СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 11 классе на тему "Жизнь и творчество В.П. Астафьева. Повествование в рассказах «Царь-рыба»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит обучающихся с личностью В.П. Астафьева, с особенностями его творчества. Ребята узнают творческую историю произведения "Царь-рыба" и в ходе аналитической беседы составляют представление о нём. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 11 классе на тему "Жизнь и творчество В.П. Астафьева. Повествование в рассказах «Царь-рыба»"»

Предмет: литература

Класс: 11 (общеобразовательный)

Тема: «Жизнь и творчество В.П. Астафьева. Повествование в рассказах «Царь-рыба».

Цели урока: получить представление о личности В.П. Астафьева, об особенностях его творчества, о произведении «Царь-рыба».

Ссылка на Интернет-ресурсы.

Видеопрезентация «Жизнь и творчество В.П. Астафьева»:

https://www.youtube.com/watch?v=Wv7_6LJiqxo


Ход урока

Понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле есть истинное и высшее назначение литератора, в том числе и мое.

В. П. Астафьев

I. Актуализация изученного материала.

- Что вам известно о В.П. Астафьеве?

- С какими произведениями писателя вы познакомились ранее?

II. Введение в тему урока.

1. Чтение и осмысление эпиграфа.

2. Проверьте себя. Блиц-опрос по видеопрезентации

1) Годы жизни В.П. Астафьева.

2) Как называлось село, в котором родился писатель?

3) Кто одним из первых разглядел в В.П. Астафьеве литературный талант?

4) Под каким названием был сначала напечатан рассказ «Васюткино озеро»?

5) Назовите три произведения В.П. Астафьева, изученных вами ранее.

6) Была ли возможность у писателя не отправляться на фронт?

7) Перечислите 3-4 профессии, которыми пришлось овладеть В.П. Астафьеву после войны.

8) В каком году писателем был издан первый сборник рассказов? Как он назывался?

9) За какое произведение В.П. Астафьеву была присуждена в 1978 г. Государственная премия СССР?

10) Как называется известная автобиографическая повесть в рассказах, созданная В.П. Астафьевым?

III. Освоение нового материала. Конспект.

1. Жизнь и творчество В.П. Астафьева

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – один из крупнейших русских писателей второй половины XX века. Его творчество можно условно разделить на три периода: «уральский», «вологодский» и «сибирский». В основу данной систематизации легли события биографии, работа над этапными произведениями, эволюция мировоззрения.

Первый период (1951 - 1969) можно охарактеризовать как период становления. Внутри этого периода можно выделить время первых опытов, ученических вещей.



Сюда войдут произведения и книги, написанные и изданные с 1951 по 1958 годы: от «Гражданского человека» и сборника «До будущей весны» до романа «Тают снега» включительно. Вторая, завершающая часть этого периода характеризуется созданием и появлением значимых оригинальных произведений писателя («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», первая книга «Последнего поклона», первые редакции «Пастуха и пастушки»). Все характерные для В.П. Астафьева жанровые формы, все темы и мотивы его творчества были намечены уже в этот период.

Второй период творчества (1969 - 1980) - это время жанрово-стилевых открытий писателя. Он создает оригинальные, универсальные по жанру и стилю произведения: «современную пастораль» «Пастух и пастушка», «повествование в рассказах» «Царь-рыба». Написанное в эти годы В.П. Астафьев отождествляет с «деревенской прозой».

Третий период творчества (1980 - 2001) оказался для писателя самым длительным и продуктивным по числу созданных произведений. В.П. Астафьев находит в себе силы для мощной критики социальных и политических устоев, для национальной самокритики, выразившейся в усилении тенденции отрицания, сатирической образности в произведениях той поры. «Кумирами» этого времени стали для В.П. Астафьева русские классики - Достоевский, Гоголь, Толстой.

2. Систематизация полученных знаний.

Работа с таблицей

Задание: изучите таблицу, дополните её, опираясь на полученные сведения.

Отличительные особенности творчества В.П. Астафьева

1. Уникальность творчества

Определяется двумя противоположными тенденциями - тяготением к универсальности, отрицанием сложившихся в литературе схем и стереотипов.

2. Универсальность художественной системы

Проявилась в его причастности к различным художественным методам, системам, направлениям и течениям.

3. Жанровое многообразие

«Затеси», рассказ, повесть, повесть в рассказах, автобиографическая повесть, роман в разное время приносили писателю неизменное признание. 

4. Тематическое богатство

Природа, человек, война, сиротство, гибель деревни, нравственность.

5. Эволюция творчества

Продолжалась несколько десятилетий и нашла свое непосредственное отражение в знаковых произведениях писателя.

6. Тяготение к автобиографизму, исповедальности, глубокому лиризму

Всё, что было пережито В.П. Астафьевым, помогло исследованию жизни в ее сложных связях и противоречиях.

7. Этико-философская глубина произведений

Проза В.П. Астафьева является наиболее значимым феноменом «экологической литературы».


IV. Работа по изучению произведения.

1. История создания повествования в рассказах «Царь-рыба»

В 1976 году была опубликована книга «Царь-рыба» о вмешательстве цивилизации в жизнь природы. Именно «Царь-рыба» принесла В.П. Астафьеву всесоюзную известность. Однако напечатать книгу целиком удалось не сразу: были изъяты две главы - «Норильцы» и «Дамка». Цензоры посчитали повесть «дерзкой, чуть ли не антисоветской продукцией». В урезанном виде «Царь-рыба» была опубликована и завоевала любовь читателей. Два года спустя, в 1978-м, повесть вышла отдельным изданием. Вскоре она удостоилась Государственной премии СССР и была переведена на множество иностранных языков, но без цензурных изъятий вышла только в 1990-е годы.

Литературный критик Ф. Кузнецов в рецензии на произведение употребил обозначение «натурфилософская проза», так как «философия природы» в «Царь-рыбе» является смысловой доминантой.

2. Аналитическая беседа (по всей книге)

Вопросы

- Определите жанр произведения «Царь-рыба»? (Повествование в рассказах.)

- В чём своеобразие композиции книги? (12 рассказов делятся по своему содержанию на две части; в первой повествуется о браконьерах, во второй центральным персонажем является Аким.)

- Определите художественное пространство книги. (Действие происходит на Енисее, его притоках и берегах.)

- Как вы понимаете смысл эпиграфов? (Эпиграфы готовят нас к тому, что будет в сборнике, отражая его противоречивое содержание.)

- Назовите основную тему произведения. (Человек и природа.)

- Как соотносятся друг с другом человек и природа в книге? (Человек и природа представляют собой единое целое.)

- Кто в повествовании противостоит природе? (Браконьеры.)

- Чем неизменно заканчиваются рассказы о браконьерах? (Наказанием.)

- Есть ли в «Царь-рыбе» положительные герои? (Во второй части книги на центральное место вышел Аким, появляются и другие герои, сострадающие природе.)

- В чём видит автор нравственную силу личности? (В заботливом отношении к природе, в трудолюбии, совестливости, человеколюбии.)

V. Рефлексия

- Что нового вы узнали о творчестве В.П. Астафьева?

- Актуальна ли тема, поднятая в книге «Царь-рыба»?

Домашнее задание: 1) пользуясь таблицей, запомните отличительные особенности творчества В.П. Астафьева; 2) прочитайте рассказ «Царь-рыба» из одноимённого цикла, определите основные проблемы произведения; 3) напишите характеристику браконьера Игнатьича в виде синквейна.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!