СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения по теме Ф. Тютчев "Чародейкою Зимою", С. Есенин "Поёт зима-аукает", "Берёза".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Зима"»

Тема: Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»,

С. Есенин «Поёт зима-аукает», «Берёза»

Цели деятельности педагога:

  1. Познакомить обучающихся с краткой биографией и творчеством поэтов Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина, сравнить их стихотворения.

  2. Совершенствовать навык правильного сознательного беглого и выразительного чтения.

  3. Обогащать словарный запас обучающихся.

  4. Прививать любовь к родной природе.

  5. Развивать речь и мышление обучающихся, умение высказывать свою точку зрения, работать в группе.

Методическое оборудование: учебник, портреты Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь».

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Форма урока «Творческая мастерская»

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения.

Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение самостоятельно работать с учебником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы: карточки с заданиями; рисунки учащихся о зиме, музыка П.И. Чайковского «Зима» , Анатолий Хоперский «Чародейкою Зимою», «Поёт зима аукает», «Берёза», «Снежинка». Музыка и слова Л. Олифирова Русская зима.

- Мультимедийный проектор

Ход урока

1. Организационный момент

2.Мотивация

- Закроем глаза и шёпотом произнесём: зима… Какое чувство возникло?

- Вы видели, как идёт снег?

- Расскажите, какие снежинки вы видели ( ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, лёгкие)

- С чем можно их сравнить, белые, как… (сахар, молоко)

- Лёгкие, будто… ( пух, пушинки)

- Ажурные, словно…( кружева, звёздочки)

-Что же делают эти лёгкие снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся).

- А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут?

Если хотим наделить их свойствами живых существ.

II.Актуализация знаний.

1.Речевая разминка.

Работа с чистоговорками.

Ок – ок - ок- падает снежок.

Ип- ип- ип- слышу снега скрип.

Ре- ре-ре- горы в снежном серебре.

- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

- В 3-м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

- А теперь прочтите громко и весело.

Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.

III. Беседа.

-Какое это время года по календарю?

-Подчинилась ли природа календарю?

-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?

-Чем вам нравится зима?

-А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).

-А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?

-А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)

- Какое произведение читали дома? Кто его написал?

-Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

- Чьё чтение вам хотелось бы послушать?

Чтение наизусть.

- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?

- Какие бы советы дали остальным ребятам?

- Какой отметкой оцените их чтение?

- Почему так?

IV .Самоопределение к деятельности.

 Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?

- Попытайтесь сформулировать тему урока.

- Обучающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима».

- Какие еще цели мы ставили перед изучение этого раздела?

- Какие же цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

- Обобщить и систематизировать знания по теме раздела.

Учитель: У нас урок в форме «Творческая мастерская», значит,

важнейшая цель – развивать ваши творческие способности.

V.Работа по теме урока

- Красив, загадочен зимний лес. Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к этой теме. Одним из них является Федор Иванович Тютчев.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) был богато одаренным с раннего детства, как сегодня сказали бы, вундеркиндом. Первое стихотворение он опубликовал в 14 лет, а в 15 лет он уже студент Московского университета. Провел много лет за границей. У Тютчева много стихотворений о природе. Через обращение к природе поэт часто показывает сложный мир человеческих переживаний.

1. Чтение учителем стихотворения

- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)

Понравилось вам стихотворение?

- Что напоминает это стихотворение? (сказку)

- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.

2. Чтение детьми:

*шёпотом

*в парах друг другу

Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.

3.Словарная работа.

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.

Чары - волшебство.

Ослепительная краса (красивая, блестящая)

Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.

Мещет – мечет - от слова метать.

4.Чтение стихотворения  вслух. 

- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?

  • Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес что? А в стихотворении кто).

  • Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?

  • А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)

  • Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)

Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).

-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?

- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

5. Анализ стихотворения.

- О чём это стихотворение?

-Какие картины вы себе представляете после чтения стихотворения?

- Почему Зиму поэт называет чародейкою?

- Какое волшебство, колдовство она совершила?

- Почему Зима с большой буквы?

- Почему Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры.

