Предмет:Литературное чтение
Дата проведения:02.03.2020
Место проведения:МОУ»Школа №54 г.Донецка»
Класс:3-Б
Учитель:Толоченко Ирина Николаевна
Тема урока: С..Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...Заголовок стихотворения».
Цель урока: формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора , совершенствовать работу над текстом, умение рассказывать о событиях из прочитанного произведения; развивать устную речь, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Методы и приемы: беседа, работа с учебником.
Оборудование урока для учителя: презентация, учебник.
Оборудование урока для учащихся: учебник.
Ход урока:
1.Организационный момент
Дети встают, проверяют готовность к уроку.
2.Актуализация знаний учащихся.
а)Речевая разминка:
-Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Черной галке
Черный дрозд
Подарил черники гроздь.
Черная галка
Чернику склевала,
Только, представьте,
Чернее не стала.
Какой звук повторяется?
-Правильно, ребята! {Звук [ч].)
-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
б)Проверка домашнего задания:
Работа над стихотворением «Гроза днем»
Ребята, вы начали изучать раздел «По страницам детских журналов»
— Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Гроза днем».
(Дети читают самостоятельно.)
— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома. Произнесите их. (Проехал, громко, грома.)
— Какой звук в этих словах повторяется? (Звук [р].)
Работа в парах
— С каким настроением надо читать это стихотворение? (Весело) В каком темпе? (Три строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением.)
Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.
— А теперь, прочитаем вслух. Порадуем друг друга. (3-5 человек)
Удалось ли ребятам передать гром и шум дождя?
3.Ознакомление с задачками урока.
Ребята, проведем с вами викторину. Попробуйте вставить нужные слова к известным стихотворным строчкам. Все готовы?
1. А теперь без грамоты пропадёшь,Далеко без …… (грамоты) не уйдёшь.
2. Жил человек рассеянный на улице ….. (Бассейной)
3. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ……(ремне)?
4. Побежали котятки, Отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой;– Мама, мама, не злись,Потому что ………. (нашлись),Потому что нашлись Перчатки!
5. Дама сдавала багаж:Диван,Чемодан,……(саквояж)
6. Против дома у ворот Жил в сторожке старый …..(кот)
- Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте фамилию в выделенных клетках. (Маршак.)
- Какие произведения Самуила Яковлевича Маршака вы уже знаете?
«Любите Маршака, учитесь у него» – эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. Стихи С. Я. Маршак стал писать еще в детстве, а одной из первых его книг для самых маленьких стала книга “детки в клетке”, которая вышла в 1922 году.
4.Работа над новым материалом.
-Просмотр презентации по теме урока.
-Ребята, сейчас мы с вами будем работать над стихотворением, строки которого начинаются со слов: «В лесу над росистой поляной». Откройте учебники на странице 111. Послушайте это стихотворение.
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу.
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки
В рассветном тумане со мной.
-
Ребята, а как Вы думаете, от чьего имени написано стихотворение? (от имени мальчика)
-
Какие воспоминания о лете хочет увезти с собой в город мальчик?
-
О чем напоминают самому поэту голос кукушки в долгие зимние вечера? (о детстве, о лете, о самой кукушке)
-
Почему голос кукушки назван «стеклянным»?
-
Что Вы представляете, когда читаете две последние строчки?
-
Как бы Вы озаглавили это стихотворение? Почему?
5.Физкультминутка.
А часы идут.
Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
6.Работа над выразительным чтением .
Ребята, а сейчас мы с Вами поработаем над выразительным чтением.
-
Друзья, а когда Вы читаете это стихотворение какое у Вас настроение?
-
А как Вы думаете какое настроение у самого стихотворения?
-
В каком темпе нужно читать это стихотворение?
-
Ребята, сейчас мы с Вами будем читать стихотворение по одной строчке. Начинаем?
-
Вы все такие молодцы. Вы очень хорошо читаете стихи!
-
А теперь прочтем стихотворение полностью! ( читают 2-3 человека.)
-
Ребята, спасибо, Вы очень хорошо читаете стихи! А теперь представим, что все мы художники! Представили? Какую бы Вы картину нарисовали к этому стихотворению?
-
Молодцы! Мы с Вами хорошо поработали, а сейчас давайте послушаем Алтайскую легенду про кукушку:
В давние времена алтайцы птиц не обижали, о них пелись песни, складывались сказки, былины, легенды. Вот одна из легенд…
Когда это было? Очень давно… Тогда птиц алтайские народы боготворили. А старики до сих пор считают кукушку (кююк) птицей-мученицей. Когда-то кукушка была женщиной. Жила она бедно, но ее спасало трудолюбие. Все силы она отдавала трем своим детям. А дети росли непослушными, мать свою не уважали. Однажды она тяжело заболела. Послала одного сына за дровами. Он не пошел. Послала другого - тот убежал. И третий не послушался мать, отмахнулся от ее просьбы. Заплакала мать и сказала: «Лучше бы я птицей стала, улетела бы от вас…» Сказала в отчаянии, без умысла, а вдруг и правда превратилась в кукушку…
Вспорхнула и полетела в дымоход – дыру юрты. Один сын успел, схватил ее за ногу. Но в руках его остался только обувок, а кукушка улетела. Так и живет теперь она без дома, одна нога ее черная – в «обувке», другая светлая – «разутая». И яйца подкладывает в гнезда других птиц, чтобы самой не мучиться, не кормить птенцов. И столько отчаяния в ее «ку-ку» весной и в начале лета слышится.
Вот такая грустная легенда. Но к сведению успевших загрустить: кукушка - самка не умеет кричать никак. Она всегда молчит. «Ку-ку» - это призыв самца. И чем дольше раздается «Ку-ку, ку-ку», тем «привередливее» попалась невеста. Так что не грустите долго, если услышите его (не ее!) голос и улыбнитесь весне!
-
Ребята, кукушка – птица, известная практически каждому. Она довольно беспокойна, избегает общества себе подобных и не любит общаться с другими птицами. Любимое блюдо кукушки- личинки и разные насекомые. Кукушка со старых времён является примером неправильного отношения родителей к детям. У неё своеобразный взгляд на собственное потомство. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.
-
Под стать своим родителям и кукушкины дети. У них тоже выработались специфические врождённые рефлексы, инстинкты, связанные с воспитанием в чужом гнезде. Вскоре после того как кукушонок выклюнется из яйца, он начинает выбрасывать из гнезда яйца или других птенцов – своих приёмных братьев.
Резервное задание:
Кукушка сидела Кукушка куковала, В чаще леса, на суку,
на толстом суку, Года она считала, Слышу голос я: «Ку-ку!»
сидела кукушка Ошиблась, просчиталась, Мне кукушка, сколько лет?
и пела "ку-ку!" О чем-то размечталась. Слышу я: «Ку-ку» - в ответ.
А дятел с верхушки И начала все снова, Мне годочков ровно пять,
косился на сук Век куковать готова. Научись сперва считать!
и весело вторил
кукушке "тук-тук!"
7.Рефлексия.
-Что больше всего запомнилось на уроке?
8.Итог урока.
-Быстро пролетел урок, подведем быстрей итог.
- Ребята, а кто слышал кукушку?– А что вы знаете о кукушке?
-А где можно найти информацию о кукушке?
-Правильно, ребята, в энциклопедиях и учебниках. А для чего нужна нам энциклопедия? Есть ли у Вас дома энциклопедия? Часто ли Вы её открываете?
9. Домашнее задание
Домашнее задание: уметь читать с выражением стихотворение Маршака «В лесу над росистою поляной»(с.111)