СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Корень" -6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Корень"- комбинированный с с элементами проблемного обучения. Урок был направлен на расширение и углубление знаний и умений учащихся.  Используя проблемные вопросы,  методы, сравнения школьники учатся  выделять главное, делать выводы, логически мыслить, строить связанную речь, также идет  развитие внимания, практических умений и навыков, умений работать с текстом учебника, находить необходимую информацию, работать самостоятельно, находить ответы на поставленные проблемы.  В течение всего урока шло постепенное закрепление материала в виде выполнения заданий.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Корень" -6 класс»

Урок по биологии 6 класс

Тема: Виды корней и типы корневых систем

Цель:

Образовательные: создать условия и обеспечить усвоение новых знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем», сформировать у учащихся представление о функциях корня; познакомить учащихся с особенностями строения корневых систем двудольных и однодольных растений.

Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, умение определять тип корневой системы растений, распознавать двудольные и однодольные растения по типу корневой систем, прививать интерес к предмету, развивать внимание.

Воспитательные: воспитание биологического мышления, бережного отношения к природе, интереса к предмету.

Оборудование:

  • презентация «Корень»

  • рабочие листы

  • гербарии

  • диск «Биология . 6 класс»

Ход урока:


1. Изучение новой темы

I. Значение корня

Послушайте стихотворение.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!(В. Жак)

Проблема:

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? (Ученики высказывают свои соображения.)

Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане?. Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение.

В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений – проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 м. Как бы ни бушевала буря, корневая система держит растение, как якорь.
А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 м, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза – 110 м.


Вывод


Так какова же роль корней в жизни корня ? (слайд №1)

1. Поглощающая – корень снабжает растение водой с растворенными в ней минеральными солями.
2.Запасающая – в них могут накапливаться и откладываться запасные вещества.

3. Якорная - закрепляют растение в грунте.


Схема заполняется в тетради

К

О

Р

Е

Н

Ь


II. Рост корня

Растет корень чаще всего прямо вниз. И растет он своей верхушкой. Это можно доказать на опыте.

Просмотр анимации с диска .

А что случится с корнем, если отщипнуть верхушку? ( слайд №2)

У второго проростка верхушку корня отщипнули. И он перестал расти в длину, но зато от него стали отрастать другие, новые корни. Это свойство роста корней человек использует при выращивании рассады.

Закрепление

1. Работа с учебником – прочитать определение понятия пикировка стр 95.
2. Записать в тетрадях вывод: корень растет своей верхушкой.

III. Строение корня

Рассмотрите схему корня на доске, попробуйте определить название корней.( используем стр 89 рис 59)

(На доске слова: главный, боковые, придаточные, корневая система)

Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

Все корни одного растения образуют корневую систему .

IV. Типы корневых систем

Читаем сказку

    Летом Маша гостила у дедушки с бабушкой. У них был большой огород. Бабушка выращивала на огороде много разных растений. Маша любила помогать бабушке. У нее была своя грядка, на которой девочка посадила горох.
А рядом бабушка посеяла пшеницу. Пшеница должна была дать зерна для курочек.
    Каждый день Маша первым делом прибегала к грядкам, но там ничего не вырастало. «Может семена погибли?» - подумала девочка. Она разрыла землю и увидела, что из круглой горошины появилось что-то вроде росточка, но рос он не вверх а вниз. «Значит, это корешок»- решила Маша. «Зарой меня скорее» - вдруг услышала она тоненький голосок. «Мне очень неуютно». Маша поскорее зарыла горошинку и решила посмотреть, что же с пшеницей. И на соседней грядке оказалось, что из зернышек проклюнулись тонкие корешки.
    Прошло некоторое время, и над почвой на обеих грядках показались всходы. Они нежились под лучами солнца, их поливал дождик, и ростки крепли.             Однажды Маша решила посмотреть, что же стало с тонкими корешками. Она осторожно разрыла землю и увидела, что у горошины корень удлинился, стал толще, хорошо заметным, а от него, как от стержня отходит множество других коней.
    Корни у пшеницы тоже выросли, но они были одинаковые и их было очень много, целый пучок.
  Проблема:  Почему такие разные корни у пшеницы и гороха?

слайд №3

Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система. Если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.

Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свекла и др.

Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.





Физминутка

Мы много узнали

Мы очень устали.

Давайте встанем.

А теперь движения.

Покачались, покружились

Потянулись, распрямились

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите.

V. Формирование умений.

Лабораторная работа.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Цель: научиться определять виды корней и тип корневой системы, используя гербарные материалы.

Задания: 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вами растений. Чем они различаются?

2.Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие двудольные.

6. Заполните таблицу.

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения

корневой системы.

Однодольное или двудольное





При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. (слайд №4)

Зачем это делают?

(Учащиеся высказывают свои соображения.)

Вывод: При окучивании хорошо развиваются придаточные корни, это даёт возможность растению получать больше питательных веществ из почвы.

VI.Закрепление

Давайте подведём итог: Что вы сегодня узнали нового, чему научились, чему удивились?

1. Вставить пропущенные слова ( Слайд №5)

1.В корневой системе одуванчика хорошо выражен ……. корень

2. Корневая система пшеницы называется……

3. Корень растёт в длину своей……..

4.Отщипывание кончика корня называется……

5.Через корень растение получает…… и ………

2.Исправь ошибки в тексте

Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система характерна для большинства двудольных и некоторых однодольных растений.

VII. Рефлексия. Шкала настроения (слайд №6)

Выбрать одно из слов, определяющих ваше настроение

Радость , спокойствие, раздражение, безразличие, удивление, интерес

VIII. Домашнее задание

§19, составить кроссворд со словом КОРЕНЬ или сказку про корень с ошибками






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!