-В каком состоянии находится зимний лес? В каких словах показаны неподвижность леса, состояние покоя?

- Почему такое состояние Тютчев характеризует словами «не мертвец и не живой»?

- Что относится к слову мертвец, а что к слову – живой?

- Укажите «волшебные» слова. Зачем эти слова необходимы о зимнем лесе?

- Какой волшебный сон снится лесу?

- Что такое «чудная жизнь»?

- Как преображается лес, когда на него падает луч солнца?

-Почему Тютчев назвал это ослепительной красой?

- Вам хотелось бы совершить прогулку в такой лес, какой нарисовал нам поэт Тютчев?

Вывод: Тютчев сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты.  нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.


VI. Физминутка.


VII. Продолжение работы по теме урока.

6.Подготовка к восприятию

- Теперь мы познакомимся со стихотворениями С.А. Есенина.


Сергей Александрович родился в с. Константиново под Рязанью на берегу Оки. Рос он очень непоседливым ребёнком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и 4 лет, когда он научился скакать на лошади. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Есенин очень рано начал писать стихи (ему было 9 лет). Все его стихи о природе, о родине, о нём самом или близких ему людях.

Портрет С.А. Есенина.

7.Первичное чтение учителем стихотворения «Поёт зима – аукает»

  1. Понравилось ли вам стихотворение?

  2. Какое настроение оно у вас вызывает? Почему?

  3. Какое настроение у автора?

Да/Нет

Печаль, жалко воробышков.

Тоска, нет настроения.

8.Повторное чтение с глубоким анализом.

А теперь прочтите вы и найдите слова, рисующие образ зимы в первых 2-х строчках стихотворения.

Эти слова взяты из жизни природы или людей? Почему?

Найдите подобные слова в тексте.

Почему автор сравнивает метелицу с ковром?

На что похожи плывущие по небу облака?

Как нарисованы птицы, какими словами автор передаёт своё отношение к ним?

Почему он к ним так относится?

Какие чувства к воробышкам хочет вызвать поэт у читателя?

Какие средства выразительности использовал поэт?

Прочитайте следующие 3 строчки. Какие приёмы использованы здесь?

Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая? Почему?

Какие литературные приёмы использует автор?

Олицетворение: «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает».

Метафора: «А по двору метелица

Ковром шелковым стелится».

Эпитеты: «мохнатый лес», «тоской глубокою», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые».

Олицетворение, метафора: «седые облака», «с тоской глубокою».




9.Выразительное чтение учащимися.

Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему.

Читают 1 – 2 человека.


10.Первичное чтение учителем стихотворения «Берёза»

  1. Вам понравилось стихотворение?

  2. Что вы представили, слушая стихотворение?

  3. По настроению они отличаются?

  4. С каким настроением нужно его читать?

1.Да/Нет

2.Зимнюю берёзу под окном.

3. Да.

4. Торжественным, восторгом.


11.Повторное чтение с глубоким анализом.

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно описание инея, найдите его.

Прочтите стихотворение ещё раз. Какое время дня описывает поэт? Почему вы так думаете?

Прочтите, как занимается заря зимой.

Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?

Какие ещё выразительные средства используются?

Любит ли Есенина зимнюю берёзу?

А вам нравятся деревья зимой?

А чтобы деревья жили вечно давайте их беречь и охранять. Ведь охранять природу, значит, любить и охранять Родину.

12.Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- А теперь вы сами прочтите выразительно стихотворение, пытаясь передать его настроение.

2 - 3 ученика читают.


13.Рефлексия учебной деятельности.

Пришло время оценить свой труд.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Чему можете научить своих одноклассников?

- От чего испытали радость?

- Что огорчило?

- А в целом, с каким настроением работали?

Со стихотворениями каких поэтов мы познакомились?

Какие стихотворения прочли?

Какое стихотворение понравилось больше?

А что их объединяет?

Чем они отличаются?

Они все о зиме.

Описываются разные предметы зимой, настроением.


14.Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…», С.А. Есенина «Поёт зима – аукает». «Берёза» - выучить наизусть.

Спасибо за урок! До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!