Предмет: литература
Класс: 11 (общеобразовательный)
Тема: «Жизнь и творчество В.П. Астафьева. Повествование в рассказах «Царь-рыба».
Цели урока: получить представление о личности В.П. Астафьева, об особенностях его творчества, о произведении «Царь-рыба».
Ссылка на Интернет-ресурсы.
Видеопрезентация «Жизнь и творчество В.П. Астафьева»:
https://www.youtube.com/watch?v=Wv7_6LJiqxo
Ход урока
Понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле есть истинное и высшее назначение литератора, в том числе и мое.
В. П. Астафьев
I. Актуализация изученного материала.
- Что вам известно о В.П. Астафьеве?
- С какими произведениями писателя вы познакомились ранее?
II. Введение в тему урока.
1. Чтение и осмысление эпиграфа.
2. Проверьте себя. Блиц-опрос по видеопрезентации
1) Годы жизни В.П. Астафьева.
2) Как называлось село, в котором родился писатель?
3) Кто одним из первых разглядел в В.П. Астафьеве литературный талант?
4) Под каким названием был сначала напечатан рассказ «Васюткино озеро»?
5) Назовите три произведения В.П. Астафьева, изученных вами ранее.
6) Была ли возможность у писателя не отправляться на фронт?
7) Перечислите 3-4 профессии, которыми пришлось овладеть В.П. Астафьеву после войны.
8) В каком году писателем был издан первый сборник рассказов? Как он назывался?
9) За какое произведение В.П. Астафьеву была присуждена в 1978 г. Государственная премия СССР?
10) Как называется известная автобиографическая повесть в рассказах, созданная В.П. Астафьевым?
III. Освоение нового материала. Конспект.
1. Жизнь и творчество В.П. Астафьева
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – один из крупнейших русских писателей второй половины XX века. Его творчество можно условно разделить на три периода: «уральский», «вологодский» и «сибирский». В основу данной систематизации легли события биографии, работа над этапными произведениями, эволюция мировоззрения.
Первый период (1951 - 1969) можно охарактеризовать как период становления. Внутри этого периода можно выделить время первых опытов, ученических вещей.
Сюда войдут произведения и книги, написанные и изданные с 1951 по 1958 годы: от «Гражданского человека» и сборника «До будущей весны» до романа «Тают снега» включительно. Вторая, завершающая часть этого периода характеризуется созданием и появлением значимых оригинальных произведений писателя («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», первая книга «Последнего поклона», первые редакции «Пастуха и пастушки»). Все характерные для В.П. Астафьева жанровые формы, все темы и мотивы его творчества были намечены уже в этот период.
Второй период творчества (1969 - 1980) - это время жанрово-стилевых открытий писателя. Он создает оригинальные, универсальные по жанру и стилю произведения: «современную пастораль» «Пастух и пастушка», «повествование в рассказах» «Царь-рыба». Написанное в эти годы В.П. Астафьев отождествляет с «деревенской прозой».
Третий период творчества (1980 - 2001) оказался для писателя самым длительным и продуктивным по числу созданных произведений. В.П. Астафьев находит в себе силы для мощной критики социальных и политических устоев, для национальной самокритики, выразившейся в усилении тенденции отрицания, сатирической образности в произведениях той поры. «Кумирами» этого времени стали для В.П. Астафьева русские классики - Достоевский, Гоголь, Толстой.
2. Систематизация полученных знаний.
Работа с таблицей
Задание: изучите таблицу, дополните её, опираясь на полученные сведения.
Отличительные особенности творчества В.П. Астафьева
1. Уникальность творчества | Определяется двумя противоположными тенденциями - тяготением к универсальности, отрицанием сложившихся в литературе схем и стереотипов. |
2. Универсальность художественной системы | Проявилась в его причастности к различным художественным методам, системам, направлениям и течениям. |
3. Жанровое многообразие | «Затеси», рассказ, повесть, повесть в рассказах, автобиографическая повесть, роман в разное время приносили писателю неизменное признание. |
4. Тематическое богатство | Природа, человек, война, сиротство, гибель деревни, нравственность. |
5. Эволюция творчества | Продолжалась несколько десятилетий и нашла свое непосредственное отражение в знаковых произведениях писателя. |
6. Тяготение к автобиографизму, исповедальности, глубокому лиризму | Всё, что было пережито В.П. Астафьевым, помогло исследованию жизни в ее сложных связях и противоречиях. |
7. Этико-философская глубина произведений | Проза В.П. Астафьева является наиболее значимым феноменом «экологической литературы». |
IV. Работа по изучению произведения.
1. История создания повествования в рассказах «Царь-рыба»
В 1976 году была опубликована книга «Царь-рыба» о вмешательстве цивилизации в жизнь природы. Именно «Царь-рыба» принесла В.П. Астафьеву всесоюзную известность. Однако напечатать книгу целиком удалось не сразу: были изъяты две главы - «Норильцы» и «Дамка». Цензоры посчитали повесть «дерзкой, чуть ли не антисоветской продукцией». В урезанном виде «Царь-рыба» была опубликована и завоевала любовь читателей. Два года спустя, в 1978-м, повесть вышла отдельным изданием. Вскоре она удостоилась Государственной премии СССР и была переведена на множество иностранных языков, но без цензурных изъятий вышла только в 1990-е годы.
Литературный критик Ф. Кузнецов в рецензии на произведение употребил обозначение «натурфилософская проза», так как «философия природы» в «Царь-рыбе» является смысловой доминантой.
2. Аналитическая беседа (по всей книге)
Вопросы
- Определите жанр произведения «Царь-рыба»? (Повествование в рассказах.)
- В чём своеобразие композиции книги? (12 рассказов делятся по своему содержанию на две части; в первой повествуется о браконьерах, во второй центральным персонажем является Аким.)
- Определите художественное пространство книги. (Действие происходит на Енисее, его притоках и берегах.)
- Как вы понимаете смысл эпиграфов? (Эпиграфы готовят нас к тому, что будет в сборнике, отражая его противоречивое содержание.)
- Назовите основную тему произведения. (Человек и природа.)
- Как соотносятся друг с другом человек и природа в книге? (Человек и природа представляют собой единое целое.)
- Кто в повествовании противостоит природе? (Браконьеры.)
- Чем неизменно заканчиваются рассказы о браконьерах? (Наказанием.)
- Есть ли в «Царь-рыбе» положительные герои? (Во второй части книги на центральное место вышел Аким, появляются и другие герои, сострадающие природе.)
- В чём видит автор нравственную силу личности? (В заботливом отношении к природе, в трудолюбии, совестливости, человеколюбии.)
V. Рефлексия
- Что нового вы узнали о творчестве В.П. Астафьева?
- Актуальна ли тема, поднятая в книге «Царь-рыба»?
Домашнее задание: 1) пользуясь таблицей, запомните отличительные особенности творчества В.П. Астафьева; 2) прочитайте рассказ «Царь-рыба» из одноимённого цикла, определите основные проблемы произведения; 3) напишите характеристику браконьера Игнатьича в виде синквейна.