.
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема « Знакомство с произведением В. Бианки «Мышонок Пик»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии формирования правильного типа читательской деятельности.
Учебник - «Литературное чтение» для 3 класса УМК «Школа России».
Учебно-методический комплект «Школа России»
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Горецкий. Литературное чтение. Учебник в 2 частях. М.: Просвещение, 2013.
Цели урока:
Познавательная: знакомство с произведением В.В.Бианки, продолжение тренировки навыка чтения.
Развивающая: развитие умения детей работать с книгой, текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формирование способности эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать герою; любить все живое и осознавать, что оно имеет полное право на жизнь.
Цели:
1.Предметные.
Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора.
2.Метапредметные.
А) Коммуникативные:
развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
донесение своей и понимание чужой позиций, умение работать в группах, общаться в парах, вести диалог;
Б) Познавательные:
Создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую;
развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
развитие умений передавать манеру общения героя, согласно его характеру при чтении по ролям;
развитие умений перевоплощаться в главного героя, передавая свои ощущения во время пересказа от его имени;
узнавать жанр произведения по определённым признакам.
В) Регулятивные:
создать условия для определения цели деятельности;
развивать умение соотносить результат с целью;
формировать умение оценивать свои результаты.
Г) Личностные:
учиться понимать особенности жизни в природе;
развивать эмоциональную сферу.
учить оценивать поступки, поведение героев произведения;
учить переживать всему живому на земле;
учить любить все вокруг себя.
Художественная задача текста:
показать беззащитность наших братьев меньших перед человеческим непониманием, жестокостью;
зависимость их маленькой жизни от человеческой мудрости, доброты и от суровой непредсказуемости природы.
Оборудование урока: выставка книг, раздаточный материал для учащихся, учебник
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учеников
– С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
– Почему ребята назвали мышонка Пиком?
– Кем стал мышонок Пик? (Мореплавателем)
– Подберите слова-синонимы к слову мореплаватель.
III. Постановка цели урока
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. Что же открывал своим юным читателям писатель В.В.Бианки? Он взял своих читателей за руку и повёл в удивительный мир, многоголосый, многокрасочный, мир переполненный тайнами, поэзией и красотой, фантастический мир природы, населенный удивительными Существами в перьях, шерсти и чешуе. По книгам В.в.Бианки мы не просто узнаём о жизни животных, живущих с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается отношение к ним, мы проникаем к ним сочувствием.
– Сегодня мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на своем корабле. Как у каждого путешественника у нас будет карта путешествия.
– Кем же был Виталий Валентинович Бианки?
IV. Проверка домашнего задания
1) Станция « Мы мореплаватели »
Работа над главой «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».
– Нашей задачей на этом этапе является доказать, что мы достойны быть мореплавателями, а для этого вспомним содержание главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».
– Внимание на экран. Вам необходимо ответить на поставленные вопросы.
– Давайте прочтем, как это случилось.
Чтение главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».
Беседа:
– Что ребята делали на берегу реки?
– Как мышонок попал в мореплаватели?
– Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?
– Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка?
– Что она придумала?
– Как Пик стал мореплавателем?
– Давайте прочитаем, как это случилось.
2) Станция «Кораблекрушение
– Как настоящие мореплаватели вы должны знать, почему может возникнуть кораблекрушение.
– Что нужно сделать, чтобы его избежать?
– Проверим, как вы умеете это делать, используя знания главы «Кораблекрушение».
Беседа:
– Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике?
– Умел ли он защищаться от врагов?
– Кто хотел погубить мышонка?
– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки?
– Удалось ли Пику выбраться из воды?
– Как он это сделал?
– Более подробно нам об этом расскажут Алёна Г., Данил К.
– Да ребята, вы умело можете избегать кораблекрушения, пройдя через самые сложные рифы.
Словарная работа: рифы.
– Интересно ли вам было прочитать, что произошло с мышонком дальше?
3) Станция страшная ночь.
– Значит, мы отправляемся дальше на станцию «Страшная ночь».
Беседа:
– Как мышонок стал искать себе пищу?
– Кого он встретил на берегу?
– Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?
– Что произошло с лягушонком?
– Где мышонок провёл остаток ночи?
– Знаете ли вы, что настоящий капитан должен уметь читать карту, чтобы умело вести свой корабль?
– Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям? Каждый из вас приготовил рисунок по главе «Страшная ночь». Определите и прочитайте отрывок, к которому относится каждый рисунок.
– Вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю, что вы могли бы, как настоящие капитаны читать карту. А что такое карта?
Словарная работа: карта
V. Физминутка – Станция «Отдохнём-ка»
VI. Изучение нового материала
1) Станция «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка»
– Интересно ли вам, что произошло с мышонком дальше? Давайте прочитаем.
– Чтение главы «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка». (Дети читают цепочкой по одному предложению.)
Проблемный вопрос:
– Как настоящие мореплаватели, вы должны быть очень внимательными и сказать после прочтения главы: «Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить?»
– Да, одному путешествовать нелегко.
– А нам, ребята, легко путешествовать? Почему?
– Повторное чтение – «жужжащие чтение».
Анализ прочитанного
2) Станция «Соловей-разбойник»
– Удалось ли мышонку найти других мышей?
– Сможем мы ответить на этот вопрос, прочитав главу «Соловей-разбойник».
Чтение главы подготовленными учениками.
Проблемный вопрос
Повторное чтение – «чтение спринт».
Анализ прочитанного – выборочное чтение (подготовлено учениками заранее).
VII. Закрепление нового материала
Станция «Продолжение»
1) Работа с иллюстрацией учебника
2) Итог урока. Рефлексия
-Каждое прочитанное произведение нас чему-то учит, заставляет над чем-то задуматься.
(чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их)
-Чему учит, о чем заставляет вас задуматься рассказ «Мышонок Пик»?
(вывод: можно выйти победителем из любой ситуации , только не нужно впадать в панику, не унывать, а добиваться своего)
- Давайте напишем нашему герою мышонку пожелания.
(дети на стикерах пишут пожелания мышонку и прикрепляют к доске)
– Понравилось ли вам путешествовать по морю с мышонком?
– Хотели бы вы прочитать продолжение этой сказки и узнать, что случилось с мышонком Пиком потом?
– Почему наша последняя станция называется «Продолжение»?
3) Домашнее задание
– Найдите эту сказку в библиотеке, прочитайте её, подготовьте пересказ понравившейся главы.
– А чтобы доказать, что вы настоящие мореплаватели, составьте свою карту – картинный план к главам, которые мы прочитали.
– Наше путешествие завершилось. Каждый из вас доказал, что он настоящий мореплаватель