СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения "Характеристика поступков героев произведения В. Астафьева «Капалуха». Нравственный смысл произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения "Характеристика поступков героев произведения В. Астафьева «Капалуха». Нравственный смысл произведения»

«В. Астафьев «Капалуха»

Цель – познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:

Предметные:

  • умение прогнозировать содержание по названию произведения;

  • умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;

  • умение определять основную мысль;

  • умение определять жанр произведения;

  • умение составлять план произведения;

  • умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Метапредметные:

  • умение понимать цель и задачи учебной деятельности;

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, организовывать совместную деятельность по достижению общей цели и осуществлять взаимоконтроль.

Личностные:

  • осмысление поступков героев и умение давать им оценку;

  • оценивание конкретных поступков хороших и плохих.


1. Оргмомент. Психологический настрой.

Сегодняшний урок литературного чтения, я хочу начать со слов одного французского писателя – философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Кто согласен с этим высказыванием, поднимите руки?

В чем? Почему?

Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.

-Сейчас мы с вами немного порассуждаем.

Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Люби живое » и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

У нас есть всё для путешествия в эту страну:

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать.

Глаза, чтобы видеть.

И сердце, чтобы всё это понять.

Назовите эту Зелёную страну. (ЛЕС)


2. Актуализация знаний, формулировка темы и задач урока

Прочитайте пословицы и объясните их.

  • Люби дома, что захочешь, а в людях — что дают.

  • Любовь да лад — не надобен и клад.

  • Кто кого любит, тот того и слушается.

  • Кто кого любит, тот того и голубит.

  • Хоть и журю, да люблю.

- Что общего в этих пословицах? Какая тема их объединяет?

– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Работать мы будем в парах.

Послушайте 1 задание.

Вы заполняете кластер.

1 ряд обсудит – «Кого и что можно любить?»

2 ряд подумает – «Как выражают любовь?»

3 ряд скажет – «Какой может быть любовь?»

На работу вам 2 минуты.

Как вы думаете, к кому же направлена самая сильная любовь. Подумайте.

Кто желает сказать, какая ваша мама?

Как вы думаете, в полной ли мере мы отразили качества наших мам?

Да нет, конечно, что-то, наверное, и забыли.

Давайте попробуем, прочитав сегодня новое произведение, дополнить свой словарный запас новыми добрыми словами, а потом их сказать нашим мамам.

А как вы думаете, если мы мам любим, а они нас?

Скажите, пожалуйста, как можно назвать любовь мамы к своему ребенку?

Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая.



3. Выявление места и причины затруднения.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

- А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – Это первая буква фамилии автора произведения «Слон» (Куприн)

2 буква – стоит первой в имени Блока (Александр)

3 буква – первая буква в имени мышонка из произведения Бианки. (Пик)

4 буква – С неё начинается рассказ Толстого о самом хищном морском обитателе. («Акула»)

5 буква - первая буква в названии главного героя рассказа И. С. Соколова-Микитова («Листопадничек»)

6 буква – в рассказе «Ещё про Мальку» является безударным гласным последнего слова (У)

8-9 буквы – в названии дерева из стихотворения Есенина - последний слог ( черёмуХа)

(КАПАЛУХА) – Так называется рассказ, который мы будем сегодня читать.

Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь?

Почему?

Откройте учебники. Прочитайте фамилию автора произведения «Капалуха».

Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)

Прочитайте какие слова у нас на доске (ЛЕС, МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ, КАПАЛУХА, В. АСТАФЬЕВ)

Предположите, о чём пойдёт речь в произведении.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какая задача стоит перед нами во время чтения рассказа? (определить, что обозначает слово «капалуха» и определить, о какой материнской любви идет речь)

Дополните предложения:

  1. Познакомиться с …

  2. Проанализировать….

  3. Дать характеристику …

  4. Обсудить…

  5. Высказать мнение….

  1. Реализация построенного проекта.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение. Во время чтения подчёркиваете непонятные слова.

«Рефрен» (стр. 100 « - А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!»)

Как вы думаете, что сделают дети?

А что будет с капалухой, если дети возьмут яйца?

Дочитывание текста.

Приём тонких и толстых вопросов.

Тонкие ?

Толстые ?

  • кто.

  • что.

  • когда.

  • может.

  • будет.

  • мог ли.

  • как звали.

  • было ли.

  • согласны ли вы.

  • верно ли.

  • дайте объяснение, почему.

  • почему вы думаете.

  • почему вы считаете.

  • в чем разница.

  • предположите, что будет, если.

  • что, если.



Физкультминутка



6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1) Словарная работа.

Какие слова вы подчеркнули в тексте?

луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы;

альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.

просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;

черничник - заросли черники;

пастьба – луг, где пасут скот.

космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.

2. перен. Что-л., напоминающее такие пряди.

2) Перечитывание текста.

- Читать будем со слов «- Возьмём!...» стр. 99 и до конца текста.

3) Вопросы после чтения.

Кто же это капалуха?

О какой любви идет речь в рассказе?

А у людей такое бывает?

Какое чувство вы испытали, читая этот рассказ?

А какие чувства вы испытали к маме-капалухе?

Что еще вас поразило, может быть удивило, что нового для себя вы узнали?



7. Включение в систему знаний и повторение.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Заполнение таблицы «Линии сравнения» Работа в группах.

Составление таблицы «Линии сравнения»

- Как вела себя капалуха при встрече с людьми? (тревожно, гневно)

-А почему? (она боялась за своих птенцов)

Давайте рассмотрим, как вела себя глухарка в начале и в конце рассказа.

1 группа составит таблицу сравнений.

Поведение капалухи

В начале рассказа

В конце рассказа















- Найдите и прочитайте в 3 части текста слова (действия), которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. Запишите их в техн.карту.

Приглашаю, помощников к доске.

(Дети выставляют слова, беря их со стола учителя, в 2 колонки)

  • металась в стороны

  • крылья разброшены,

  • мела ими

  • закостенели от неподвижности

  • пыжилась

  • и не могла взлететь

как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

  • сидела на сучке вытянув шею

  • целилась на гнездо

  • плавно слетела

  • заползла в гнездо

  • распустила крылья

  • замерла)

Посмотрите, все ли мы правильно подобрали или можно, что-нибудь поменять.

Итак, давайте сравним поведение птицы. Кажется, что внешне глухарка успокоилась, а в душе?

Так и ваши родители, дети, беспокоятся за вас каждую минуту, даже если вам кажется, что это не так.

2 группа. Готовит мини-сообщение о глухарях, используя «Атлас определитель» и доп. Информацию.

- Ребята, а что вы знаете о глухаре?

(1 ученик: - В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега.

- А знаете ли вы, почему глухаря назвали глухарём?

2 ученик: Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За это и назвали его глухарем.)

- Посмотрите, я приготовила для вас видеосюжет, пополните свои знания.

3 группа. Отвечает на вопрос 1 стр. 101

"Капалуха" - это просто диалектическое слово, то есть местное наречие на местном сленге, а значит оно самку птицы глухаря. В народе очень много версий происхождения данного названия: одни говорят, что пошло от слова копает, капает, другие говорят от каппало - из иностранного финского языка. Слово это прижилось, и теперь капалухой самок этих птиц называют охотники всей страны, от Карелии до Сибири, и даже Дальнего Востока. А вот еще интересный факт, если слово капалуха иногда меняет вторую гласную на О или Е, то кое-где уменьшительная форма Копаленок используется для обозначения птенцов глухаря. То есть слово будучи исконно финским прижилось и стало чисто русским.

4 группа. Стр. 101 вопрос 6. и работа с пословицами.

- У вас на листе записаны пословицы, какая из них может лучше охарактеризовать глухарку – мать? Она очень подходит к рассказу.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.


- Докажите это?

5 группа. Приготовить мини-сообщение об авторе.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.

Мальчик рано потерял мать. Она утонула, когда Виктору было семь лет. После смерти матери Виктор жил с бабушкой, которая оставила в душе писателя светлые воспоминания.

В школу Виктор пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. В Игарке, куда переехал на заработки его отец, Виктор окончил начальную школу, а осенью 1936 года отец попал в больницу. Брошенный родными, Виктор в 12 лет оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, а после был направлен в детский дом.

В 1941 году Астафьев благополучно окончил шестой класс. Ему исполняется 16 лет. Шла война. Осенью, собрав денег на билет, с большими трудностями он добирается до Красноярска и поступает в Железнодорожную школу. После учёбы 4 месяца работал составителем поездов на станции.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. На войне был шофёром, разведчиком, связистом. Несколько раз был тяжело ранен. До самого конца войны он оставался рядовым солдатом.

За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».

После Победы, в 1945 году, уехал на Урал в город Чусовой Пермской области. Там работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия и Ирина и сын Андрей.

Тяжелые ранения лишили Астафьева профессии - остался один глаз, плохо слушалась рука. Однажды он попал на заседание литературного кружка при газете. После этого он за одну ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек». Вскоре автор стал литературным работником газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. П. Астафьева. Как сотрудник газеты он много разъезжает по краю, много видит. За четыре года работы В. Астафьев пишет много статей, очерков, рассказов, За это время издает две книги для детей ( « Васюткино озеро » и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот»).

В 35 лет Астафьев поступает на Высшие литературные курсы в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице. Рассказы были о судьбах людей, которых Виктор встретил во времена своего сиротского детства и юности. Написанные произведения приносят Астафьеву широкую известность. Его литературные заслуги были отмечены государственными наградами.

Рассказы Виктора Петровича Астафьева помогают увидеть и услышать красоту природы . Прочитав их, читатель открывает для себя то, что раньше не знал и не замечал. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

С 1980 года Астафьев жил на родине – в Красноярске.

29 ноября 2001 года Астафьев ушёл из жизни в возрасте 77 лет. Согласно завещанию он был похоронен в родном селе Овсянка.


Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта главная мысль этого рассказа.

1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.»

Послушайте его:

«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»

2 абзац - последний.

«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

- Итак, кто догадался, о чём важном хотел сказать нам автор?

- О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Выберите по желанию выбирают себе фразу и заканчите ее самостоятельно.


Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Урок для меня показался…….

За урок я…..

Мое настроение……..

Материал урока мне был………


- Поднимите вверх кулачок. Сейчас вы оцените себя на уроке.

Разогните 1 пальчик, если вы узнали на уроке что-то новое.

2 пальчик, если вы активно работали на уроке,

3 пальчик, если внимательно слушали одноклассников и учителя,

4 пальчик, если вам было интересно,

5 пальчик, если вам понравился урок.

9. Домашнее задание

- Сказать дома маме много добрых и ласковых слов и подарить цветок.

- Прочитать рассказ «Капалуха», нарисовать иллюстрацию к данному произведению.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!