СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Конструкторский этап выполнения проекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 8-9 классе-комплекте по технологии "Конструкторский этап выполнения проекта" прдествален разработкой урока и презентацией. смотрите презентацию в следующем вложении

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Конструкторский этап выполнения проекта"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Преображенка





Открытый урок технологии

в 8-9 классе-комплекте





Конструкторский этап выполнения проекта















Урок разработала Маркова С.Н., учитель технологии МКОУ СОШ с.Преображенка













2015-2016 учебный год

Тема урока «Конструкторский этап выполнения проекта»

Цель: Ознакомление учащихся с понятием «конструкторский этап».

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для включения обучающихся в проектную деятельность для умения точно сформулировать задачу на основе потребностей;

  2. Научить учащихся применять полученные ранее знания при решении конструкторских задач.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность у учащихся;

  2. Развивать художественный вкус;

  3. Способствовать запоминанию терминов новых терминов;

  4. Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения конструкторских и технологических задач;

  5. Способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;

  6. Развивать умение анализировать, делать выводы при работе над проектом, умение достигать поставленной цели.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к народному творчеству,интерес к предстоящей деятельности, ответственность, дисциплинированность;

  2. Способствовать воспитанию эстетических качеств личности.


Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Межпредметная связь: рисование, литература, ИЗО, физика, МХК

Методическое оснащение урока: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, листы А4, листы А3, линейки, карандаши простые, карандаши цветные, фломастеры, ластики, грелки на чайник в форме животных и ягоды.


Организация урока, этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 минута

  2. Проверка домашнего задания – 5 минут

  3. Актуализация знаний–7 минут

  4. Объяснение нового материала – 10 минут

  5. Закрепление изученного (практическая работа) –15 минут

  6. Итоги урока – 5 минут

  7. Рефлексия – 1 минута

  8. Домашнее задание – 1 минута



ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте!Повернитесь и улыбнитесь друг другу от души. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, дыхание ровное и спокойное. Глазами посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глаза. А теперь представьте, что вы – цветок, а ваши ладошки – бутоны. Откройте глазки…

Слайд 1.Видеофрагмент

Наш цветочек медленно раскрывается… и стал таким красивым цветком.

Какое настроение вызывает у вас это цветок?

Ответы учащихся

Давайте постараемся его сохранить на весь урок.


  1. Проверка домашнего задания

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем работать над проектом

- А какова цель нашего проекта?


Учащиеся. Изготовить подарок маме.


Учитель. Дома вы должны были создать «Звездочку обдумывания» выбора будущего проекта. Покажите, пожалуйста, свои результаты.


Учащиеся по очереди показывают и зачитывают темы проектов.


Учитель. Что есть общего во всех ваших работах, что-то повторяется?

Ответы учащихся.

Учитель. А вы определились уже с темой вашего проекта?

Ответы учащихся.


  1. Актуализация знаний

Учитель. На прошлом уроке мы решили организационно-подготовительные вопросы. Сегодня нам предстоит решить конструкторские задачи проекта.

Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему осуществляется прогрессивное движение общества. Творчество постоянно меняет наш образ жизни и мышления, способствует познанию неизвестного, преобразованию и усовершенствованию известного. Это значит, что в результате творчества могут создаваться товары и услуги, улучшающие бытие человека.

Работу, которую вы начали на прошлом уроке, связана с оригинальным подарком маме. Главное – чтобы подарок принес радость. Делая подарок, человек должен радоваться тому, что делает приятное другому. Очень часто небольшой знак внимания возвращает светлую улыбку опечаленному лицу. Небольшой знак внимания, скажем, к празднику, согреет теплом. Особенно приятно получать оригинальные подарки или сувениры, изготовленные своими руками.

На уроках технологии вы практически всегда являетесь дизайнерами. А кто такой дизайнер?


Ученица. «Дизайнер» - это человек, который придумывает и создает красивую и удобную одежду, машины, жилье…


Учитель. То есть удовлетворить потребности.

- А что такое потребность?


Ученица. Потребность – это то, в чем мы нуждаемся; осознанная необходимость иметь что–либо.


Для учеников создается проблемная ситуация:

Как решить проблему – оторвалась пуговица или петелька?

Ответ: подобрать нитки, пришить.


Учитель. Потребность – это путь решения возникшей проблемы.

- А что такое «проект»?


Ответы учащихся. (Проект – это творческая работа ученика под руководством учителя от идеи до реального результата).


Учитель. Какие этапы включает в себя проект?

