Тема: Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»,
С. Есенин «Поёт зима-аукает», «Берёза»
Цели деятельности педагога:
Познакомить обучающихся с краткой биографией и творчеством поэтов Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина, сравнить их стихотворения.
Совершенствовать навык правильного сознательного беглого и выразительного чтения.
Обогащать словарный запас обучающихся.
Прививать любовь к родной природе.
Развивать речь и мышление обучающихся, умение высказывать свою точку зрения, работать в группе.
Методическое оборудование: учебник, портреты Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Форма урока «Творческая мастерская»
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения.
Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение самостоятельно работать с учебником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы: карточки с заданиями; рисунки учащихся о зиме, музыка П.И. Чайковского «Зима» , Анатолий Хоперский «Чародейкою Зимою», «Поёт зима аукает», «Берёза», «Снежинка». Музыка и слова Л. Олифирова Русская зима.
- Мультимедийный проектор
Ход урока
1. Организационный момент
2.Мотивация
- Закроем глаза и шёпотом произнесём: зима… Какое чувство возникло?
- Вы видели, как идёт снег?
- Расскажите, какие снежинки вы видели ( ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, лёгкие)
- С чем можно их сравнить, белые, как… (сахар, молоко)
- Лёгкие, будто… ( пух, пушинки)
- Ажурные, словно…( кружева, звёздочки)
-Что же делают эти лёгкие снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся).
- А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут?
Если хотим наделить их свойствами живых существ.
II.Актуализация знаний.
1.Речевая разминка.
Работа с чистоговорками.
Ок – ок - ок- падает снежок.
Ип- ип- ип- слышу снега скрип.
Ре- ре-ре- горы в снежном серебре.
- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.
- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.
- В 3-м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.
- А теперь прочтите громко и весело.
Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.
III. Беседа.
-Какое это время года по календарю?
-Подчинилась ли природа календарю?
-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?
-Чем вам нравится зима?
-А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).
-А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?
-А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)
- Какое произведение читали дома? Кто его написал?
-Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
- Чьё чтение вам хотелось бы послушать?
Чтение наизусть.
- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?
- Какие бы советы дали остальным ребятам?
- Какой отметкой оцените их чтение?
- Почему так?
IV .Самоопределение к деятельности.
Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
- Обучающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима».
- Какие еще цели мы ставили перед изучение этого раздела?
- Какие же цели мы поставим на сегодняшнем уроке?
- Обобщить и систематизировать знания по теме раздела.
Учитель: У нас урок в форме «Творческая мастерская», значит,
важнейшая цель – развивать ваши творческие способности.
V.Работа по теме урока
- Красив, загадочен зимний лес. Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к этой теме. Одним из них является Федор Иванович Тютчев.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) был богато одаренным с раннего детства, как сегодня сказали бы, вундеркиндом. Первое стихотворение он опубликовал в 14 лет, а в 15 лет он уже студент Московского университета. Провел много лет за границей. У Тютчева много стихотворений о природе. Через обращение к природе поэт часто показывает сложный мир человеческих переживаний.
1. Чтение учителем стихотворения
- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)
Понравилось вам стихотворение?
- Что напоминает это стихотворение? (сказку)
- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.
2. Чтение детьми:
*шёпотом
*в парах друг другу
Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.
3.Словарная работа.
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.
Чары - волшебство.
Ослепительная краса (красивая, блестящая)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Мещет – мечет - от слова метать.
4.Чтение стихотворения вслух.
- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?
Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес - что? А в стихотворении - кто).
Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?
А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)
Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)
Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).
-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
5. Анализ стихотворения.
- О чём это стихотворение?
-Какие картины вы себе представляете после чтения стихотворения?
- Почему Зиму поэт называет чародейкою?
- Какое волшебство, колдовство она совершила?
- Почему Зима с большой буквы?
- Почему Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры.
-В каком состоянии находится зимний лес? В каких словах показаны неподвижность леса, состояние покоя?
