? Конечно же на уроках литературы. Я сейчас вам предлагаю прочитать портрет главного героя. Давайте прочитаем, вспомним автора, героев, и название произведения.
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
И чтоб знали, чем силен,
Скажем откровенно:
Красотою наделен
Не был он отменной,
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем.
На Карельском воевал —
За рекой Сестрою.
И не знаем почему, —
Спрашивать не стали, —
Почему тогда ему
Не дали медали.
Догадались вы что за произведение, автор?
Выделите слова –характеристики в отрывке. Как описывает автор своего героя?
В какой последовательности описывает А. Твардовский Василия Тёркина?
Составим план к отрывку.
Каждая строфа в поэтическом произведении – это новый абзац в прозаическом тексте. Поэтому сколько пунктов плана мы выделим?
Устно составим плана к портрету Василия Тёркина
Образец плана
Обыкновенный парень
Похож на многих
Не отменная красота
Герой
Смелый воин
Создание плана – характеристики человека
Автор создаёт нам образ героя-воина и мы сами воображаем перед собой сильного мужественного защитника родной земли. Давайте подумаем и создадим план- характеристику герою - защитнику родной земли.
Давайте и мы составим план-характеристику героя.
План - характеристика героя – защитника
Описание внешности
Ключевые слова: фигура, рост, глаза, брови, нос, уши, причёска.
Качества характера.
Ключевые слова: смелый, мужественный, отважный, добрый.
Отношение к делу
Ключевые слова: ответственный, честный, справедливый, отважный.
Интересы и переживания.
Ключевые слова: работал в школе, играл к компьютерные игры, слушал музыку Бетховина.
Ваше отношение к герою
Ключевые слова: горжусь, надеюсь, хочу пожелать, восхищаюсь.
Творческая работа
Используя план-характеристику давайте составим характеристику героя
Предлагаю каждому по очереди составить предложения. Обращаю ваше внимание, что предложения должны быть простыми двух составными, распространёнными.
Образец текста
Наш герой высокий и смелый. У него добрые красивые глаза. Волосы его коротко острижены. Наш герой смелый и отважный человек. Он честно и мужественно выполняет свой воинский долг. Возможно до войны, он работал в школе или был актёром театра. Он слушал классическую музыку, читал книги, мечтал и верил в светлое будущее. А сейчас он с оружием в руках защищает нашу землю. «Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле!»
Релаксация
Чтобы немного передохнуть, предлагаю вам сейчас встать из-за мониторов и про прослушать небольшой аудио трек
Рефлексия
Создание свободного текста. Коллективная работа
Предлагаю вам создать даймонт о герое.
Напомню, что даймонт создаётся по определённому алгоритму.
1 и 7 строки Существительные антонимы.
2 и 6 строки - прилагательные или причастия противопоставления.
3 и5 - глаголы или деепричастия противоположного значения.
4 строка - фраза состоящая из четырёх слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие
Богатырь
Смелый, сильный
Защищает не сдаётся
Оберегает нас, побеждает смерть
Нападает, убивает
Подлый, коварный
Враг
Подведение итогов
Давайте продолжим фразы
На уроке я научился….
Мне было очень интересно, когда…
Оценивание
Исходя из листков самооценки
Домашнее задание
Составить сенкан или сенквейн о конкретном герое ДНР.