Ответы учащихся:

Проект включает в себя 4 этапа:

  • поисковый,

  • конструкторский,

  • технологический,

  • заключительный.


Учитель. Перечислите, что вы сделали на подготовительно-поисковом этапе проекта?

Ответы учащихся.

  1. Определили проблему.

Проблема, которую мы поставили на прошлом уроке – используя свои знания по лоскутному шитью изготовить оригинальный подарок или сувенир.

2) Поставили цели.

  • Проверить свои знания и умения

  • Выполнить работу самостоятельно

  • Совершенствовать свои возможности в проектной деятельности

Учитель. Для решения проблемы необходимо сформировать задачу, которая будет начинаться со слов: «Разработать и изготовить…».

Задача должна отвечать на вопросы: «Что это за изделие?», «Для кого оно предназначено?», «Какие функции будет выполнять?».


Слайд 2

Давайте кратко сформулируем задачи.

Проводится «Мозговая атака». На интерактивной доске схема. Все вопросы на доске заменяются словами, определяющими основные направления проекта.


1) Что? - вписываются названия изделия.

2) Для кого? - члены семьи, подростки и другие (потребитель со своими запросами).

3) Из чего? - основные, дополнительные, отделочные материалы

(ассортимент, свойства).

4) Какое? - виды, формы, фасоны, отделки.

5) Где? - место использования (интерьер кухни), цвет, размер.

6) Чем? - какое оборудование и какие инструменты будете использовать для изготовления.

7) Как? - способы изготовления, организация безопасного труда.

8) Сколько? - возможные денежные, трудовые и временные затраты (стоимость изготовления).


  1. Объяснение нового материалаСлайд3

Сегодня мы переходим к конструкторскому этапу выполнения проекта.


Слайд 4

Что включает в себя конструкторский этап?


Слайд 5

На этом этапе творческого поиска решаются технические задачи:

1. Конструкторские задачи предполагают поиск и нахождение оптимального решения по рациональному устройству изделия, обеспечивающего функциональное применение объекта.

2. Технологические задачи заключаются в выборе оптимального и рационального технологического процесса изготовления изделия.

На этом этапе проектирования необходимо разработать конструкцию будущего изделия. Для эффективной работы предлагаю вам воспользоваться методами поиска новых решений.


Слайд 6с переходом по гиперссылкам


Существует несколько приемов создания нового образа: аналогия, синтез, метод фокальных объектов.

Давайте разберемся в этих понятиях.

Один из наиболее простых методов разработки конструкции будущего изделия — метод аналогий, или поиск похожего.

Аналогия — это сходство двух предметов в каких-либо свойствах или отношениях.Чаще всего при конструировании объектов человек обращается к природе и ищет аналогию там.

Копирование природы—прямая аналогия.

Суть метода аналогий заключается в следующем. Найти в окружающем мире предметы, свойства которых соответствуют объекту проектирования. Затем перенести эти свойства на свой объект. Таким образом, вы можете создать что-то новое, необычное. Например, грелку на чайник можно выполнить аналогично форме любого животного или ягоды.

Аналогия бывает внешней формы, структурная и функциональная.

Аналогия внешней формы – это сходство предметов по внешней форме. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу, игрушки – своих прототипов.


Структурная аналогия – сходство во внутреннем строении объектов.


Функциональная аналогия – перенос принципа действия от одного объекта к другому

Например, птица пингвин и снегоходная машина «Пингвин».

Чтобы не проваливаться при ходьбе по рыхлому снегу пингвины ложатся на живот, и, отталкиваясь крыльями и лапами от снега, скользят по нему со скоростью 25 км/ч. Основанная на этом принципе снегоходная машина «Пингвин», разработанная нижегородскими конструкторами, лежа на снегу днищем и отталкиваясь от снега колесными спицами, словно пингвин ластами, скользит по поверхности со скоростью 50 км/ч. Эта машина при своем движении по снегу не образует глубокой колеи и не увязает.


Синтез также подразделяется на составляющие – это…

Агглютинация — способ, при котором новое получают путем присоединения к одному объекту признаков другого. «Склеивание» различных, несовместимых в повседневной жизни частей.


Гиперболизация — это увеличение или уменьшение отдельных частей объекта до парадоксальных размеров.


Морфологический анализ - способ комбинирования интересующих факторов:

  • функции,

  • свойства материала,

  • форма,

  • цвет отдельных частей изделия;

  • безопасность его использования;

  • другие факторы, влияющие на надежность, прочность, экономичность, удобство в эксплуатации, красоту, простоту изготовления конструкции.