- Почему такое состояние Тютчев характеризует словами «не мертвец и не живой»?
- Что относится к слову мертвец, а что к слову – живой?
- Укажите «волшебные» слова. Зачем эти слова необходимы о зимнем лесе?
- Какой волшебный сон снится лесу?
- Что такое «чудная жизнь»?
- Как преображается лес, когда на него падает луч солнца?
-Почему Тютчев назвал это ослепительной красой?
- Вам хотелось бы совершить прогулку в такой лес, какой нарисовал нам поэт Тютчев?
Вывод: Тютчев сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.
VI. Физминутка.
VII. Продолжение работы по теме урока.
6.Подготовка к восприятию
- Теперь мы познакомимся со стихотворениями С.А. Есенина.
Сергей Александрович родился в с. Константиново под Рязанью на берегу Оки. Рос он очень непоседливым ребёнком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и 4 лет, когда он научился скакать на лошади. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Есенин очень рано начал писать стихи (ему было 9 лет). Все его стихи о природе, о родине, о нём самом или близких ему людях.
Портрет С.А. Есенина.
7.Первичное чтение учителем стихотворения «Поёт зима – аукает»
Понравилось ли вам стихотворение?
Какое настроение оно у вас вызывает? Почему?
Какое настроение у автора?
Да/Нет
Печаль, жалко воробышков.
Тоска, нет настроения.
8.Повторное чтение с глубоким анализом.
А теперь прочтите вы и найдите слова, рисующие образ зимы в первых 2-х строчках стихотворения.
Эти слова взяты из жизни природы или людей? Почему?
Найдите подобные слова в тексте.
Почему автор сравнивает метелицу с ковром?
На что похожи плывущие по небу облака?
Как нарисованы птицы, какими словами автор передаёт своё отношение к ним?
Почему он к ним так относится?
Какие чувства к воробышкам хочет вызвать поэт у читателя?
Какие средства выразительности использовал поэт?
Прочитайте следующие 3 строчки. Какие приёмы использованы здесь?
Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая? Почему?
Какие литературные приёмы использует автор?
Олицетворение: «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает».
Метафора: «А по двору метелица
Ковром шелковым стелится».
Эпитеты: «мохнатый лес», «тоской глубокою», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые».
Олицетворение, метафора: «седые облака», «с тоской глубокою».
9.Выразительное чтение учащимися.
Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему.
Читают 1 – 2 человека.
10.Первичное чтение учителем стихотворения «Берёза»
Вам понравилось стихотворение?
Что вы представили, слушая стихотворение?
По настроению они отличаются?
С каким настроением нужно его читать?
1.Да/Нет
2.Зимнюю берёзу под окном.
3. Да.
4. Торжественным, восторгом.
11.Повторное чтение с глубоким анализом.
Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
Особенно интересно описание инея, найдите его.
Прочтите стихотворение ещё раз. Какое время дня описывает поэт? Почему вы так думаете?
Прочтите, как занимается заря зимой.
Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?
Какие ещё выразительные средства используются?
Любит ли Есенина зимнюю берёзу?
А вам нравятся деревья зимой?
А чтобы деревья жили вечно давайте их беречь и охранять. Ведь охранять природу, значит, любить и охранять Родину.
12.Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- А теперь вы сами прочтите выразительно стихотворение, пытаясь передать его настроение.
2 - 3 ученика читают.
13.Рефлексия учебной деятельности.
Пришло время оценить свой труд.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Чему можете научить своих одноклассников?
- От чего испытали радость?
- Что огорчило?
- А в целом, с каким настроением работали?
Со стихотворениями каких поэтов мы познакомились?
Какие стихотворения прочли?
Какое стихотворение понравилось больше?
А что их объединяет?
Чем они отличаются?
Они все о зиме.
Описываются разные предметы зимой, настроением.
14.Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…», С.А. Есенина «Поёт зима – аукает». «Берёза» - выучить наизусть.
Спасибо за урок! До свидания!