СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературное чтение сказка "Сивка -Бурка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Устное народное творчество " Сказка Сивка -Бурка". 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературное чтение сказка "Сивка -Бурка"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новопетропавловская средняя общеобразовательная школа»











Урок литературное чтение тема: «Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка – Бурка»

































Учитель начальных

классов: Ахряпина Р.А.









сентябрь 2022

Тема: Русская народная сказка «Сивка Бурка»

Цель: формирование представлений о добре и зле посредствам организации виртуального

путешествия по русской народной сказке «Сивка-Бурка».

Задачи:

Личностные: развивать умения оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные: развивать умения определять и формировать цель деятельности на уроке.

Предметные: развитие умения грамотно читать (учить понимать произведение, определять главную мысль).

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности и необходимости бережного отношения к формированию понятий о добре и зле; умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные: принятие позиции читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; понимание цели и смысла выполняемых заданий; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников, вступая в диалог с ними.

Предметные: знание и понимание добра и зла; умение пересказывать текст.

Формируемые УУД:

Личностные: формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования.

Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; самостоятельно формировать тему и цель урока.

Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.

Ход урока

1.Организационный момент

- Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

Начнём урок с разминки,

У всех прямые спинки.

Глаза следят по сторонам:

То буква здесь, то буква там.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

2.Речевая разминка

На доске пословица.

Кашу кушай, а сказку слушай; умом-разумом смекай, да на ус мотай.

- Прочитайте жужжащим способом. Что это? (пословица).

- Ребята, назовите знакомые части речи, которые здесь встретились. (Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Предлог: на.

- Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т.е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно.

- А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные.

- Прочитайте быстро.

- Прочитайте выразительно.

_ Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотели нам сказать наши предки, сложившие её? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно. В них обязательно есть какое-то поучение. Мы можем многое узнать, читая их.)

3. Актуализация новых знаний

Как называется большой раздел, из которого вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (Устное народное творчество)

-Что значит устное? (Передается из уст в уста)

-Что значит народное? (Придумывал сам народ)

-Что значит творчество? (От слова «творить», «создавать»)

-Какие произведения читаете сейчас? (Сказки)

-Какие жанры сказок бывают? (Сказки о животных, бытовые, волшебные)

-Вы много знаете о сказках. Сегодня мы будем

применять наши знания на практике.

-Ваши последние сказки какого жанра?

-Что мы знаем об особенностях волшебных сказок?

Волшебные особенности сказки:

Зачин – слова, с которых начинается сказка (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)

Волшебные герои (баба Яга, леший, царевна-лягушка…)

Сказочные слова и выражения.

Волшебные предметы.

Троекратный повтор. (Три сына; три ночи стерегли пшеницу; трижды пытался Иван доскочить до царевны)

Борьба добра и зла.

Добро побеждает зло.

Концовка – последние слова сказки, завершение.

4.Словарная работа.

-Прежде чем приступить к чтению пробегитесь глазками и выделите те слова, значения которых вам непонятны:

-Вещий– предсказывает будущее.

-Каурка – масть лошади светло-каштанового, рыжеватого цвета.

-Стеречь - сторожить, караулить кого-либо.

-Сеновал - место, предназначенное для складирования сена,

защиты его от осадков и хранения.

-За пазуху - между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса.

-Грива - длинные волосы, покрывающие шею и спину у животных

(лошадей)

-Лукошко - небольшая ручная корзина из лубка или прутьев,

предназначенная для сбора ягод и грибов.

-Кликать – звать.

5.Первичное восприятие (Чтение учителем)

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой - «Сивка — Бурка».(стр18)

-Можно ли по названию сказки сказать, о ком пойдет речь?

-Чтобы узнать значение этой сказки мы её сейчас прочитаем.

(Учитель читает, дети следят)

После прочтения:

-К какому типу мы отнесем эту сказку?

-Чем же понравилась вам сказка?

6. Физкультминутка

.7. Анализ прочитанного (Выборочное чтение)

- Как начинается сказка? (Жил- был)

-Кто главный герой этой сказки?

-Кто помогал Иванушке? (Сивка – Бурка)

-Почему конь стал ему помогать?

-Что должен был сказать Иванушке, чтобы перед ним появился конь?

-Для чего Иванушка первый раз позвал Сивку-бурку?

-Почему братья не взяли его с собой?

-Что они ему сказали?

-Удалось ли Иванушке доскочить до Елены Прекрасной с первого раза?

-Сколько раз он пытался это сделать?

-Удалось ли ему снять перстень с руки Елены Прекрасной?

-Давайте найдем в тексте, что Иванушка сказал братьям когда вернулся домой?

-Как вы думаете, почему он не сказал им правду?

-Почему братья не поверили бы ему?

-Как же Иванушка-дурачок оказался на царском пиру?

-Как Елена Прекрасная раскрыла его секрет?

-Хорошо или плохо заканчивается сказка?

-Почему?

8.Обобщающая беседа

- Чему учит нас эта сказка? (Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.)

-Какие особенности волшебных сказок вы запомнили? (.Зачин; волшебные предметы, персонажи; сказочные слова и выражения; троекратный повтор; борьба добра и зла; победа добра; концовка.)

- Назовите героев сказки «Сивка — Бурка».

- Давайте вспомним описание коня? («Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.»)

- Вспомните волшебные слова из сказки. («Сивка — бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

9.Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение.

-Сегодня на занятии я узнал..

- На этом занятии я похвалил бы себя за…

10.Домашнее задание

Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!