Морфологический анализ проводится в следующей последовательности:

  • Разложить объект изобретения на отдельные составляющие.

  • Рассмотреть эти составляющие и выполняемые ими функции.

  • Результаты рассмотрения занести в таблицу.

  • Комбинируя различные альтернативные варианты составляющих, получить несколько решений задачи.

  • Выбрать наиболее подходящее решение.


Таблица морфологического анализа игрушки

Признаки

Альтернативные варианты

Материал

Ткань

Пряжа

Способы соединения

Машинная строчка

С помощью крючка

Способы отделки

Вышивка, аппликация

Декоративная обвязка

Наполнитель

Вата, синтепон

Синтепух

Фурнитура

Глаза, носик, пуговицы

Глаза, носик, пуговицы


Метод фокальных объектов

Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса.

Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.



Слайд 7.

Результаты работы по окончании этапа конструирования могут выражаться в моделях, чертежах, эскизах, рисунках, схемах, таблицах, иллюстрациях, шаблонах.

Все это называется конструкторской документацией и должно прилагаться к отчету о проделанной работе.


  1. Закрепление нового материала

Практическая работа

Задание

Используя метод аналогий и синтеза, разработайте свой вариант конструкции изделия. Выполните модель, чертеж, эскиз или рисунок проектируемого вами изделия.


6. Итог урока

1) Назвать лучших учащихся

2) Разобрать наиболее характерные недочеты в работе

3) Достижения цели урока

4) Оценить работу обучающихся


Вопросы длязакрепление материала:

1. Назовите известные вам приемы, облегчающие поиск новых идей?

2. Что такое агглютинация, гиперболизация? В чем заключается суть этих способов поиска?

3. Что такое морфологический анализ?


  1. Рефлексия

Смайлики (рассматривайте, склонив голову влево)

:-) – веселое

:-))) – радостное

;-) – хитрое

:-( - грустное

8-) – удивленное

I:-о – недовольное

:-I – нейтральное


  1. Домашние задание

























Литература:

  1. «Мозговой штурм» http://titov-coach.ru/trenerskaya-kukhnya-uboynye-retcepty/2014-03-17/mozgovoy-shturm Дата обращения 05.11.2015

  2. Конструкторский этап выполнения проекта http://easyen.ru/load/tekhnologija/7_klass/konstruktorskij_ehtap_tvorcheskogo_proekta/224-1-0-1310 Дата обращения 10.10.2015

  3. Метод фокальных объектов http://www.inventech.ru/pub/club/088/ Дата обращения 10.10.2015

  4. Картинка самолет и птица https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fbloote.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F08%2FrsBgx78.jpg&pos=13&rpt=simage&_=1447332997114 Дата обращения 10.10.2015

  5. Картинка Пингвин https://yandex.ru/images/search?text=sliding%20penguin&img_url=http%3A%2F%2Fsimplybellevillerealestate.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F01%2Fslippy.jpg&pos=1&rpt=simage&_=1447333436909 Дата обращения 10.10.2015

  6. Картинка Вертолет и стрекоза https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B9%20%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA&img_url=http%3A%2F%2Fproxy11.media.online.ua%2Fprikols%2Fr2-d2%2F003%2F270%2F029%2F4b5d84b972e39.jpg&pos=0&rpt=simage&_=1447333744261 Дата обращения 10.10.2015

  7. Картинка Дюймовочкаhttps://yandex.ru/images/search?text=%D0%94%D1%8E%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fcheapstoresreview.com%2Fimages%2F55dbe4f861a57.jpg&pos=12&rpt=simage&_=1447333852325 Дата обращения 10.10.2015

  8. Картинка Карлик Нос https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ffilm.cmlt.tv%2FgetImage%3Fid%3D68205&_=1447334174585&p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%BD%D0%BE%D1%81%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=32&rpt=simage&lr=62 Дата обращения 10.10.2015

  9. Картинка Сирин и Алконост https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcs621924.vk.me%2Fv621924974%2Fe93%2Flg9Kr1KVTQ8.jpg&_=1447334349448&nomisspell=1&text=%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82&pos=2&rpt=simage Дата обращения 10.10.2015

  10. Картинка Снегоходная машина «Пингвин» https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D0%BD&img_url=http%3A%2F%2Fcs607618.vk.me%2Fv607618648%2Fa22%2FQk4Vk7yAyqc.jpg&pos=4&rpt=simage&_=1447334563934 Дата обращения 10.10.2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!