СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 6 классе по теме "А.С.Пушкин. Стихотворения «Узник», "Туча". Вольнолюбивые устремления поэта."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 6 классе по теме "А.С.Пушкин. Стихотворения «Узник», "Туча". Вольнолюбивые устремления поэта." составлена в соответствии с тематическим планом, рекомендованным обновлёнными ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 6 классе по теме "А.С.Пушкин. Стихотворения «Узник», "Туча". Вольнолюбивые устремления поэта."»

Урок №25

Тема: А.С.Пушкин. Стихотворения «Узник», "Туча".

Вольнолюбивые устремления поэта.

Цель: продолжить знакомство с лирикой А.С. Пушкина; выявить влияние лицейской среды на формирование А.С. Пушкина как поэта; развить умение восприятия поэтического слова.

Планируемы результаты:

Предметные: научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы.

Метапредметные:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся
-Какие произведения Пушкина уже читали?

-Каковы темы изученных произведений?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.1. Вступительное слово учителя

-Лирическое наследие поэта имеет разную тематическую направленность. Много стихотворений написано поэтом на тему свободы.

-Мотивами свободолюбия были проникнуты мно­гие стихотворения А. С. Пушкина. Ко времени взросления Пушкина как поэта относится Отечественная война 1812 г., которая показала необходимость об­новления армии, оружия, обмундирования; жёсткий крепостнический строй. Нужно было что-то менять, и молодые дворяне, организуя различные общества, решают проблему изменения строя в стране. Результатом этой работы явилось восстание декабристов.

-А. С. Пушкин, лично знавший многих декабристов и друживший с ними, не страшась, высказывает своё мнение, за что неоднократно попадает в ссылку:

Свободу лишь учася славить,   

Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рождён царей забавить

Стыдливой музою моей.

-Такие стихи получили название «Вольнолюбивые стихи».

4. Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний.

4.1. Работа с учебником

Прочитать статью в учебнике об истории создания стихотворения «Узник».

- Когда и в связи с чем написано стихотворение?

4.2. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Фонохрестоматия.

4.3. Беседа (анализ стихотворения)

- Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

  • Работа со словарем

Узник- 1. Тот, кто находится в заключении, под стражей.2. перен. разг. Тот, кто пребывает в условиях угнетения, притеснения, бесправия.

  • Составление кластера «Узник»

Грусть, одиночество, тюрьма, заключение, решетка, неволя.

  • Работа с текстом стихотворения «Узник»

- Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишенного свободы?

- Какое значение имеет то, что второй узник именно орел? (Орел — символический образ, означающий свободу, волю, гор­дость, независимость, силу. Лирическому герою присущи те же качества.)

- Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

- Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)? (Пространство начинает расширяться. В этой строфе много глаголов действия, это придает строфе напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершающихся восклицанием: «Давай улетим!»)

- Как меняется пространство в последнем четверостишии?

- Какие предметы появляются?

- В чём особенность пейзажа? (В пейзаже преобладает не земное — деревья, травы, реки, а стихии, открытое, беспредельное пространство. Такой пейзаж вступает в противоречие с обычными представлениями о природе, подчеркивая недостижимость мечты лирического героя о воле. Поэтому интонация стихотворения грустная. На это слово падает логическое ударение.)

- Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается? (Чувство свободы. Оно подчеркивается чистыми яркими цветами: белеет, синеет. Вместо темницы — свет, вместо решеток — простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер — стихийность, величие, свобода. Повторы (словесные, синтаксические, метрические) придают речи поэтический, песенный характер, усиливают чувство устремленности к свободе. Это чувство надо понимать не только в прямом, предметном значении, но и более широко — как утверждение свободы вообще, свободы как условия жизни человека.)

- Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

- Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

- Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

- Какова же главная мысль этого стихотворения? (Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности).

- Обратите внимание на то, что само слово свобода в тексте отсутствует. Какие слова представляют это понятие? (Орел, задумал, зовет, улетим, вольные птицы; слова, представляю­щие стихии: туча, гора, морские края, ветер.)

4.4. Выразительное чтение стихотворения. (Работа в группах.)

4.5. Слушание стихотворения «Туча» в записи. Фонохрестоматия.

4.6. Беседа (анализ стихотворения)

- Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

- Какое настроение возникло у вас?

- Перечитайте стихотворение. В стих-ии встречаются слова, значение которых вам может быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.

  • Словарная работа.

Рассеять - разогнать в разные стороны, заставить разбежаться.

Лазурь - светло-синий цвет, синева.

Ликовать - торжествовать, восторженно радоваться.

Обвить - обмотать что-то вокруг чего-нибудь.

Алчный - жаждущий воды, влаги.

Миновать - пройти, окончиться.

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении

- Какую картину природы рисует поэт?

- Как изменения в природе влияют на настроение человека?

- Не кажется ли вам, что стихотворение имеет и другой скрытый смысл?

- В каких стихотворных строках эта мысль выражена наиболее ярко?

(Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом)

4.7. Выразительное чтение стихотворения. (Работа в группах.)

5. Первичная проверка понимания.

5.1. Сравнительный анализ стихотворений «Узник» и «Туча».

На примере двух прочитанных на уроке стихотворений Пушкина можно провести первые
наблюдения над особенностями сюжета в лирических произведениях:

-Вспомните, что такое сюжет, или найдите определение этого понятия в «Кратком словаре литературоведческих терминов».
-Какие события изображены в стихотворениях «Узник» и «Туча»?
-Можно ли говорить о присутствии сюжета в прочитанных стихотворениях?
(в стихотворении «Узник» как будто намечено некое сюжетное действие, но такое развёрнутое описание цепи связанных друг с другом событий, поступков, какое они отмечали, например, в балладе «Песнь о вещем Олеге», здесь отсутствует; В стихотворении «Туча» преобладает лирический элемент (переживания лирического героя, представленные в форме развёрнутого обращения).
6. Рефлексия.

- Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

7. Подведение итогов урока.

- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?

- Исследование каких стихотворений мы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали? (эпитет, различные новые слова)

- Удалось ли нам доказать, что в любом стихотворении очень важны изобразительно-выразительные средства, как эпитет и другие?

- Где можно применить новые знания?(при изучении новых стихотворений)

8. Домашнее задание:

1.Выучить 1 стихотворение наизусть (по выбору)

2.На выбор:

-нарисуйте картину по стихотворению «Туча»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя