СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения"С.Маршак"В лесу над росистой поляной..Заголовок стихотворения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителям 3 класса провести урок в нестандартной форме

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения"С.Маршак"В лесу над росистой поляной..Заголовок стихотворения"»

Предмет:Литературное чтение

Дата проведения:02.03.2020

Место проведения:МОУ»Школа №54 г.Донецка»

Класс:3-Б

Учитель:Толоченко Ирина Николаевна

Тема урока: С..Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...Заголовок стихотворения».

Цель урока: формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора , совершенствовать работу над текстом, умение рассказывать о событиях из прочитанного произведения; развивать устную речь, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.

Методы и приемы: беседа, работа с учебником.

Оборудование урока для учителя: презентация, учебник.

Оборудование урока для учащихся: учебник.



Ход урока:

1.Организационный момент

Дети встают, проверяют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний учащихся.

а)Речевая разминка:

-Прочитайте самостоятельно чистоговорку.

Черной галке

Черный дрозд

Подарил черники гроздь.

Черная галка

Чернику склевала,

Только, представьте,

Чернее не стала.

Какой звук повторяется?

-Правильно, ребята! {Звук [ч].)

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).

б)Проверка домашнего задания:

Работа над стихотворением «Гроза днем»

Ребята, вы начали изучать раздел «По страницам детских журналов»

  • Со стихотворением, какого автора вы познакомились на прошлом уроке?

— Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Гроза днем».

(Дети читают самостоятельно.)

— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома. Произнесите их. (Проехал, громко, грома.)

— Какой звук в этих словах повторяется? (Звук [р].)

Работа в парах

— С каким настроением надо читать это стихотворение? (Весело) В каком темпе? (Три строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением.)

Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.

— А теперь, прочитаем вслух. Порадуем друг друга. (3-5 человек)

Удалось ли ребятам передать гром и шум дождя?

3.Ознакомление с задачками урока.

Ребята, проведем с вами викторину. Попробуйте вставить нужные слова к известным стихотворным строчкам. Все готовы?

1. А теперь без грамоты пропадёшь,Далеко без …… (грамоты) не уйдёшь.

2. Жил человек рассеянный на улице ….. (Бассейной)

3. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ……(ремне)?

4. Побежали котятки, Отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой;– Мама, мама, не злись,Потому что ………. (нашлись),Потому что нашлись Перчатки!

5. Дама сдавала багаж:Диван,Чемодан,……(саквояж)

6. Против дома у ворот Жил в сторожке старый …..(кот)

- Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте фамилию в выделенных клетках. (Маршак.)

- Какие произведения Самуила Яковлевича Маршака вы уже знаете?

«Любите Маршака, учитесь у него» – эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. Стихи С. Я. Маршак стал писать еще в детстве, а одной из первых его книг для самых маленьких стала книга “детки в клетке”, которая вышла в 1922 году.

4.Работа над новым материалом.

-Просмотр презентации по теме урока.

-Ребята, сейчас мы с вами будем работать над стихотворением, строки которого начинаются со слов: «В лесу над росистой поляной». Откройте учебники на странице 111. Послушайте это стихотворение.

В лесу над росистой поляной

Кукушка встречает рассвет.

В тиши ее голос стеклянный

Звучит, как вопрос и ответ.

И память о летнем рассвете

Я в город с собой унесу.

Пускай мне зимою о лете

Напомнит кукушка в лесу.

Припомню я лагерь, палатки

На самой опушке лесной

И птицу, игравшую в прятки

В рассветном тумане со мной.

  • Ребята, а как Вы думаете, от чьего имени написано стихотворение? (от имени мальчика)

  • Какие воспоминания о лете хочет увезти с собой в город мальчик?

  • О чем напоминают самому поэту голос кукушки в долгие зимние вечера? (о детстве, о лете, о самой кукушке)

  • Почему голос кукушки назван «стеклянным»?

  • Что Вы представляете, когда читаете две последние строчки?

  • Как бы Вы озаглавили это стихотворение? Почему?



5.Физкультминутка.

А часы идут.

Тик-так, тик-так

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)





6.Работа над выразительным чтением .

Ребята, а сейчас мы с Вами поработаем над выразительным чтением.

  • Друзья, а когда Вы читаете это стихотворение какое у Вас настроение?

  • А как Вы думаете какое настроение у самого стихотворения?

  • В каком темпе нужно читать это стихотворение?

  • Ребята, сейчас мы с Вами будем читать стихотворение по одной строчке. Начинаем?

  • Вы все такие молодцы. Вы очень хорошо читаете стихи!

  • А теперь прочтем стихотворение полностью! ( читают 2-3 человека.)

  • Ребята, спасибо, Вы очень хорошо читаете стихи! А теперь представим, что все мы художники! Представили? Какую бы Вы картину нарисовали к этому стихотворению?

  • Молодцы! Мы с Вами хорошо поработали, а сейчас давайте послушаем Алтайскую легенду про кукушку:

В давние времена алтайцы птиц не обижали, о них пелись песни, складывались сказки, былины, легенды. Вот одна из легенд…
Когда это было? Очень давно… Тогда птиц алтайские народы боготворили. А старики до сих пор считают кукушку (кююк) птицей-мученицей. Когда-то кукушка была женщиной. Жила она бедно, но ее спасало трудолюбие. Все силы она отдавала трем своим детям. А дети росли непослушными, мать свою не уважали. Однажды она тяжело заболела. Послала одного сына за дровами. Он не пошел. Послала другого - тот убежал. И третий не послушался мать, отмахнулся от ее просьбы. Заплакала мать и сказала: «Лучше бы я птицей стала, улетела бы от вас…» Сказала в отчаянии, без умысла, а вдруг и правда превратилась в кукушку…
Вспорхнула и полетела в дымоход – дыру юрты. Один сын успел, схватил ее за ногу. Но в руках его остался только обувок, а кукушка улетела. Так и живет теперь она без дома, одна нога ее черная – в «обувке», другая светлая – «разутая». И яйца подкладывает в гнезда других птиц, чтобы самой не мучиться, не кормить птенцов. И столько отчаяния в ее «ку-ку» весной и в начале лета слышится.
Вот такая грустная легенда. Но к сведению успевших загрустить: кукушка - самка не умеет кричать никак. Она всегда молчит. «Ку-ку» - это призыв самца. И чем дольше раздается «Ку-ку, ку-ку», тем «привередливее» попалась невеста. Так что не грустите долго, если услышите его (не ее!) голос и улыбнитесь весне!

  • Ребята, кукушка – птица, известная практически каждому. Она довольно беспокойна, избегает общества себе подобных и не любит общаться с другими птицами. Любимое блюдо кукушки- личинки и разные насекомые. Кукушка со старых времён является примером неправильного отношения родителей к детям. У неё своеобразный взгляд на собственное потомство. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

  • Под стать своим родителям и кукушкины дети. У них тоже выработались специфические врождённые рефлексы, инстинкты, связанные с воспитанием в чужом гнезде. Вскоре после того как кукушонок выклюнется из яйца, он начинает выбрасывать из гнезда яйца или других птенцов – своих приёмных братьев.

Резервное задание:

  • Ребята, послушайте несколько небольших стихотворений про кукушек.

Кукушка сидела Кукушка куковала, В чаще леса, на суку,

на толстом суку, Года она считала, Слышу голос я: «Ку-ку!»

сидела кукушка Ошиблась, просчиталась, Мне кукушка, сколько лет?

и пела "ку-ку!" О чем-то размечталась. Слышу я: «Ку-ку» - в ответ.

А дятел с верхушки И начала все снова, Мне годочков ровно пять,

косился на сук Век куковать готова. Научись сперва считать!

и весело вторил

кукушке "тук-тук!"

7.Рефлексия.

-Что больше всего запомнилось на уроке?

8.Итог урока.

-Быстро пролетел урок, подведем быстрей итог.

- Ребята, а кто слышал кукушку?– А что вы знаете о кукушке?

-А где можно найти информацию о кукушке?

-Правильно, ребята, в энциклопедиях и учебниках. А для чего нужна нам энциклопедия? Есть ли у Вас дома энциклопедия? Часто ли Вы её открываете?

9. Домашнее задание

Домашнее задание: уметь читать с выражением стихотворение Маршака «В лесу над росистою поляной»(с.111)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя